Государственная программа «Развитие здравоохранения. Государственная программа развития здравоохранения российской федерации Государственная программа развития здравоохранения рф

В России утверждена новая редакция государственной программы "Развитие здравоохранения" , которая будет действовать до 2020 года. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 294 , утверждающее программу, опубликовано на его официальном сайте. С текстом программы можно ознакомиться на сайте Минздрава России.

Бюджет программы составит 26 620,8 млрд руб. , в том числе 2451,2 млрд руб. из федерального бюджета, 11 079,4 млрд руб. – из региональных бюджетов и 13 090,2 млрд руб. – из средств ФОМС России.

Авторы программы рассчитывают, что с ее помощью удастся снизить смертность с 13,0 на 1000 человек в 2013 году до 11,4 на 1000 человек в 2020 году. Потребление алкоголя на одного человека в год планируется снизить с 12,5 л этанола в 2013 году до 10,0 л в 2020 году. Число курильщиков , как ожидается, снизится с 37,1% взрослого населения в 2013 году до 26,0% в 2020 году. Ожидаемая продолжительность жизни повысится с 71,4 года в 2014 году до 74,3 года в 2020 году.

При этом обеспеченность врачами, по прогнозам экспертов, снизится с 44,2 врача на 1000 человек в 2013 году до 43,0 в 2020 году. В Минздраве России объясняют это изменением формы учета: с 2014 года в статистике перестали учитывать аспирантов и ординаторов.

Авторы программы утверждают, что к 2020 году зарплата врачей будет вдвое превышать среднюю по региону , а зарплата среднего и младшего медицинского персонала сравняется со средней. В 2014 году, по данным Минздрава России, зарплата врачей составляет 130,7% от среднего уровня, зарплата среднего медицинского персонала – 76,2%, а зарплата младшего персонала – 51,0%.

Вопросы о зарплатах медиков были заданы Президенту РФ Владимиру Путину в ходе недавней "прямой линии", стенограмма которой опубликована на официальном сайте главы государства. В частности, врач из Волгограда спросил: "Почему официально озвучивается зарплата врачей 49 тысяч рублей в месяц, а по факту врачи получают в районе 12-15 тысяч рублей в месяц (и это врачи высшей категории, которые платят так же квартплату, налоги и так далее)?". Президент ответил: "В целом, по статистике, у нас заработные платы в медицине растут опережающими темпами, эти темпы выше, чем по другим отраслям".

Предыдущая редакция программы "Развитие здравоохранения" была утверждена .

24 апреля Правительство РФ утвердило новую редакцию не только программы "Развитие здравоохранения", но и многих других госпрограмм. В их числе – "Развитие образования", "Развитие промышленности", "Обеспечение доступным и комфортным жильем", "Охрана окружающей среды", "Развитие транспортной системы" и др. С соответствующими постановлениями можно ознакомиться на сайте правительства.

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №294. Этим постановлением признано утратившее силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. №2511-р.

Ответственный исполнитель: Министерство здравоохранения Российской Федерации(). Соисполнитель: Федеральное медико-биологическое агентство ().

Участники программы: Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство научных организаций, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное дорожное агентство, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

  • первый этап: 2013 – 2015 год
  • второй этап: 2016 – 2020 год

Объёмы бюджетных ассигнований, тыс. рублей

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Средства федерального бюджета (по предварительной оценке 2451185163,2 тыс. рублей) 413096449,8 357154180,6 260503600,8 262867673,8 263304352,2 286879826,8 299241851,9 308137227,3
Средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (по предварительной оценке 11079448074,3 тыс. рублей) 855100000 1278914456 1336464817,5 1396605734,3 1459452992,4 1525128377 1586133512,1 1641648185
Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования (по предварительной оценке 13090239782 тыс. рублей) 1059200000 1240116074,5 1452032467,1 1521253067,1 1684669055,1 1857824179,3 2042263268,1 2232881670,8
ИТОГО:
Общий размер средств составляет: 26 620 873 019,5

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • снижение смертности от всех причин до 11,4 случая на 1000 населения;
  • снижение младенческой смертности до 6,4 случая на 1000 родившихся живыми;
  • снижение смертности от болезней системы кровообращения до 622,4 случая на 100 тыс. населения;
  • снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10 случаев на 100 тыс. населения;
  • снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 190 случаев на 100 тыс. населения;
  • снижение смертности от туберкулеза до 11,2 случая на 100 тыс. населения;
  • снижение потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) до 10 литров на душу населения в год;
  • снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 26 процентов;
  • снижение числа зарегистрированных больных с диагнозом активный туберкулез, установленным впервые в жизни (на 100 тыс. населения) до 61,6 случая на 100 тыс. населения;
  • обеспеченность врачами составит 40,2 человека на 10 тыс. населения;
  • количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача, составит 3 человека;
  • повышение отношения средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 200 процентов;
  • повышение отношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 100 процентов;
  • повышение отношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 100 процентов;
  • повышение отношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 100 процентов;
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 года

Постановление от 15 апреля 2014 года №294. Госпрограмма направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.

Справка

Госпрограмма разработана Минздравом России.

Государственная программа «Развитие здравоохранения» (далее – госпрограмма) направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.

Ответственным исполнителем госпрограммы является Минздрав России, соисполнителем – ФМБА России, участниками определены МИД России, Минобороны России, Минпромторг России, Минсельхоз России, Минтруд России, Минэнерго России, Минфин России, Минэкономразвития России, ФНС России, ФСИН России, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, ФССП России, Росавиация, Росимущество, Росавтодор, Росморречфлот, ФАНО России, ФОМС.

В состав государственной программы включены следующие подпрограммы:

- «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»;

- «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»;

- «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины»;

- «Охрана здоровья матери и ребёнка»;

- «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей»;

- «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»;

- «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»;

- «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»;

- «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья»;

- «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»;

- «Управление развитием отрасли».

Целью госпрограммы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объёмы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

В рамках реализации госпрограммы решаются следующие задачи:

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

Повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, а также скорой медицинской помощи;

Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также технологий персонализированной медицины;

Повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения;

Обеспечение паллиативной медицинской помощью пациентов, страдающих неизлечимыми заболеваниями;

Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

Повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья.

Госпрограмма определяет развитие здравоохранения в России до 2020 года и реализуется в два этапа: первый этап (2013–2015 годы) – структурные преобразования; второй этап (2016–2020 годы) – развитие инновационного потенциала в здравоохранении.

Ресурсное обеспечение госпрограммы за счёт средств федерального бюджета определено с учётом необходимости достижения индикаторов, предусмотренных Указами Президента России от 7 мая 2012 года №597 , №598 , №606 , и Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Объём финансового обеспечения госпрограммы на 2013–2020 годы из всех уровней бюджетной системы составляет 26 620,8 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 2451,2 млрд рублей, средства консолидированных бюджетов субъектов Федерации – 11 079,4 млрд рублей, средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 13 090,2 млрд рублей.

Объёмы финансирования государственной программы будут уточняться при составлении проектов бюджетов на соответствующий год и плановый период.

В рамках реализации государственной программы планируется достижение следующих основных результатов:

Создание устойчивой мотивации населения к ведению здорового образа жизни;

Повышение удовлетворённости населения качеством медицинской помощи;

Создание условий для получения любым гражданином страны независимо от его места жительства гарантированного объёма медицинской помощи, удовлетворяющей единым требованиям по доступности и качеству;

Формирование научно-образовательных кластеров на базе лучших медицинских университетов;

Установление единых государственных приоритетов в области биомедицины, создание новых научных школ;

Повышение социальной привлекательности, уровня квалификации медицинских кадров и престижа профессии, в том числе на основе существенного увеличения заработной платы;

Создание условий для роста численности населения и увеличения продолжительности жизни.

Эффективность реализации государственной программы определяется достижением к 2020 году следующих показателей:

Снижение смертности от всех причин до 11,4 случая на 1000 населения; снижение младенческой смертности до 6,4 случаев на 1000 родившихся живыми;

Снижение смертности (на 100 тыс. населения) от болезней системы кровообращения до 622,4 случая, от дорожно-транспортных происшествий – до 10 случаев, от новообразований (в том числе от злокачественных) – до 190 случаев, от туберкулёза – до 11,2;

Снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчёте на абсолютный алкоголь, литров на душу населения в год) до 10 и распространённости потребления табака среди взрослого населения до 25 %, среди детей и подростков – до 15 %;

Снижение заболеваемости туберкулёзом до 35 случаев на 100 тыс. населения;

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 года;

Увеличение к 2018 году средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в соответствующем регионе до 200 %, а также увеличение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100 %.

Вопросы лекции1. Цель Государственной программы «Развитие здравоохранения».
2. Задачи программы.
3. Целевые индикаторы и показатели программы.
4. Этапы и сроки реализации программы.
5. Структурные реформы в области правового регулирования
сферы охраны здоровья.
6. Стратегическая цель программы и целевые индикаторы к 2020
году.
7. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны
здоровья.
8. Реформирование системы ПМСП населению.
9. Повышение эффективности оказания специализированной
помощи.
10. Повышение эффективности службы родовспоможения и
детства.

Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения» разработана в соответствии с Перечнем государственных программ РФ, утверждённы

Государственная программа РФ «Развитие
здравоохранения» разработана в соответствии
с Перечнем государственных программ РФ,
утверждённым распоряжением Правительства
РФ от 11 ноября 2010 г. №1950-р
Программа определяет цели, задачи, основные
мероприятия развития здравоохранения в РФ,
финансовое обеспечение и механизмы реализации
предусматриваемых мероприятий, показатели их
результативности

Цель программы:

обеспечение доступности
медицинской помощи и повышение
эффективности медицинских
услуг, объемы, виды и качество
которых должны
соответствовать уровню

населения, передовым
достижениям медицинской науки

Задачи программы:

-
-
-
-
Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны
здоровья и развития ПМСП;
Повышение эффективности оказания
специализированной, включая высокотехнологичную,
медицинской помощи, скорой, в т.ч. Скорой
специализированной, медицинской помощи, медицинской
эвакуации;
Развитие и внедрение инновационных методов
диагностики, профилактики и лечения;
Повышение эффективности службы родовспоможения и
детства;
Развитие медицинской реабилитации населения и
совершенствование системы сан-курортного лечения;
Обеспечение медицинской помощью неизлечимых
больных;

Задачи программы:

-
-
-
Обеспечение системы здравоохранения
высококвалифицированными и мотивированными
кадрами;
Повышение роли России в глобальном здравоохранении;
Повышение эффективности и прозрачности
контрольно-надзорных функций в сфере охраны
здоровья;
Медико-биологическое обеспечение охраны здоровья
населения;
И др.

Смертность от всех причин;
Материнская смертность;
Младенческая смертность;
Смертность от болезней системы
кровообращения;
Смертность от ДТП;
Смертность от новообразований (в т.ч.
злокачественных);
Смертность от туберкулёза;
Потребление алкогольной продукции (в
перерасчёте на абсолютный алкоголь);
Распространённость потребления табака;

Целевые индикаторы и показатели программы:

Заболеваемость туберкулёзом;
Соотношение врачей и среднего медицинского
персонала;
Средняя заработная плата среднего
медицинского (фармацевтического) персонала
от средней зарплаты в соответствующем
регионе;
Средняя заработная плата врачей – « - от
средней зарплаты в соответствующем
регионе;
Ожидаемая продолжительность жизни при
рождении.

Этапы и сроки реализации программы:

Государственная программа РФ
«Развитие здравоохранения»
реализуется в 2 этапа:
первый этап – 2013 - 2015 год;
второй этап – 2016 – 2020 год.

Объёмы бюджетных ассигнований Программы

ВСЕГО: 6 067 519 580,1 тыс. рублей

В области правового регулирования сферы охраны здоровья проведен целый ряд структурных реформ

За период 2006-2011г.г. приняты нормативные документы, основные из которых:

ФЗ от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в РФ»;
ФЗ от 22 ноября2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном
медицинском страховании в РФ»;
ФЗ от 24 апреля 2008 г. №51-ФЗ «О присоединении
Российской Федерации к Рамочной конвекции ВОЗ по
борьбе против табака»;
Концепция демографической политики РФ на период до
2025 года, утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г.
№1351;
Основы государственной политики РФ в области
здорового питания населения на период до 2020 г

Результативность функционирования системы здравоохранения:

Преодолены негативные тенденции в состоянии системы
диагностики и лечения основных социально значимых
заболеваний;
Произошли значительные положительные изменения в
демографической ситуации;
Заложены основы дальнейшего улучшения показателей
здоровья населения, их постепенного приближения к
европейскому уровню.

Причины смертности населения РФ

Стратегическая цель Программы -

Стратегическая цель Программы Формирование системы, обеспечивающей
доступность медицинской помощи и
повышение эффективности медицинских
услуг, объёмы, виды и качество которых
должны соответствовать уровню
заболеваемости и потребностям
населения, передовым достижениям
медицинской науки

Достижение стратегической цели Программы в 2020 году будет характеризоваться снижением значений следующих целевых индикаторов:

* Смертность от всех причин – до 11,4 случая на
1000 населения;
* Младенческая смертность – до 6,4 случая на 1000
родившихся живыми;
* Материнская смертность – до 15,5 случая на 100 тыс.
нас.
* Потребление алкогольной
продукции – до 10 литров на
душу населения в год;
* Распространённость
Потребления табака среди
Взрослого населения – до 25%
* Среди детей и подростков –
До 15%;

Обеспечение приоритета профилактики

Повышение эффективности ПМСП;
Оптимизация совокупного коечного фонда;
Повышение эффективности стационарной помощи;
Обеспечение населения профилактической помощью
шаговой доступности;
Разработка и внедрение механизмов стимулирования
поликлинического звена на возможно более раннее
выявление заболеваний до стадии, приводящей к
госпитализации

Основные задачи Программы в сфере профилактики инфекционных заболеваний

- Охват прививками не менее 95% контингентов, подлежащих
вакцинации;
- Включение в календарь прививок:
вакцинации против пневмококковой инфекции в 2014 г.,
Против ветряной оспы в 2015 г.,
Против вируса папилломы человека в 2016 г.;
- Снижение уровня распространённости инфекционных
заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением
иммунизации;
- Снижение темпов распространения ВИЧ-инфекции и вирусных
гепатитов В и С среди населения;
- Формирование у населения ответственного отношения к своему
здоровью, изменение модели поведения с рискованной на менее
рискованную.

Реформирование системы ПМСП населению


изменение системы оказания помощи сельскому населению;

модернизация существующих учреждений и их подразделений;

выстраивание потоков пациентов с формированием единых
принципов маршрутизации;

развитие новых форм оказания медицинской помощи –
стационар замещающих и выездных методов работы;

развитие неотложной помощи на базе поликлинических
подразделений;
- совершенствование принципов взаимодействия со стационарными
учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.

Повышение эффективности оказания специализированной помощи

– внедрение в практику инновационных методов
лечения,
- развитие инфраструктуры и ресурсного
обеспечения здравоохранения, включающего
финансовое, материально-техническое и
технологическое оснащение лечебнопрофилактических учреждений на основе
инновационных подходов и принципа
стандартизации,
Федеральным законом «Об обязательном медицинском
страховании» предусматривается включение с 2015 года
высокотехнологичной медицинской помощи в систему
обязательного медицинского страхования.

Повышение эффективности службы родовспоможения и детства:

* Развитие программы «Родовой сертификат»;
* Развитие сети перинатальных центров;
* Пренатальная диагностика
нарушений развития
ребёнка;
*Раннее выявление наследственных и врождённых
заболеваний сразу после
рождения ребёнка;
*Развитие специализированной медицинской помощи для
детей.

Государственная программа определяет цели, задачи, основные направления развития здравоохранения и мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение. По прогнозной оценке расходы на реализацию мероприятий Государственной программы из бюджетов всех уровней будут направлены средства в размере более 33 трлн рублей.

«В Государственной программе сформулированы основные приоритеты развития отрасли, в рамках которых Министерство планирует работать в среднесрочной перспективе, - говорит Министр Вероника Скворцова. - Программа отражает основные подходы к решению таких основополагающих для отрасли вопросов, как совершенствование инфраструктуры здравоохранения, формирование единой профилактической среды, повышение качества оказываемой медицинской помощи повышение уровня подготовки медицинских кадров и заработной платы в отрасли».

Государственная программа разработана Минздравом России в сотрудничестве с научной и медицинской общественностью и прошла общественное обсуждение, в том числе на площадке Открытого правительства.

Основой для формирования мероприятий, направленных на борьбу с такими серьезными социально значимыми заболеваниями, как болезни системы кровообращения, туберкулез, злокачественные новообразования, послужили результаты проведенного анализа реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» и программ модернизации, обобщение положительного опыта, накопленного за время реализации этих крупномасштабных проектов.

Реализация мероприятий Госпрограммы предусмотрена в два этапа: первый этап - с 2013 по 2015 год, второй этап - с 2016 по 2020 год.

Государственная программа включает подпрограммы: «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»; «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»; «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения»; «Охрана здоровья матери и ребенка»; «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям»; «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»; «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»; «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»; «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья»; «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»; «Управление реализацией Программы» - всего 11 подпрограмм.

Непосредственными результатами реализации государственной программы будет являться:

  • снижение смертности от всех причин (на 1000 населения) до 11,4 в 2020 году,
  • снижение материнской смертности (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) до 15,5 в 2020 году,
  • снижение младенческой смертности (случаев на 1000 родившихся живыми) снизится с 7,8 в 2016 году до 6,4 в 2020 году,
  • снижение смертности от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) до 622,4 в 2020 году,
  • снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) до 10 в 2020 году,
  • снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения) до 190 в 2020 году,
  • снижение смертности от туберкулеза (на 100 тыс. населения) до 11,2 в 2020 году,
  • снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) до 10 в 2020 году,
  • снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения (процент) до 25 в 2020 году,
  • снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков (процент) до 15 в 2020 году,
  • снижение заболеваемости туберкулезом (на 100 тыс. населения) снизится с 51,9 в 2016 году до 35 в 2020 году,
  • увеличение обеспеченности врачами (на 10 тыс. населения) до 44,8 в 2020 году,
  • достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:3 в 2020 году,
  • увеличение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги от средней заработной платы в соответствующем регионе вырастет до 200% к 2018 году,
  • увеличение средней заработной платы среднего медицинского персонала от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100% к 2018 году,
  • увеличение средней заработной платы младшего медицинского персонала от средней заработной платы в соответствующем регионе вырастет до 100% к 2018 году,
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 лет в 2020 году.

Похожие статьи