Этрусская лига. Самые ужасные пытки в истории человечества (21 фото). Аргументация миграционной версии

Эта цивилизация процветала между 950 и 300 до н.э.. в северо-западной части Аппенинского полуострова между рекой Арно, протекающей через Пизу и Флоренцию, и Тибром, протекающим через Рим. Издревле эта область носит историческое название — Тоскана (в древности — Тусция), названная так коренными италийскими племенами по имени народа, населившего и облагородившего ее — тусков.

Этрурия располагалась в местности с прекрасным мягким климатом, широкими долинами, с плодородной почвой, словно самой природой приготовленной для земледелия. Хватало там и лесов, и минеральных ресурсов, которые этруски умело эксплуатировали, наладив производство замечательных металлических изделий, в особенности бронзовых скульптур, равных которым не было во всем Средиземноморье. Славились и этрусские вина, пшеница, лен. Раньше других на Аппенинском полуострове они занялись торговлей, установив связи со всеми крупными торговыми центрами Средиземноморья, успешно конкурируя с финикийцами и греками. Их моряки довольно часто занимались пиратством, что, впрочем, в те времена было почти синонимом. И делали они это с таким размахом, что греки даже сложили легенду о том, что сам бог Дионис во время своих скитаний попал в плен к этрусским пиратам. Само море было названо в их честь Тирренским, ибо греки называли их тирренами. Этрусками же позднее стали называть их римляне, сами они называли себя расенами или расна.

И кто, кроме греков, таких же славных мореходов, мог дать имя морю? Но именно этруски стали подлинными талассократами — хозяевами всего Западного Средиземноморья.

Но не только моряками и торговцами они были — этруски основали немало городов и колоний на Корсике, Эльбе, Сардинии, Балеарских островах и в Иберии. Они подчинили себе также важные области по западному побережью Италии — Лаций и Кампанию. Этруски проникли в Северную Италию, основав и там ряд городов. Они занимались осушением болот, возведением каменных стен вокруг городов, прокладкой канализации. Представители аристократии в этрусских городах, объединенных в лиги двенадцатиградий, уже жили в каменных домах, больше похожих на дворцы, когда жители соседнего Рима все еще обитали в примитивных постройках.

Но именно в Риме, возникшем на холмах среди болот, зародилась будущая угроза Этрурии. Спустя столетие, этруски предприняли немалые усилия для того, чтобы подчинить себе усиливающийся Рим — по преданию, три последних римских царя были представителями этрусской династии и многое сделали для «окультуривания» и города, и его жителей. Влияние Этрурии распространилось почти на всю Италию. Однако, счастье отвернулось от этрусков и неудачи стали преследовать их одна за другой. Вначале греки разбили в крупном морском сражении их некогда непобедимый флот. Затем, возмущенные неподобающим поведением царского сына, римляне изгнали из города весь царский род. Затем восстали самниты, после было нашествие галлов. Рим же окреп настолько, что не желал больше никому подчиняться. Уроки этрусков они усвоили хорошо, переняв многое и в военном деле. Время для Этрурии словно побежало быстрее. Золотой век окончился: уже бывшим повелителям Рима, еще недавним союзникам приходилось в тяжелых боях сдавать свои города один за другим. Но римляне были ненасытны — бесконечные войны требовали все новых средств. Сопротивление жестоко подавлялось. Последний этрусский город пал в 406 г. до н.э. Римляне щедро использовали раздачу привилегий для привлечения на свою сторону непокорных. Этруски смирились, со временем даже перешли на латынь.

Однако самое страшное, как оказалось, ждало впереди. Во время террора диктатора Суллы были уничтожены последние этруски.

Этруски многое дали римлянам — кроме уже упоминавшихся навыков в различных ремеслах и искусствах, они дали им алфавит и цифры (так называемые римские цифры, которыми мы пользуемся до сих пор, на самом деле были изобретены этрусками), даже символ Рима — знаменитая волчица — и тот этрусской работы.

Многое известно об этрусках. Многое, но не все…

Кто они были и откуда пришли на земли Италии? Некоторые источники сообщают, что они явно выделялись среди окружающих племен своими приземистыми фигурами с крупными головами и толстыми руками.
Этот народ сформировался тремя волнами миграций: из Восточного Средиземноморья (Анатолии); из-за Альп (Реции); из Северно-Каспийских степей (Скифии).

В пользу этой теории говорят труды Геродота, появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот, этруски - это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной. Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула Микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н.э, или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа.

Тит Ливий приводит полулегендарную версию о северном происхождении этрусков от приальпийских племён. Проникновение мигрирующих северных племён - носителей культуры Протовилланова на Апеннинский полуостров принимается большинством специалистов. В рамках данной гипотезы, этруски-расены состояли в родстве с альпийскими ретами, и в таком случае их допустимо рассматривать в качестве автохтонного, доиндоевропейского населения Центральной Европы, вобравшего в себя в разное время пришлые культурные и этнические элементы из Сардинии и, возможно, Малой Азии.

А отношение этрусков к женщинам настолько шокировало греков и римлян, что они называли его безнравственным. Для них было неприемлемо, что женщины этрусков пользовались независимым общественным положением и имели влияние в таких важных делах, как вопросы культа.

Происхождение этрусков остается тайной до сих пор. Одни археологи полагают, что они мигрировали из Эгейского региона, другие, что — из Северной Европы. Некоторые считают, что их культура зародилась непосредственно в Тоскане, внезапно получив толчок для быстрого развития.

Сами этруски верили, что являются потомками Геракла.

В XVI в. утверждалось, что после Потопа Ной основал двенадцать городов в Этрурии и что его тело покоится в окрестностях Рима. Добавляли к этому, что Геркулес Ливийский был основателем Флоренции. Эти идеи были весьма распространены во Флорентийской Академии.

Другой загадкой является язык этрусков. Несмотря на то, что известно около десяти тысяч различных текстов этрусков, и мы можем даже их прочесть, но никто еще не смог убедительно доказать, что он понимает, что означают эти записи. Потому что никто не знает, на каком языке говорили этруски.

С самого начала своего существования этрусский народ предстает в глазах Древнего мира богатой и могущественной нацией . Самоназвание этрусков – «расена» , их имя внушало великий страх, постоянно появлялось в «Анналах» который отмечает: «Даже альпийские племена, особенно ретийцы, имеют то же происхождение, что и этруски»; а Вергилий в своём эпосе о возникновении Рима подробно рассказывает древней Этрурии.

Этрусская цивилизация была, преимущественно, городской цивилизацией, в древности сыгравшей важную роль в судьбе Рима и всей западной цивилизации. Этрурия пала под натиском римских легионов к середине III века до н. э., но она не утратила своей культурной роли. Этрусские жрецы говорили на этрусском языке и в Тоскане, и в Риме вплоть до падения Римской империи, то есть до конца V века н. э. Начиная греческие мореплаватели начали селиться на южных побережьях Италии и Сицилии и торговали с жителями этрусских городов.

Жители Этрурии были известны грекам как «тирренцы» или «тирсенцы» , а римляне называли их тусками, отсюда и нынешнее название Тосканы. Согласно Тациту («Анналы», IV, 55), во времена Римской империи сохранил память о своем далеком этрусском происхождении; лидийцы и тогда считали себя братьями этрусков.

«Тирренцы» — это прилагательное, скорее всего, образованное от слова «тиррха» или «тирра» в Лидии есть место с называнием Тирра — turris – «башня», то есть «тирренцы» — это «люди цитадели». Корень очень часто встречается в этрусском языке. Царь Тархона, брата или сына Тиррена, основал Тарквинию и додекаполис – . Имена с корнем tarch давали богам или , Причерноморья и Малой Азии.

Этруски представляют собой один из народов древней цивилизации, переживший индоевропейское вторжение с севера в период с 2000-го по 1000 г. до н. э., и катастрофу уничтожения почти всех племён. Обнаружено родство этрусского языка с некоторыми до-эллинскими идиомами Малой Азии и островов Эгейского моря — доказывает связь этрусков с и ближневосточным миром . Вся история этрусков разворачивалась в бассейне Эгейского моря, именно, отсюда происходят этрусские религиозные представления и обряды, их уникальное искусство и ремесла, которые ранее не были известны на тосканской земле.

На острове Лемнос в VII веке до н. э. говорили на языке, похожем на этрусский. Этруски, видимо, произошли от смешения этнических элементов различного происхождения. Не подлежит сомнению многообразие корней этрусского народа, появившегося на свет благодаря слиянию различных этнических элементов.

Этруски имеют индоевропейские корни и появились на земле Апеннинского полуострова в первые годы VII века до н. э. Гаплогруппа этрусков G2a3a и G2a3b обнаружена в Европе; гаплогруппа G2a3b шла в Европу через Старчево и далее через археологическую культуру Линейно-Ленточной керамики, была обнаружена археологами в центре Германии.

Культура этрусков оказала значительное влияние на культуру римлян : жители Рима восприняли от этрусков их письменность и так называемые римские цифры, которые первоначально были этрусскими . Римляне восприняли навыки этрусского градостроительства, древние этрусские обычаи и религиозные верования и весь пантеон этрусских богов был принят римлянами.

При этрусском царе Тарквинии Древнем (VI веке до н. э.) в Риме началось осушение болотистых районов города посредством ирригационных каналов, в Риме была устроена сточная система канализации и сооружена Cloaca maxima, клоака в Риме действует и поныне.

стоял на высоком фундаменте – подиуме и имел лишь один вход, ориентированный на юг. Подиум и фундаменты храмов этруски строили из камня, а сами здания, арки, своды потолков, сложную систему стропил они строили из дерева. Это говорит о древней традиции этрусских мастеров деревянного зодчеств а. Римляне до сих пор удивляются тому, что этруски строили свои дома из дерева (срубы), и не строили домов из мрамора.

Рим позаимствовал у этрусков основы их , монументальный характер римской архитектуры унаследован от этрусков и воплощён в мраморе и камне. Архитектурная планировка внутренних помещений , атриумы – центральные помещения в домах этрусков, позаимствованы римлянами у этрусков. «Синьор Пиранези утверждает, что, когда римляне впервые захотели возводить массивные здания, основательность которых приводит нас в изумление, они были вынуждены обратиться за помощью к своим соседям – этрусским архитекторам.» Римляне на всех захваченных землях строили Капитолийский храм с южным входом – копию легендарного здания этрусских зодчих Тарквиниев и соблюдали ритуалы всех этрусских религиозных праздников.

Этруски разбирались в геодезии и измерительной технике, и римские землемеры учились у них . Деление итальянских земель и территории всех провинций на квадраты со стороной 710 метров — это заслуга этрусков.


В сущности, на семи холмах в Риме обосновалась этрусская цивилизация. К концу IV века до н. э. этрусским буквам. Первоначально в этрусских городах существовала монархия.

Этрусские цари Тарквинии в Риме носили золотую корону, золотой перстень и скипетр. Их церемониальной одеждой служила красная тога-пальмата, а царскую процессию возглавляли ликторы , несущие на плечах фасции – знак неограниченной власти повелителя. Фасции состояли из розог и топорика – церемониального оружия и символа политической и религиозной власти Тарквиниев.

В VI веке до н. э. монархия в Риме сменилась республикой; царя сменили, регулярно переизбиравшиеся, должностные лица. Новое государство по сути было олигархическим, с постоянным и сильным сенатом и ежегодно сменявшимися магистратами . Вся власть оказалась в руках олигархии, состоявшей из principes – ведущих граждан. Аристократический класс – ordo principum – контролировал интересы общины.

Семьи этрусков отличались именами – nomen gentilicum, этрусский «генс» - «gens» — семейная группа и cognomen — родовые ветви, и каждый этруск имел личное имя. Ономастическую систему этрусков в точности приняли у себя римляне. Ономастика (от др.-греч. ὀνομαστική) - искусство давать имена, была воспринята римлянами от этрусков.

Этруски повлияли на историю Рима и судьбу всего Запада. Латинские народы входили в конфедерацию этрусков , созданную по религиозному признаку .

В VI веке до н. э. возникла Этрусская лига, которая была религиозным объединением этрусских земель. Политическое собрание Этрусская лига проводилось во время всеобщих этрусских ежегодных религиозных праздников, устраивалась большая ярмарка, избирался верховный вождь Этрусской лиги, носивший титул rex (царь ), позднее — sacerdos (верховный жрец), а в Риме — избирался претор или эдил пятнадцати народов Этрурии.

Символ верховной власти сохранился в Риме после изгнания этрусской династии Тарквиниев из Рима в 510 году до н. э., когда возникла Римская республика, существовавшая 500 лет.

Потеря Рима была серьезным ударом для Этрурии, предстояли тяжелые битвы на суше и на море с Римской республикой и с в период 450-350 гг. до н. э.

На протяжении всей римской истории римляне повторяли все религиозные ритуалы , исполнявшиеся этрусскими царями. Во время празднования триумфа, победы над врагом, торжественная процессия шла на Капитолий, для жертвоприношения Юпитеру, а полководец стоял в своей боевой колеснице, во главе кортежа пленников и солдат, и временно уподоблялся верховному божеству.

Город Рим был заложен по плану и обряду этрусков. Закладку города сопровождали этрусские сакральные ритуалы . Место будущего города очерчивали по кругу городской чертой, и по ней пахали плугом ритуальную борозду, ограждающую будущий город от внешнего враждебного мира. Пропаханная окружность вокруг территории города соответствовала представлениям этрусков о Небесном мире – Темплум (лат. templum) — «Храме». Священные стены города на этрусском назывались ТУЛАр Спулар (лат. tular spular) у римлян стал называться – померий.

В этрусском городе обязательно строили три главные улицы, трое врат, три храма – посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве. Ритуалы строительства этрусских городов – Etrusco ritu – переняли римляне.

Мундус — яма в земле, где обитали души предков, в Риме находился на Палатинском холме. Бросание в общую яму (Мундус) горсти земли, принесенной с родины – важнейший обряд при закладки города, так как этруски и италики верили, что в родной земле заключены души предков. Поэтому, заложенный по такому обряду город становился их истинной родиной, куда переселялись души предков.

Другие этрусские города были основаны и построены в Этрурии (на Апеннинском полуострове) с соблюдение всех этрусских градостроительных правил и согласно религиозным канонам. Так был построен этрусский город Вольтерра, по-этрусски – Велатри, Лукумоний и другие были окружены высокими городскими стенами, а городские ворота Велатри Порта-дель-Арко, украшенные скульптурами – головами божеств сохранились до сих пор. В Южной Италии этруски основали города Нола, Ацерра, Ноцерра и город — крепость Капуя (итал. Capua), этрусский город Manthua, позже Мантуе.

Знаменитые древнеримские дороги, существующие и поныне, например, Виа Аппиа, были построены не без участия этрусков.

Этрусками был возведён самый большой ипподром Древнего Рима – Циркус Максимус, или Большой Цирк. По легенде, первые состязания в гонках на колесницах были устроены на ипподроме в VI веке до н.э. этрусским царём Рима Тарквинием Приском , который был родом из этрусского города Тарквинии.

Древняя традиция боёв гладиаторов берет начало из этрусской культуры жертвоприношений, когда пленным воинам стали давать шанс выжить, и если пленнику случалось выжить то, они считали, что так угодно богам.

В Этрурии, гробницы располагались за пределами городских стен — это этрусское правило неизменно соблюдалось во всём античном Средиземноморье: поселения мертвых должны быть отделены от поселений живых.

Римляне взяли за образец устройство этрусских усыпальниц, внутренней отделки гробниц, саркофагов, урн с прахом, а также погребальных ритуалов этрусков, веривших в загробную жизнь, аналогичную земной жизни.

Римляне верили во власть древних этрусских клятв, имевших магическую силу, если они обращены к этрусским божествам Земли. Этруски строили свои дома из дерева, недолговечного материала, но свои усыпальницы этруски строили на века для вечной жизни, каменные гробницы выбивали в скалах, скрывали их в курганах, украшая настенными с изображениями пиров, танцев и игр, и наполняя усыпальницы драгоценностями, оружием, вазами и другими ценными предметами. «Жизнь — мгновенье, смерть — на века»

Римские храмы строили из камня и мрамора, но украшали по типу этрусских деревянных храмов, существовавших в древней Козе, Вейи, Тарквинии, Вольсинии, столице Этрусской конфедерации.

Найденный в этрусском городе Вейи храм (Аполлона), с множеством терракотовых статуй богов в натуральную величину, исполненных с поразительным мастерством, работы этрусского скульптора Вулка.

Римляне ввели в свой пантеон почти всех этрусских богов. Этрусские боги стал Аидом, (Aritimi) — Артемида, — Земля, (этрус. Cel) — Гео (земля). На этрусском языке «Селс клан» - Celsclan - «сын Земли», «колено Земли». (Satre) — Сатурн; (Turnu), Туран, Тураншна (этрус.Turansna) - эпитет богини Туран - Лебедь, Лебёдушка; — Менерва. Этрусского бога растительности и плодородия, смерти и возрождения (этрусск. Pupluna или Fufluna) возник в городе Популония. Этрусский Фуфлунс царствует на симпозиумах и поминальных трапезах — соответствует римскому Бахусу, или Вакху, греческому Дионису.


Верховные боги этрусков составляли троицу , которой поклонялись в тройных храмах — это . Греческая богиня Геката стала зримым воплощением триединого этрусского божества. Культ троицы, которой поклонялись в этрусских святилищах с тремя стенами, – каждая была посвящена одному из трёх богов – также присутствует в крито-микенской цивилизации.

Так же, как этруски, римляне проявляли большой интерес к прорицаниям, гадателям, гаруспикам. Этрусские гробницы нередко окружают яйцеобразные этрусские колонны cippi – низкие каменные столбы (как у скифов каменные бабы) с украшениями, являющимися символом божественного присутствия.

В Этрурии игры и танцы имели ритуальное происхождение и характер. Этрусские воины с древнейших времен учились военным танцам в гимнасиях, танцы были не просто разновидностью воинской тренировки, но и для завоевывания расположения богов войны.

На фресках Этрурии мы видим вооруженных людей в шлемах, танцующих и стучащих копьями по щитам в такт ритму — , посвящённый богу Пирру

Римские салии – жрецы-воины – исполняли пиррический танец в честь Марса, жестокие гладиаторские бои (лат. Munera gladiatoria) римляне тоже позаимствовать из этрусской Тосканы в 264 г. до н. э.

Этруски были большими любителями музыки – под звуки двойной флейты, они и воевали, и отправлялись на охоту, и готовили, и даже наказывали рабов, о чем пишет с некоторым возмущением греческий учёный и философ Аристотель.

Рим призывал на свои торжества этрусских танцовщиков и мимов, которых римляне называли «хистрионес» - «histriones» – этот термин римляне тоже взяли у этрусков. Согласно Титу Ливию, этрусские танцоры и мимы ритмом своих движений умиротворили злых богов, наславших на город Рим ужасный бич – чуму в 364 году до н. э.

Этруски владели специфическими способами обработки золота и серебра. Найденные в 1836 году в кургане Черветери золотые украшения и тончайшая гравировка серебряных и бронзовых зеркал представляют собой вершину мастерства VII века до н.э. — в это время римского ювелирного искусства не существовало!

Сокровища из гробницы Реголини-Галасси поражают совершенством и технической изобретательностью украшения из янтаря и бронзы, изделий из золота и слоновой кости , коробочки для косметики, фибулы, гребни, ожерелья, диадемы, перстни, браслеты и архаические серьги свидетельствуют о высоком мастерстве этрусских ювелиров.


Д остижения выводят этрусков в VII веке до н.э. на лидирующие позиции среди художников Западного Средиземноморья.В изобразительном искусстве чувствуется связь с финикийским, крито-микенским и , изображены те же фантастические звери – химеры, сфинксы и крылатые кони. Фантастическая этрусская химера на самом деле представляет собой звериный образ триединого божества — , повелевающей Рождением — это образ Козы-кормилицы, повелевающей Жизнью — образ Льва, повелевающей Смертью — образ Змеи.

В середине III века до н. э. Рим подчинил себе Этрурию (Таскану), военная и политическая роль Этрурии была ликвидирована, но Этрурия не лишилась своей самобытности. Религиозные традиции и ремесла процветали в Этрурии до начала христианской эры, и романизация шла очень медленно. Римляне посылали делегатов на всеобщее ежегодное религиозное собрание двенадцати племён этрусков из 12 этрусских городов в главном святилище Вольтумны – Fanum Voltumnae ; оно называлось «concilium Etruriae».

Города южной Этрурии рядом с Римом, вскоре пришли в упадок, а северная Этрурия представляла собой горно-рудный район — Кьюзи, Перуджа, Кортона, сохранили знаменитые производственные мастерские, выпускавшие предметы из ковкой стали и бронзы , Вольтерра и Ареццо — крупный промышленный центр, Популония — металлургический центр добычи руды и выплавки металлов , даже под властью Рима сохраняла своё промышленное и торговое могущество.

Этруски, древние обитатели Центральной Италии, некогда так и называвшейся – Этрурия (современная Тоскана), – один из самых загадочных народов, каких только знала .

У них была письменность, но современные ученые сумели расшифровать лишь малую часть из дошедших до нас записей. Богатая литература этрусков утрачена, не считая отдельных отрывков, а все, что мы знаем об их истории, дошло до нас лишь через нелестные комментарии греческих и римских авторов.

Древние этруски

Этрурия, область, примерно совпадавшая с территорией современной итальянской провинции Тоскана, была богата железными и медными рудами.

Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э.

Ее побережье изобиловало естественными гаванями. Так что этруски были хорошими мореходами и прекрасно владели искусством обработки металла.

Основой их богатства служила морская торговля слитками , бронзой и другими товарами по всему побережью Италии и Южной .

Около 800 г. до н. э., когда Рим еще представлял собой скопление жалких хижин, прилепившихся на вершине холма, они уже жили в городах.

Но этрусские торговцы столкнулись с ожесточенной конкуренцией со стороны греков и финикийцев.

Приблизительно в 600 г. до н. э. греки основали торговую колонию Массилия (совр. Марсель) на юге Франции. Располагая этим опорным пунктом, они смогли взять под контроль важный торговый путь, который вел по реке Рона в Центральную Европу.

Источником богатства этрусков была разработка минеральных запасов; в частности, они владели крупнейшими во всем Средиземноморье месторождениями меди и железа. Этрусские ремесленники делали из металла замечательные произведения искусства, например эту бронзовую статую Химеры — чудовища с головой льва и змеей вместо хвоста.

Для защиты своих интересов этруски заключили союз с Карфагеном. Этруски владели всеми передовыми технологиями своего времени; они строили дороги, мосты и каналы.

У греков они позаимствовали алфавит, расписную керамику и храмовую архитектуру.

В VI в. до н. э. владения этрусков расширились к северу и югу от их исконной области Этрурии. По свидетельствам римских авторов, в то время 12 крупных этрусских городов образовали политический союз – Этрусскую лигу.

Основание Римской республики

Некоторое время этрусские цари правили в Риме. Последний царь был свергнут группой римских аристократов в 510 г. до н. э. – эта дата считается моментом возникновения Римской республики (сам город Рим был основан в 753 году до н. э.).

С этого времени римляне начали постепенно отбирать у этрусков власть. В начале III в. до н. э. этруски исчезли с исторической сцены; их поглотила неуклонно расширявшаяся сфера политического влияния Рима.

Римляне переняли у этрусков множество идей в области культуры и искусства, строительства, обработки металлов и военного дела.

Этрурию прославили искусные художники и ремесленники, тем более что в военном отношении этруски не могли соперничать с римлянами.

Этрусские города мертвых

Этруски хоронили умерших в просторных некрополях, напоминавших по своему виду города. На юге Этрурии они высекали гробницы из мягких туфовых скал и оформляли их внутри, как жилье.

Часто в гробницы помещали изваяния, изображавшие умершего мужа и его жену, сидевших, раскинувшись, на скамье, словно во время пира.

Прародина этрусков занимала часть современной Тосканы. Они богатели благодаря морской торговле рудами металлов и с помощью богатства расширяли свое влияние в северной части Италии.

Другие гробницы украшали фресками, тоже изображавшими пиры, участников которых развлекали музыканты и танцоры.


Искусство этрусков

Значительная часть гробниц была разграблена ворами, но археологам удалось отыскать немало нетронутых усыпальниц.

Как правило, в них находилось много греческих ваз, а также колесницы, изделия из золота, слоновой кости и янтаря, свидетельствующие о богатстве похороненных там этрусских аристократов.

Основные даты

Этруски, как одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, играет важную роль в истории. Ниже приведены основные даты этрусской цивилизации.

Лет до нашей эры

Событие

900 В Северной Италии возникает культура вилланова, представители которой использовали железо.
800 Корабли этрусков ходят вдоль западного побережья Италии.
700 Этруски начинают использовать алфавит.
616 Царем Рима становится этруск Луций Тарквиний Приск.
600 Двенадцать этрусских городов объединяются в Этрусскую лигу.
550 Этруски завладевают долиной р. По к северу от Этрурии и строят там города.
539 Объединенная этрусско-карфагенская армия в морском сражении разбивает греческий флот и изгоняет греков с Корсики, которой завладевают этруски. Греческая колонизация Западного Средиземноморья приостанавливается.
525 Этруски безуспешно нападают на греческий город Кумы (юг Италии).
525 Этруски основывают поселения в Кампании (юг Италии).
510 Римляне изгоняют Тарквиния II Гордого, последнего этрусского царя Рима.
504 Этруски терпят поражение в битве у Аричии (юг Италии).
423 Самниты отбирают у этрусков г. Капую в Кампании.
405-396 Римляне после 10-летней войны захватывают г. Вейи.
400 Галлы (кельтское племя) пересекают Альпы, вторгаются на север Италии и селятся в долине р. По. Власть этрусков над регионом слабеет.
296-295 После ряда поражений этрусские города заключают мир с Римом.
285-280 Римляне подавляют серию восстаний в этрусских городах.

Теперь вы знаете, кто такие этруски, и чем их древняя цивилизация так интересует историков.

Италия в Новое время (1559-1814)

Современная история

Военная история Италии

Экономическая история Италии

Избирательная история

История моды в Италии

История денег в Италии

История музыки в Италии

Портал «Италия»

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей - их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако по современным представлениям, этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря ».

История

Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции - ориентализирующего, или геометрического, классического, эллинистического, а также возвышения Римской Республики. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.

Протовиллановианский период

Погребальная урна в виде хижины. IX век до н. э.

Самым важным из этрусских источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление saecula (столетий). Согласно ей первое столетие древнего государства, saeculum, началось примерно в XI или X веке до н. э. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII-X века до н. э.). Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Единственное важное свидетельство о начале новой цивилизации - изменение погребального обряда, который стал совершаться путём кремации тела на погребальном костре с последующим захоронением праха на полях урн.

Периоды Вилланова I и Вилланова II

После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла самобытность. Во II-I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. этрускам было даровано римское гражданство. К этому времени процесс ассимиляции этрусских городов был почти завершён. И всё же во II веке н. э. некоторые этруски говорили на своём языке. Гораздо дольше просуществовали гаруспики , этрусские предсказатели. Однако этрусская история была завершена.

Искусство

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX - началу VIII вв. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самым примечательным из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.

Наука

Об этрусской науке нам известно очень мало, за исключением медицины, вызывавшей восхищение у римлян. Этрусские врачи хорошо знали анатомию, и не случайно древний историк писал про «Этрурию, прославленную открытием лекарств». Некоторых успехов они достигли в стоматологии: в некоторых погребениях, например, даже были найдены зубные протезы.

Очень мало дошло до нас также сведений о литературе, научных и исторических трудах, созданных этрусками.

Города и некрополи

Каждый из этрусских городов оказывал влияние на территорию, которую контролировал. Точное количество жителей этрусских городов-государств неизвестно, по приблизительным подсчетам население Черветери в период расцвета составляло 25 тысяч человек.

Черветери был самым южным городом Этрурии, он контролировал залежи металлоносной руды, обеспечившей благосостояние города. Поселение располагалось рядом с побережьем на крутом уступе. Некрополь по традиции находился за пределами города. К нему вела дорога, по которой провозили погребальные повозки. По обеим сторонам дороги располагались гробницы. Тела покоились на скамьях, в нишах или терракотовых саркофагах. Вместе с ними помещали личные вещи усопшего.

Фундаменты домов в этрусском городе Марцаботто

От названия этого города (этр. - Цере) впоследствии произошло римское слово «церемония» - так римляне называли некоторые погребальные обряды.

Соседний город Вейи отличался отличной защитой. Город и его акрополь были окружены рвами, делавшими Вейи почти неприступным. Здесь обнаружили алтарь , фундамент храма и резервуары для воды. Вулка - единственный этрусский скульптор, имя которого нам известно, являлся уроженцем Вей. Область вокруг города примечательна вырубленными в скале проходами, служившими для отвода воды.

Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына или брата Тиррена Таркона, основавшим двенадцать этрусских полисов. Некрополи Тарквинии сосредотачивались возле холмов Колле-де-Чивита и Монтероцци . Вырубленные в скале гробницы защищались курганами, камеры расписывались в течение двухсот лет. Именно здесь обнаружили великолепные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке.

При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Там, где это было возможно, этруски использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.

Быт

Описанные выше дома и гробницы принадлежали людям, которые могли себе позволить приобретать предметы роскоши. Поэтому большинство предметов быта, найденных на раскопках, рассказывают о жизни высших слоев этрусского общества.

Керамика

Свои керамические изделия этруски создавали, вдохновляясь работами греческих мастеров. Формы сосудов менялись на протяжении столетий, равно как техника изготовления и стиль. Виллановианцы изготовляли гончарные изделия из материала, часто называемого импасто , хотя это не совсем корректный термин для описания италийских сосудов из глины с примесью, обожженных до коричневого или черного цвета.

Приблизительно в середине VII века до н. э. в Этрурии появились настоящие сосуды буккеро - характерная для этрусков черная керамика. Ранние сосуды буккеро были тонкостенные, украшенные насечками и орнаментом. Позднее излюбленным мотивом стала процессия животных и людей. Постепенно сосуды буккеро становились вычурными, перегруженными украшениями. Этот тип керамики исчез уже к V веку до н. э.

В VI веке получила распространение чернофигурная керамика. Этруски в основном копировали изделия из Коринфа и Ионии, добавляя что-то свое. Этруски продолжали производить чернофигурные сосуды, когда греки перешли к краснофигурной технике. Настоящая краснофигурная керамика появилась в Этрурии во второй половине V века до н. э. Излюбленными сюжетами были мифологические эпизоды, сцены прощания с умершими. Центром производства были Вульчи . Расписанная керамика продолжала производиться в III и даже во II веке до н. э. Но постепенно стиль склонялся к черной керамике - сосуд покрывался краской, что имитировало металл. Встречались посеребренные сосуды, изысканной формы, украшенные горельефами . Поистине знаменитой стала керамика из Ареццо , использовавшаяся на столах римлян в последующие столетия.

Изделия из бронзы

В работе с бронзой этрускам не было равных. Это признавали даже греки. Они коллекционировали некоторые предметы этрусской бронзы. Бронзовые сосуды, особенно для вина, часто повторяли греческие формы. Из бронзы делались черпаки и сита. Некоторые изделия украшались барельефами, ручки имели форму головок птиц или животных. Из бронзы делались канделябры для свечей. Сохранилось также большое количество жаровен для благовоний. Среди прочей бронзовой утвари встречаются крюки для мяса, тазы и кувшины, треножники для котлов, чаши для возлияний, подставки для игры коттабос.

Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы - лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.

Другие предметы обихода

Самые лучшие предметы в этрусском доме делались из бронзы. Прочие были утрачены, поскольку делались из дерева, кожи, лозы, ткани. Об этих предметах мы знаем благодаря различным изображениям. На протяжении нескольких столетий этруски пользовались креслами с высокой округлой спинкой, прототипом которого было плетеное кресло. Изделия из Кьюзи - стулья со спинками и столы с четырьмя ножками - свидетельствуют о том, что в VII веке до н. э. этруски сидели за столом во время принятия пищи. В Этрурии было распространено совместное принятие пищи супругами; они вместе возлежали на греческом ложе-клине, которое покрывалось тюфяками и подушками, сложенными вдвое. Перед ложем ставились низкие столики. В VI веке до н. э. появляется много складных стульчиков. Этруски также заимствовали у греков стулья с высокими спинками и высокие столы - на такие ставились кратеры и ойнохойи .

По современным стандартам этрусские дома обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.

Предметы роскоши и ювелирные изделия

На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса , янтаря, слоновой кости, драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы, украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы , изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью. Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии, изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду. Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.

Одежда и прически

Одежда состояла главным образом из накидки и рубашки. Голову покрывали высокой шапкой с круглым верхом и загнутыми полями. Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы и покрывали голову шапочкой. Обувью для мужчин и женщин служили сандалии. Этруски все носили короткие волосы, за исключением жрецов - гаруспиков. Жрецы свои волосы не стригли, но убирали их со лба узкой головной повязкой, золотым или серебряным обручем. В более древний период этруски свои бороды коротко стригли, но позднее их стали сбривать начисто.

Военная организация и экономика

Военная организация

Торговля

Ремесла и сельское хозяйство

Религия

Этруски обожествляли силы природы и поклонялись множеству богов и богинь. Основными божествами этого народа считались Тин (Тиния) - верховный бог неба, Уни и Менрва. Кроме них было много и других богов. Небо было разделено на 16 областей, в каждой из них обитало своё божество. В мировоззрении этрусков существовали также боги моря и преисподней, природных стихий, рек и ручьев, боги растений, ворот и дверей; и обожествленные предки; и просто различные демоны (например, Демон Тухулка с ястребиным клювом и клубком змей на голове вместо волос, который являлся исполнителем воли богов преисподней).

Этруски верили, что боги могут покарать людей за промахи и недостаток внимания к своим персонам, и поэтому для их умилостивления нужно приносить жертвы. Наибольшей жертвой полагалась человеческая жизнь. Как правило, это были преступники или пленники, которых заставляли вести смертельные бои во время похорон знатных людей. Однако в критические моменты этруски приносили в жертву богам и собственные жизни.

Власть и социальная структура общества

Досуг

Этруски любили участвовать в боевых состязаниях и, возможно, в помощи по хозяйству другим людям. Также этруски имели театр , но он не получил такого распространения, как, например, аттический театр, а найденных рукописей пьес недостаточно для окончательного анализа.

Топонимика

С этрусками связан ряд географических названий. Тирренское море было названо так древними греками , поскольку контролировалось «тирренами» (греческое название этрусков). Адриатическое море было названо в честь этрусского города-порта Адрия, контролировавшего северную часть этого моря. В Риме этрусков называли «туски», что отразилось позднее в названии административной области Италии Тосканы .

Этрусский язык и литература

Родственные связи этрусского языка являются дискуссионными. Составление словаря этрусского языка и расшифровка текстов продвигаются медленно и по сей день далеки от завершения.

Источники

  • Дионисий Галикарнасский. Римские древности: В 3-х тт. М.: Рубежи XXI, 2005. Серия «Историческая библиотека».
  • Тит Ливий. История Рима от основания города. В 3-х тт. М.: Наука 1989-1994. Серия «Памятники исторической мысли».
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3-х тт. М.: Наука, 1961, 1963, 1964. Серия «Литературные памятники».
  • Павел Орозий. История против язычников. Книги I-VII: В В 3-х тт. СПб.: Алетейя, 2001-2003. Серия «Византийская библиотека».

Литература

  • Блок Реймон. Этруски. Предсказатели будущего. М.: Центрполиграф, 2004.
  • Бор Матей, Томажич Иван. Венеты и этруски: у истоков европейской цивилизации: Сб. ст. М.;СПб.: Д-р Франце Прешерн, Алетейя, 2008.
  • Буриан Ян, Моухова Богумила. Загадочные этруски / Отв. ред. А. А. Нейхардт; пер. с чешского П. Н. Антонова. - М .: Наука (ГРВЛ, 1970. - 228 с. - (По следам исчезнувших культур Востока). - 60 000 экз. (обл.)
  • Василенко Р. П. Этруски и христианская религия // Античный мир и археология. Саратов, 1983. Вып. 5. С. 15-26.
  • Вогэн А. Этруски. М.: КРОН-Пресс, 1998.
  • Готтенрот Ф. Царство людей. 1994. С. 35-36.
  • Ельницкий Л. А. Из новейшей литературы об этрусках // Вестник древней истории. 1940. № 3-4. С. 215-221.
  • Залесский Н. Н. Этруски в Северной Италии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959.
  • Залесский Н. Н. К истории этрусской колонизации Италии в VII-IV вв. до н. э. Л.: Изд-во ЛГУ 1965.
  • Кондратов А. А. Этруски - загадка номер один. М.: Знание, 1977.
  • Мавлеев Е. В. Лукумоны // Наука и религия.
  • Мавлеев Е. В. Мастер «Суда Париса» из Оберлин Колледж в Эрмитаже // Сообщения Государственного Эрмитажа. 1982. Вып. 47. С. 44-46.
  • Майяни Закари. Этруски начинают говорить. М.: Наука, 1966. (Переизд: Майяни З. По следам этрусков. М.: Вече, 2003).
  • Макнамара Эллен. Этруски: Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2006. Серия «Быт, религия, культура».
  • Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М.: Изд-во МГУ, 1983.
  • Наговицын А. Е. Этруски: Мифология и религия. М.: Рефл-Бук, 2000.
  • Немировский А. И. Археологические музеи Тосканы // Вестник древней истории. 1992. № 1. С. 237-244.
  • Немировский А. И., Харсекин А. И. Этруски. Введение в этрускологию. Воронеж: Изд-во Воронежского Ун-та, 1969.
  • Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М.: Наука, 1983.
  • Пенни Дж. Языки Италии // . Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525–479 гг. до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и др. Пер. с англ. А. В. Зайкова. М., 2011. С. 852-874. – ISBN 978-5-86218-496-9
  • Риджуэй Д. Этруски // Кембриджская история древнего мира . Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525–479 гг. до н. э. М., 2011. С. 754-808.
  • Робер Жан-Ноэль. Этруски. М.: Вече, 2007. (Серия «Гиды цивилизаций»).
  • Соколов Г. И. Искусство этрусков . М.: Искусство, 1990.
  • Тюийе Ж.-П. Цивилизация этрусков / Пер. с фр. М.: АСТ, Астрель, 2012. - 254 с. - Серия «Историческая библиотека», 2 000 экз., ISBN 978-5-271-37795-2 , ISBN 978-5-17-075620-3
  • Эргон Жак. Повседневная жизнь этрусков. М.: Молодая гвардия, 2009. Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества».
  • Этруски: италийское жизнелюбие. М.: ТЕРРА, 1998. Серия Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации».
  • Macnamara E. Everyday life of the etruscans. М., 2006.

См. также

Ссылки

Похожие статьи