Игумен савватий мызников духовная академия. Морской характер настоятеля храма. Иерей Вячеслав Кулагин

В этом году исполнилось 200 лет со дня преставления святого праведного воина Феодора Ушакова. Для это особая дата, потому что именно здесь, в селе Хопылево Ярославской области, находится храм Богоявления Господня, где крестили будущего флотоводца. О том, как сегодня почитается святой адмирал на своей малой родине, о святынях Рыбинской земли и простом способе сохранения храмов в заброшенных деревнях рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» (опубликовано в октябрьском номере за 2017 год).

Святой покровитель Рыбинской земли

— Ваше Преосвященство, Вам исполняется 65 лет, из которых больше половины Вы служите в священном сане. Поэтому прежде всего позвольте поздравить Вас с юбилеем и пожелать благодати, здоровья и долгих, плодотворных лет жизни. Расскажите, пожалуйста, о своем личном отношении к святому адмиралу, который родился на Рыбинской земле, чувствуете ли с ним духовную связь?

— Конечно, здесь в нашей епархии мы все чувствуем, что святой адмирал — наш покровитель. И не только обращаемся к нему молитвенно, но и стараемся благоговейно чтить его память, понимая, какой это заступник и помощник. Если, например, встает вопрос восстановления святыни, то по его молитвам приходят люди, начинают жертвовать, помогать. И, становится очевидно, что это он собирает их вокруг этого дела. А лично мне святой Феодор Ушаков близок тем, что каждую работу, за какую он брался — он делал ответственно, тщательно, добросовестно, не теряя время, и всегда доводил до конца. Конечно, мы далеки от такого совершенства, но все же это очень показательно.

— Какие мероприятия проводятся епархией для сохранения памяти Ушакова среди его земляков? Как интерес к святому воину воспитывается у молодежи?

— Епархия постоянно прилагает усилия, чтобы память о святом праведном воине Феодоре Ушакове не угасла на его малой родине, а его жизнь была примером для молодежи. Самые яркие, запоминающиеся ежегодные события — это фестиваль в селе Хопылево и крестный ход в Рыбинске. Полное название фестиваля — Всероссийский фестиваль культуры и искусства «Ушаковъ».

Мы организуем его вместе с городской администрацией 6 августа, в день прославления святого адмирала. В этом году фестиваль прошел в четвертый раз и собрал около 600 участников. Праздник начался с Литургии в Богоявленском соборе Хопылево и освящения памятника адмиралу и его дяде — святому преподобному Феодору Санаксарскому. Затем состоялись концерт, пленэр, мастер-классы профессиональных художников, ярмарка народных ремесел, спортивные мероприятия и даже демонстрация полетов гидросамолетов.

В 2016 году в Рыбинскую епархию в это время мощи святого воина Феодора и был представлен фильм «На родине адмирала. Дневник 2016 года». Крестный ход у нас приурочен ко дню преставления святого (†14 октября) и обычно проходит 15 октября от Преображенского собора Рыбинска по бульвару Ушакова к памятнику святому воину. В нем участвуют не только духовенство и прихожане наших храмов, но и учащиеся кадетского корпуса и курсанты речного училища. Кроме того, наши земляки-предприниматели открыли в Рыбинске музей Федора Ушакова, где на экскурсиях делается акцент на духовную составляющую его жизни. В ежегодно проводятся международные конференции, разные образовательные мероприятия, посвященные святому адмиралу.

Работа со школьниками идет в нескольких направлениях: от занятий духовенства с детьми на классных часах и увлекательных викторин в летних лагерях до областных олимпиад. Например, в канун 2017 года епархия вместе с Ярославским государственным педагогическим университетом и региональным департаментом образования провела олимпиаду «Российский доблестный благочестивый адмирал», посвященную 200-летию Федора Ушакова.

В ней участвовало более 1000 учеников 4-8 классов из 47 школ Ярославской области из 9 муниципальных районов. Ребятам предложили вопросы по истории Отечества, географии, музыке и православному краеведению. Победители побывали в Петербурге и в Кронштадте. У этой олимпиады был такой резонанс, что она подняла настоящую волну интереса к Федору Ушакову: во многих школах Ярославской области прошли всевозможные мероприятия и уроки, посвященные святому праведному воину. Сегодня ярославский Департамент образования просит повторить ее еще раз.

И еще одно направление — летние православные слеты для детей и молодежи от 9 до 18 лет в селе Хопылево. Чуть больше недели ребята живут в палатках, сами готовят себе пищу, работают на кухне, следят за порядком. Для них разработан комплекс спортивных мероприятий, развивающих игр и викторин, часть из которых, разумеется, посвящена Федору Ушакову. Каждую смену собирается до ста человек. Причем, вместе с детьми могут приехать и родители. Лагерь для детей бесплатный, они берут с собой только продукты. Он настолько популярен, что 70% ребят «кочуют» из смены в смену. Дети обязательно участвуют в богослужениях, священник беседует с ними на темы, связанные с Православием. Один из пунктов программы — это помощь в восстановлении Богоявленского храма.

Архиерейские подворья

— А скоро ли начнется полноценная реставрация Богоявленского храма в Хопылево?

— Этот храм, между прочим, ровесник Российского флота, основан в 1701 году, имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Его полное название — храм Богоявления Господня на Острову. Когда-то он служил собором мужского Островского монастыря, основанного в XV веке и упраздненного в 1760-е годы. В 1930-40-е годы советская власть его закрыла, а в 90-х энтузиасты начали его понемногу восстанавливать. Более системные работы начались уже в середине нулевых, когда храм вернули Церкви. Ушаков был крещен здесь, но родился он в дер. Бурнаково (в 4 км от Хопылево), где у его родителей было небогатое имение. Возле храма в Хопылево они и похоронены, могила обустроена, установлен новый крест, ограда (обо всем этом рассказывается в упомянутом мною фильме). Спасибо местным жителям, которые несколько столетий ухаживали за их могилой. До 2016 года в храме служили несколько раз в год, как правило, на дни памяти праведного Феодора Ушакова — 6 августа и 15 октября. Каждый из настоятелей старался в меру сил сохранить его от дальнейшего разрушения.

Был обустроен Леонтиевский придел (в храме 5 приделов), где сегодня проходят службы, укреплен фундамент, в 2015 году сделали новую крышу. Но полное восстановление требует значительных вложений. Сейчас создается попечительский совет по его восстановлению, что, надеюсь, ускорит этот процесс. Мне удалось найти священнослужителя, который согласился жить в Хопылево постоянно, это настоятель Богоявленского храма игумен Савватий (Мызников). Это было непросто, потому что в Хопылево постоянно живут только три бабушки, а километр проселочной дороги в распутицу делает село недоступным для автотранспорта. Но благодаря подвижничеству отца Савватия литургическая жизнь там не прерывается, службы проходят по выходным и в двунадесятые праздники. И число желающих посетить святое место год от года растет.

— Известно также, что Богоявленский храм входит в число архиерейских подворий. А сколько их всего в вашей епархии и в каком они состоянии?

— Из всех архиерейских подворий наиболее обжитое место — это поселок Ваулово Тутаевского района. Там восстановлен женский монастырь и домовой храм св. Иоанна Кронштадтского, который находится в келейном корпусе, где живут насельницы, возобновлена богослужебная жизнь. Отец Иоанн Кронштадтский жил там летом, начиная с 1904 года. Сестры также восстанавливают Успенский храм.

В деревне Спас-Ухра два разрушенных храма — Преображенский (1763 г.) и Никольский (1774 г.). В Никольском храме крестили прп. Серафима Вырицкого, рядом с храмом похоронены родители преподобного. До ближайшего населенного пункта семь километров, дорога проселочная. Богослужения проходят несколько раз в год.

Самая сложная ситуация в деревне Пустынь Первомайского района. От монастыря (бывшей Исаковой пустыни) там немного, что осталось. Место безлюдное, в радиусе 12-15 км никаких деревень и сел нет, и, думаю, постоянного прихода там не сложится. Дороги вообще никакой. Из отдаленных районов можно добраться только на вертолете, местные жители приноровились ездить на службы на тракторах и вездеходах. Когда нет трактора, приходится идти несколько километров пешком. Молиться в бывшую пустынь, а службы бывают каждый месяц, паломники приезжают не только из Ярославской области, но из Питера, Вологды, Череповца. Постоянный приход — около 15 человек, все они знают друг друга и сами все организовывают для поездки. Бывает, что на эти службы приезжают даже колясочники, естественно, в прицепе на тракторе. Это настоящие подвижники. Богослужебная жизнь там идет уже около десяти лет, храм в полуразрушенном состоянии, поэтому в одном из сохранившихся зданий обустроен домовый храм в честь святых Царственных страстотерпцев.

— В Рыбинской епархии, судя по реестру, который Вы составили — 184 храма, включая руинированные. Есть ли в епархии программа по их восстановлению или хотя бы консервации?

— Программу охранных мероприятий по защите брошенных храмов от дальнейшего разрушения мы готовим ежегодно. Всего у нас таких двадцать храмов. Часть их стоит в лесу, в зарослях, дойти туда можно только пешком.

В каждом благочинии есть отдельная статистика по разрушенным святыням и определены по два-три храма, которые в первую очередь нуждаются в помощи. Один из простых и недорогих способов консервации — закрыть храм тентом. Так он без вреда может простоять 10-15 лет до реконструкции. Ивановский завод искусственных кож бесплатно отдает нам рулоны бракованного тента на самовывоз. Даже если от храма осталась часть стены, я считаю, надо и ее сохранить, потому что здесь находился Престол и совершалась Литургия, это священное место. Сами священники, кто живет поблизости, вместе с молодежью расчищают храм от мусора, закрывают его тентом. В настоящее время идет восстановление около двух десятков храмов. Ведь бывает, что те, кто родился в этих местах, возвращаются в заброшенную деревню и начинают потихоньку восстанавливать святыню.

Кроме того, если рядом кладбище, то есть шанс, что и храм восстановят. Даже в заброшенной деревне. Приезжая навещать могилы родственников, люди обязательно зайдут в храм помолиться, заказать требы, поговорить со священником. Когда я был благочинным в Тутаевском районе, мы с клириками разных храмов каждый месяц по субботам приезжали летом служить в село Пажа, в котором было два недействующих храма, два дома и кладбище. На наши молебны и панихиды собиралось до сотни человек из соседних сел. Со временем и Литургии начали там служить. Люди всегда готовы поддержать инициативных священников. Не проблема автобус для таких случаев найти, все можно организовать, поэтому главное не унывать.

Теология для всех

— У Вас в епархии работает программа двухгодичных курсов теологии для всех желающих. Можно ли получить государственный диплом по их окончании?

— Правильное название — «Курсы повышению квалификации по направлению "Теология"». Сейчас такие курсы организованы у нас в г. Данилове, на них ходят двадцать человек. Это педагоги истории, литературы и завучи сельских школ из Первомайского и Даниловского районов. После каждого тематического курса им необходимо сдать экзамен или получить зачет (по усмотрению преподавателя). Через год им выдается сертификат, с которым можно преподавать в школе предмет ОПК. Кроме того, в этом году решили предложить учителям полноценную подготовку с дипломом Ярославского педуниверситета по специальности «теолог-преподаватель», заочное обучение длится пять лет. Это считается вторым высшим образованием. Но желающих немного.

Во-первых, это труд, во-вторых, кому-то времени не хватает. И то, и другое — платное образование. Однако передо мной стояла цель — сделать теологическое образование максимально доступным. Поэтому у нас еще есть Богословские катехизаторские курсы, которые предназначены для всех желающих. Они организованы в Рыбинске и Тутаеве и рассчитаны на 2 или 4 года, занятия проходят три дня в неделю. Например, в Рыбинске их посещают около 50 человек. После окончания выдается епархиальное свидетельство с правом работать в воскресной школе. Можно преподавать Закон Божий, историю Церкви или заниматься просветительской и катехизаторской деятельностью на приходе. Кроме того, в прошлом году в Тутаеве епархия организовала короткие теологические курсы для сотрудников администрации. На первое занятие, конечно, вслед за главой Тутаева пришли все чиновники, но им так понравилось, что и на следующие лекции они ходили с большим интересом.

В рамках образовательной программы на уровне муниципальных образований епархия проводит также Рождественские епархиальные, Кузнецовские, Романовские, Даниловские чтения, которые у нас уже приобрели статус региональных событий. Организуем лекции для интересующихся Православием в библиотеках. К слову, библиотеки помогают налаживать доверительные отношения со школами. Это еще одна площадка, где до детей и учителей можно донести знания о православной вере и истории. В Ярославском педагогическом университете проводим краеведческие конференции, где делимся со студентами и преподавателями последними архивными находками.

Верные Христу

— Что удалось найти в архивах и где можно ознакомиться с результатами этих исследований?

— В архивах Ярославской области православными исследователями найдено около 1700 погибших и репрессированных за веру. Все, что удалось о них узнать, опубликовано в трехтомнике: «Все мы — Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие за веру православную в гонениях 1918-1953 годов». Очень помог с подбором материалов . Во время этой работы я попросил особое внимание уделить поиску сведений о жизни и подвиге угличской исповедницы Ираиды Тиховой, о которой издали отдельную книгу: «Другой жизни я не желаю…». Известно место ее захоронения, одно время я часто служил на ее могиле панихиды. Она была настоящей подвижницей и всеми силами старалась облегчить участь гонимых пастырей. В частности, ездила в ссылку к архиепископу Серафиму (Саймоловичу). Ираида Тихова была скромной сельской учительницей, всю жизнь свою посвятила школе, детям, заботе о близких.

В 1931 году ее арестовали за то, что она хранила в школьных шкафах богослужебные книги, спасая их от уничтожения. Когда вернулась из ссылки, ей запретили работать в школе. В 1943 году Ираида получила второй срок за то, что приютила в своем доме епископа. На допросах она не скрывала глубокую веру во Христа, за что получила еще 5 лет ссылки в Сыктывкаре.

В планах епархии написать икону, молитву, тропарь, кондак, акафист каждому новомученику, чтобы его можно было поминать не только в храме, где он служил, но и по всей епархии. Составить и издать жизнеописание каждого святого, для начала разместив на сайте. Курирует эту работу иерей Максим Масловский, благочинный Любимского округа. Кроме того, мы подготовили и установили несколько памятных досок, где служили священники-новомученики. В храмах есть посвященные им стенды. Когда приближается их память, публикуем в местной прессе статьи о них, организуем интересные встречи с родственниками пострадавших за веру. К сожалению, нам известны только несколько могил новомучеников, потому что большинство из них умерли в лагерях, либо были расстреляны, а где похоронено тело — неизвестно. Например, Петр Зефиров в 1918 году был убит в Тутаеве возле тюрьмы. Мы пытаемся установить и увековечить место его захоронения. Собрано очень много писем и документов, посвященных теме новомучеников, для музея хватит, но у нас пока нет помещения. Кроме того, наше духовенство вместе со студентами магистратуры кафедры «Теология» провели несколько уроков, посвященных местным святым, исповедникам и новомученикам в 4-х и старших классах Ярославля и Тутаева.

— Удается ли объяснить детям, в чем именно заключался подвиг новомучеников? На что делается упор — на мученическую кончину?

— Это скорее вопрос уже педагогической интерпретации. Детям нужно просто говорить об исповедниках веры. Приводить яркие примеры из жизни. Важно, какие эти люди были сами по себе, а страдания и мучения это уже заключительный акт жизни. За веру умирали очень многие, но были и те из них, кто свято жил. Например, исповедница Угличская Ираида Тихова, о которой я уже говорил, была замечательной учительницей, всю жизнь заботилась о близких своих, и в то же время, крепко стояла в вере, несмотря на все перенесенные гонения. Детям это понятно. Материал о новомучениках рядом с нами. Есть храмы, где их крестили, дома, где они жили, документы, их вещи и письма — все это осталось. Живая история легче воспринимается и запоминается. У ребят эта тема вызывает живой интерес. И, может быть, те из них, кого воодушевит духовный подвиг этих пастырей, сами выберут в жизни священническое служение.

Уметь выслушать и понять человека

— Ваше Преосвященство, через два года исполнится 40 лет, как Вы служите в духовном сане. Каким требованиям, на Ваш взгляд, должен отвечать современный священник?

— Священнику нельзя замыкаться только на богослужебной деятельности и на самом себе. Иначе он просто не выполнит своей задачи: видеть свою паству, уметь выслушать, понять и поддержать другого человека, проявить терпение, хотя это и бывает подчас очень трудно. Слава Богу, враждебного отношения сейчас к духовенству нет, но недоброжелатели регулярно находятся, устраивают провокации, на которые приходится как-то реагировать. Например, один из ночных клубов устроил «пасхальную вечеринку», и некоторые туда пришли, нарядившись монахами, сфотографировались на фоне бурно празднующих и выложили в сеть. Епархия обратилась с серьезной претензией к администрации этого заведения, и она принесла свои извинения. Или бывает, что мы подаем документы на возвращение Церкви принадлежавшего ей объекта, а его собственник устраивает в СМИ кампанию, что у него уже все отобрали, а его самого выгоняют чуть ли не на улицу. Хотя это совсем не так, и собственнику обычно всегда предоставляют другое помещение или оно используется совместно, если, например, музей находится в здании часовни.

Сейчас сложно представить, что еще буквально пару лет назад храм Богоявления-на-Острову в Хопылево пустовал, ветшал и разрушался. Службы здесь проходили крайне редко, несколько раз в год, как правило, в дни празднования памяти святого праведного воина Феодора Ушакова, который был крещен именно здесь, в Хопылёве.

Сегодня же каждый ребенок из близлежащих деревень знает, что всегда может зайти к доброму отцу Савватию - нынешнему священнику Богоявленского храма, не зачем-то, а просто так. И даже во время нашей встречи проезжающие мимо на велосипедах мальчишки кричали моему собеседнику: «Отец Савватий, здравствуйте!».

«Добрый» - этот эпитет надежно закрепился за отцом Савватием, даже родился священнослужитель в селе под названием Доброе. Расположено это местечко в Симферопольском районе Крымской области. Маленький Сережа Мызников так же, как все мальчишки, закончил школу, отслужил в армии, в общем, жил обычной мирской жизнью. И только в 29 лет, придя в храм, Сергей увидел один образ, который удивил его.

«Первомученник Архидиакон Стефан - это была какая-то необычная икона, она по-настоящему меня впечатлила. И я стал ходить в храма Феодора Стратилата и всех Крымских Святых в городе Алушта. Приходил, чтобы просто чем-то помочь: песок разгрузить, что-то сделать для восстановления храма,- делал, что попросят».

Уже спустя совсем короткое время Доброго помощника Сергея в храме знали все прихожане. Его начали приглашать в алтарь, предложили должность пономаря и устроили строителем при храме. Восстанавливал святыню отец Савватий совершенно бесплатно, как говорит сам - во Славу Божию.

«Я четыре года провел в послушании у отца Михаила Халюто. В Рыбинской епархии есть тоже Михаил Халюто, а я был у его дядюшки. За это время я был и строителем, и сторожем, работал на кассе и даже в трапезной. На что меня благословляли, то я и старался выполнять по совести. А в 33 года мне батюшка предложил священствовать».

Но скромный прихожанин Сергей от предложения отказался, решил подумать.

«В это время к нам в церковь приезжал батюшка из другого храма. Он-то мне и сказал, что от таких предложений отказываться нельзя, и что мне нужно пойти покаяться и сказать, что я должен встать на путь служения Богу. А позже меня направили еще и к архиерею. Архиерей меня спрашивает: "Ну что, готов стать священником?" - я ему ответил, что нет, на что мне было сказано писать заявление, и что если бы я ответил как-то иначе, то он бы поставил под вопрос мое назначение».

Отцу Савватию удалось послужить в восьми храмах и четырех монастырях Крымской области. С епископом Рыбинским и Даниловским Вениамином отец Савватий познакомился еще когда тот был протоиереем.

«Владыка к нам в Крым приезжал. И мы с ним общались. Он приходил ко мне в храм в Грушевку, мы проводили время за беседой. И он приглашал меня не раз сюда, а я как-то не решался. А потом задумался: а вдруг это промысел Божий? И тогда я решился. Пришел и сказал: "Куда, Владыка, желаете меня поставить?" А он мне ответил: "Я тебе даю два места: там, где родился преподобный Серафим Вырицкий, или Хопылёво».

После посещения села Хопылево отец Савватий сразу понял - это то место, которое он должен помочь восстановить. Вся жизнь священнослужителя была переплетена с жизнью нашего великого земляка, непобедимого флотоводца, святого праведного воина Феодора Ушакова. Еще когда отец Савватий был исполняющим обязанности наместника в Севастополе, ему довелось защищать диплом о Свято-Георгиевском монастыре.

«Проведя архивную работу, удалось узнать, что когда Федор Ушаков был в Севастополе, он три тысячи рублей пожертвовал на наш Свято-Георгиевский храм. Я еще тогда почувствовал эту связь: и храм, и город, и его жизнь. Меня до глубины души еще тогда тронуло это сочетание силы, смелости, воли и святости в одном человеке».

Жизнь отца Савватия настолько тесно связана с Ушаковым, что многие даже стали думать, что священнослужитель когда-то был моряком.

«Многие так говорят, потому что я надевал тельняшку. Видимо, это тоже немного роднит меня с великим адмиралом. И честно скажу - я бы рад был ему послужить».

Уже почти на протяжении года в храме Богоявления-на-Острову благодаря отцу Савватию ведутся регулярные службы. В летнее время в Хопылево приезжают неравнодушные люди, чтобы просто помочь священнослужителю в восстановлении святыни. Но мало кто знает, что всю зиму настоятель прожил тоже здесь, в обычном строительном вагончике. Благодаря находчивости, смекалке и вере несколько месяцев священник жил и трудился как монах. Как говорит сам отец Савватий, благодаря этому у него было время подумать и понять одну простую истину.

В благодарность за спасение моряки основали на береговом склоне обитель с пещерной церковью во имя Георгия Победоносца. На самой скале был установлен крест.

В 1794 году, когда Крым уже был в составе Российской империи , греческие монахи покинули Георгиевский монастырь, не пожелав перейти в подчинение Русской православной церкви вместо Константинопольского патриархата . После этого обитель перешла под крыло Святейшего Синода .

В начале XIX века монастырь использовался в качестве местопребывания военного духовенства Черноморского флота и назывался «флотским». В 1810-1816 годы обветшавший Георгиевский храм был разобран и заменен на новый, возведённый в стиле классицизма . Тогда же были построены новые кельи, Георгиевский фонтан и трапезная.

В 1820 году Свято-Георгиевский монастырь посетил Александр Пушкин , о чём напоминает установленная в 2011 году близ монастыря площадка-ротонда с памятным знаком. В XIX веке монастырь многократно посещали и русские цари: Александр I (в 1818 и 1825 годах), Николай I (1837), Александр II (1861), Александр III (1893), Николай II (1898). Другие известные посетители Георгиевского монастыря в XIX веке: Александр Грибоедов (1825), Иван Айвазовский (1846), Александр Островский (1860), Иван Бунин (1889), Антон Чехов (1898).

В 1997 году в Свято-Георгиевском монастыре были освящены Андреевские флаги ряда воинских частей и кораблей Черноморского флота. 15 ноября 2005 года на краю обрыва над пещерным храмом Рождества Христова установлен памятник св. апостолу Андрею Первозванному . В 2000-2009 годах восстановлен храм св. Георгия.

25 октября 1945 года, в день празднования Иерусалимской иконы Божией Матери, Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположён во священника в московском храме Рождества Христова в Измайлове. А 8 октября 1950 он был осуждён по статье 58-10 Уголовного кодекса («антисоветская агитация») на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима Каргопольлага (Архангельской обл., на разъезде Чёрная Речка). Памяти старца посвящается.

Первые наставники

Сколько раз слышала я утверждение: «Времена святых давно прошли. Измельчал народ. Где гиганты духа? Преподобные Макарий и Антоний Великие, Сергий Радонежский и Серафим Саровский... Нет их в наше время!..»

Но Дух Святой и ныне дышит, живит и наполняет сердца верных благодатью, а Иисус Христос, как говорит Евангелие, вчера и днесь и во веки - Тот же!

«Я видел святого человека - и я счастлив!» - сказал мне девятнадцатого августа мой первый духовный наставник игумен Савватий.

Я приехала в уральскую Казанскую Трифонову женскую пустынь (см. о монастыре в материале Вера моя спасла меня , «Вера», № 602), чтобы вместе с сёстрами встретить праздник Преображения Господня. Праздник радостный и светлый. Но путь к этой радости - через слёзы покаяния, очищение сердца. Только так можно услышать «глас хлада тонка» и заплакать от счастья. И воскликнуть вместе с апостолами: «Добро нам зде быти!»

Господь утешает нас и не лишает общения с праведниками. С людьми, которые при жизни поднялись на духовную высоту Фавора. Поднялись и преобразились Духом Святым. А мы, увидев такого человека, хотим одного - сидеть у его ног.

Игумен Савватий (Рудаков)

Отец Савватий медленно говорит, вспоминая и переживая прошлое: «На одной из встреч мы с моим знакомым священником сидели у ног отца Иоанна (Крестьянкина). Мой знакомый - по правую сторону, а я - по левую. И у меня было ощущение - мир в душе, радость. Никаких помыслов тревожных, ни беспокойства, ни заботы о будущем. Я теперь понимаю апостолов, которые хотели остаться там, на Фаворе, рядом с Господом. Я чувствовал то же самое рядом с отцом Иоанном. Это был мой духовный Фавор».

Игумен Савватий (Рудаков) - духовное чадо отца Иоанна (Крестьянкина). Он основатель, строитель и духовник монастыря, который был создан по благословению отца Иоанна.

Сейчас игумен Савватий сам духовный отец и наставник многочисленных чад: монахинь своего монастыря, иноков соседнего мужского скита села Успенки, мирян, ждущих духовного окормления. А тогда Господь бережно растил будущего пастыря. Вся жизнь его с детства была связана с церковью. Юноша испытывал духовную жажду. Кто мог бросить духовные семена в его душу, чтобы взрастить духовные плоды? Он, конечно, общался со священниками, но этого было ему недостаточно.

Святые отцы говорят, что обретение духовного наставника - это не «естественное право всякого верующего», а дар Божий, который надо вымолить. Поэтому отец Иоанн (Крестьянкин) и советует в своих письмах: «Продолжайте молиться о даровании вам духовного отца». И молодой священник молился.

Первым таким наставником стала... его бабушка Анна. Её дед был расстрелян за веру в 1918 году. Глубоко верующий человек, она привела маленького внука в церковь. Сейчас отец Савватий вспоминает, что, будучи ребёнком, видел в храме разных людей. Видел старушек, которые на службе оглядывались по сторонам, рассматривая обновки знакомых прихожан, шёпотом передавая приходские новости. Но когда внук поднимал глаза на бабушку, он понимал: она не здесь, она вся погружена в литургию. Так молились, наверное, первые христиане в катакомбах - всей душой и всем сердцем. Бабушка не читала ребёнку наставлений, она учила его примером собственной жизни и молитвы.

Следующим наставником был протоиерей Виктор Норин. Он был убит неизвестными в собственной квартире. Убийцы до сих пор не найдены. Были ли это сатанисты или просто бандиты, неизвестно.

Среди духовных наставников отец Савватий с любовью вспоминает имя архиепископа Пермского Афанасия, ныне покойного. Он и рукоположил отца Савватия, тогда еще совсем молодого своего иподьякона, в священники. Служить 21-летнего священника отправили на Митейную гору, что на берегу Чусовой, в семидесяти километрах от Перми. Глушь по тем временам.

Шёл 1987 год. А ещё шесть лет назад Митейная гора была местом притяжения для многочисленных паломников и чад знаменитого старца протоиерея Николая Рагозина. Старец служил здесь почти четверть века - с 1957 по 1981 год. Сколько здесь он молился и плакал! Под конец жизни прохудилась избушка старого священника, который, оставаясь аскетом, заботился больше о чадах. Когда духовные чада стали предлагать батюшке начать стройку, он отвечал, что жизнь его заканчивается и при его жизни ничего уже не будет построено. Но вот после его смерти здесь будет монастырь. И отец Николай рассказывал своим чадам о будущем, показывал, где что будет построено. Он даже описал внешность своего преемника, отца Савватия. Игумен Савватий поражается прозорливости отца Николая: «Я ещё в школе учился, а он меня уже духом видел».

Молитвенное присутствие протоиерея Николая Рагозина ощущают все, приехавшие в монастырь. Эту молитвенную помощь отца Николая почувствовал в трудный момент и молодой священник. Страх и трепет охватили его, ещё совсем неопытного, на его первой службе. И тут он почувствовал помощь отца Николая, который как будто находился рядом с ним во время службы и помогал, наставлял, подсказывал.

Ощущение присутствия старца было настолько сильным, что оно помнится отцу Савватию и сейчас, 23 года спустя. Отец Савватий считает протоиерея Николая Рагозина своим духовным наставником. Сколько раз он обращался с молитвенной просьбой к старцу! А в минуты уныния надевал его старую рясу, которую хранит с благоговением.

Но молодому священнику был нужен живой человек, наставник и духовный отец. Душа жаждала Моисея духовного, который показал бы путь к земле обетованной. А путь этот предстоял далёкий. И не в одиночку, а с паствой, которую так страшно повести неправильной дорогой!

Отец Савватий побывал в Троице-Сергиевой лавре в поисках духовного наставника. Молодому священнику посоветовали поискать его в Псково-Печерском монастыре, ведь это старейший монастырь в России, который за свои 500 лет ни разу не закрывался. Не пресекалась там и традиция старчества. Старец открывает волю Божию, помогает людям и утешает их. «Утешайте, утешайте люди моя», - повторял слова пророка Исаии один из самых известных старцев современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин). К нему и привёл Господь молодого пастыря.

«Вот он!»

Говорят, что наставник приходит тогда, когда ученик бывает готов его услышать...

Свою первую встречу с будущим духовным отцом, как и все последующие, отец Савватий помнит так ярко, будто это случилось на днях. А произошла она довольно давно - в 1988 году. Отцу Иоанну в то время было 78 лет. Молодой священник приехал в Псково-Печерский монастырь и пришёл на службу в самый большой собор монастыря - Михайловский. Перед началом службы его, как священника, пригласили в алтарь.

С трепетом ждал он встречи со старцем. Рядом находился молодой иерей, тоже приехавший сюда в первый раз. Но он-то хоть видел отца Иоанна раньше. А отец Савватий и не представлял себе, как выглядит старец. Фотографий в то время не было, православных журналов и газет - тоже считанные единицы.

И вот открывается боковая дверь в алтарь и входит пожилой иеромонах. Или игумен? Отец Савватий думает: «Может, это и есть старец? Да нет, наверное, не он...» Заходит следующий, постарше и совсем седой. «Может, этот? Нет, не он...» Всё больше и больше иеромонахов в алтарь входят. А сердце молчит - нет, похоже, среди них старца... И вот входит пожилой седой священник - и сердце начинает трепетать, и - ощущение праздника. «Вот, это он!»

Я чувствовал, что не могу ошибиться, - вспоминает о. Савватий. - Вошедший человек весь светился каким-то внутренним светом! Я спросил тихонько у дьякона: «Это отец Иоанн Крестьянкин?» И дьякон укоризненно ответил: «Ну конечно, это отец Иоанн Крестьянкин! Ты что, не знаешь?!»

А молодой священник даже не обиделся на укоризну: дьякон был прав, отца Иоанна невозможно было не узнать! Его нельзя было спутать с кем-то другим! И сердце сказало: «Вот он, мой духовный отец!»

Простые слова

Игумен Савватий молчит, и на глазах у него слёзы. Мне знакомы по милости Божией эти слёзы духовного умиления: я испытывала подобные чувства у мощей оптинских старцев, на могилке протоиерея Николая Рагозина, на месте упокоения старца Иоанна (Крестьянкина) в Дальних пещерах Псково-Печерского монастыря. Благодать Божия незримо касается нашего сердца и вызывает в нём слёзы умиления. И эти тихие неприметные слёзы льются даже у сильных духом, суровых мужчин, которые спокойно терпят боль и с достоинством встречают скорбь.

Вся жизнь молодого священника перевернулась после встречи со старцем. Отец Савватий подошёл к нему и почувствовал, что слов-то и нет никаких, нечего спрашивать. Хочется просто стоять рядом и чувствовать любовь, исходящую от этого человека. Как будто небесная сила входила в душу. Отец Иоанн изливал эту небесную любовь на окружающих, и сначала было непонятно: как он может любить всех? Вот этот - злой человек, вот тот - на руку нечист, а другой и сам себя стыдится, столько грехов за душой. А старец любил их всех, как любит нежная мать своих больных детей. Это была любовь Христова.

Так и стоял отец Савватий рядом со старцем молча. И отец Иоанн спросил сам тихим голосом:

А ты кто?

Я священник...

А ты иеромонах или женатый священник?

Я целибат.

В русской традиции такого не бывает. Скажи своему архиерею, чтобы постриг тебя в иеромонахи.

И старец назначил отцу Савватию время для беседы. Молодой священник долго готовился к этой беседе. Готовился задать важные, по его мнению, и сложные духовные вопросы. Но когда беседа состоялась, он почувствовал себя духовным младенцем. Отец Иоанн не отвечал на задаваемые вопросы, как будто не слышал их. Он сам стал говорить отцу Савватию простые слова, но эти простые слова были чем-то особенным. За каждым его словом открывались духовные глубины, над каждым словом можно было думать и размышлять.

Игумен Савватий улыбается:

Я спрашивал его про Фому, а он отвечал про Ерёму. Понимаешь, он был духовный врач. Профессор духовный. Ты ему жалуешься: дескать, батюшка, есть у меня болячка духовная, как бы прыщик вот на носу вскочил. А он уже как рентген проник в твоё сердце и увидел главные причины твоих духовных болезней. И твои немощи. И твои страсти. Как врач, который видит то, чего не видит больной. Отец Иоанн говорил правду Божию, но говорил её очень мягко, осторожно. Как кормит нежная мать ребёнка манной кашей - подует, остудит, чтобы не обжечь младенца, так старец кормил духовных младенцев. Иные рубят с плеча. А правда Божия для духовного младенца не всегда удобоварима... Он никогда не отпускал чад, не угостив конфетами, шоколадкой, любил нас, как детей. Часто повторял: «Хорошие мои!»

Но если видел отец Иоанн укоренившийся порок, губительную страсть, он как бы проводил духовную операцию. И - молился за этого человека. Ты возвращался домой и чувствовал несильную боль: старец полечил тебя, вскрыл духовную язву. И вот только рубец ноет, заживая. Он прижёг твою духовную болячку, но сделал это так тонко и нежно, что ты и не заметил, как прошла операция.

Когда я возвращался от старца домой, то чувствовал себя счастливым человеком. Я обрёл духовного отца. И был счастлив просто потому, что он есть на белом свете. Чувствовал его любовь и его молитву на расстоянии, потому что он принимал в духовные дети и сразу же начинал молиться за этого человека. Знал и помнил тысячи людей по именам.

Отец Иоанн был окном в Царство Божие. Я видел через него Господа, потому что он отражал Бога в себе. Наша душа - это Адам, потерявший Бога. И она ищет Его и не довольствуется ничем другим. Ни власть, ни богатство, никакие земные наслаждения не могут утолить эту тоску по Богу, не могут дать мир душе. Вот когда я понял, что чувствовали апостолы рядом с Христом! И как могли они воскликнуть только: «Добро есть нам зде быти!» И слов больше не было, а только счастье.

Какое-то время спустя, когда я был уже дома, один трудник в монастыре где-то вычитал, будто отец Иоанн умер. Он сказал мне об этом. Я почувствовал себя маленьким ребёнком, потерявшим маму и папу, безутешно плакал. В то время потерять его для меня было - смерть.

Потом трудник сказал мне, что ошибся.

Направление жизни

Отец Иоанн давал своим чадам правильное направление в жизни, - продолжает отец Савватий, - давал как бы духовную «карту местности». И это очень важно, ведь, не зная пути, можно погибнуть. А дальше старец наставлял идти своими ногами. На старца «садиться» нельзя.

Вся дальнейшая жизнь отца Савватия в течение восемнадцати лет до смерти отца Иоанна (Крестьянкина) шла под духовным руководством старца. Он принял монашеский постриг, стал иеромонахом. А позднее, по благословению батюшки, основал монастырь. Стал строителем, духовником, игуменом обители Казанская Трифонова женская пустынь, которой в этом году исполнится пятнадцать лет.

Я ездил к старцу, когда нужно было решить какие-то важные жизненные вопросы. Как в пути: дошёл до развилки - куда идти дальше? И старец указывал. Как-то я спросил у него: «Что мы будем делать, оставшись без вас? К кому обращаться?» И отец Иоанн ответил: «Верьте в Промысл Божий». Да, теперь это наш путь. Господь забрал нашего духовного Моисея на Небо, и теперь мы должны идти сами.

Старец завещал не откалываться от Церкви. Его духовное завещание не было в защиту ИНН, оно было против раскола. Он говорил: «Бойтесь разделения и раскола в Церкви! Бойтесь отпасть от Матери-Церкви: только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь!» Он любил и жалел людей и понимал, что без Матери-Церкви они погибнут. И принял на себя всю бесовскую злобу, которая так жаждет оторвать людей от Церкви, от литургии, от причастия. Со смирением принял удар и от тех из братии, кто упрекал его и злословил.

Бесы люто мстили старцу. Об одном из искушений отец Савватий вспомнил такую историю:

В последние годы отец Иоанн тяжело болел, сказывались годы, тяжкие труды пастыря, испытания тюрьмой: в 1950 году за пастырское служение он был арестован и по приговору получил семь лет исправительно-трудовых лагерей. Следователь Иван Михайлович Жулидов, который вёл дело старца, отличался жестокостью. Заключение оставило шрамы телесные: пальцы левой руки отца Иоанна были перебиты и срослись кое-как. Но ещё страшней были шрамы душевные. Два месяца Лубянки, два месяца в одиночке Лефортовской тюрьмы, затем камера с уголовниками в Бутырке, лагерь строгого режима, непосильный труд на лесоповале, голод... Отец Иоанн не любил вспоминать об ужасах неволи, он говорил коротко: «Вот в заключении у меня была истинная молитва, и это потому, что каждый день был на краю гибели».

Всю свою жизнь, и в последние годы также, старец очень редко отдыхал. Когда силы совсем покидали его, он уезжал в Эстонию, в тихое сельское местечко, к одному знакомому протоиерею. Молился там в одиночестве. И вот в один из дней краткого отдыха, когда больной старец задремал, к дому подъехал какой-то высокий милицейский чин. Он привёз с собой большое начальство, не привыкшее к отказам и ожиданиям. И, отстранив келейницу, этот высокий чин бесцеремонно вошёл в комнату и стал будить отца Иоанна, хлопая его по плечу. Отец Иоанн потом вспоминал, что, когда он открыл глаза, то увидел прошлое: зону вокруг, грубых надсмотрщиков, а может, и следователя. Старец побледнел и потерял дар речи. Вбежавшая келейница всплеснула руками: «Что вы делаете? Вы же убиваете батюшку!» Неделю болел отец Иоанн. Так бесы через людей мстили старцу.

В последние годы жизни старец поднялся на такую духовную высоту, что возникало чувство: он только телом на земле, а духом уже на Небесах. Отец Савватий вспоминает одну такую службу в неделю ветхозаветных праотцев:

На этой службе поминали всех ветхозаветных праотцев: Авраама и Исаака, Иакова и Иосифа... Затем вышли на литию. Службу возглавлял отец Иоанн. И вот когда он поминал всех ветхозаветных праотцев, называя их по именам, то возникло чувство: батюшка говорит так, как будто он их всех видит. Вот они проходят перед ним вереницей. А он крестится и кланяется каждому из них. И они его благословляют. Было немного страшно и как бы тесно в храме: будто церковь наполнилась ветхозаветными отцами и они совсем рядом.

Может, так чувствовали себя те, кто присутствовал при отдании поклонов друг другу преподобного Сергия Радонежского и святителя Стефана Пермского на расстоянии в десяток вёрст? Или те, кто присутствовал на службах святого и праведного Иоанна Кронштадтского, молящегося с таким дерзновением, как будто он стоит перед Владыкой и Господом нашим и просит Его милости?

И я почувствовал, что отец Иоанн уже духом общается с праотцами. Придя в келью, засомневался: может, это всё мне почудилось? Прелесть? Но когда я поговорил с другими отцами монастыря, они подтвердили, что испытывали то же самое.

Когда в 2006 году отец Иоанн умер, это было огромной скорбью для всех его чад. Отец Савватий вспоминает, что отправлявшийся с Ленинградского вокзала в Москве поезд был полон людей, ехавших на похороны батюшки. Даже проводницы терялись: во всех вагонах одинаково одетые бородатые мужчины в подрясниках, женщины в платках и длинных юбках - такой это был братский православный поезд. Отец Савватий ненадолго задумывается и заканчивает свой рассказ так:

Ольга РОЖНЁВА
Казанская Трифонова женская пустынь

Марина Шабалова (Информационный отдел Хабаровской епархии)

«Монастырь несет духовность. Монашество - это средоточие христианского подвига, деятельное христианство, жизнь, проведенная в покаянии. И от этого духовного настроя должен идти диалог с миром», - считает игумен Савватий, насельник Свято-Николо-Шартомского монастыря, прибывший на Дальний Восток для устроения в городе Советская Гавань монашеской обители.

История эта берет начало с первосвятительского визита на Дальний Восток. Посетив в 2010 году Дальневосточные епархии, Святейший Патриарх Кирилл предложил крупным монастырям Центральной России организовывать на Дальнем Востоке подворья. Свято-Данилов монастырь уже организует подворье на Сахалине, Троице-Сергиева лавра в Приморье, монахи Оптиной пустыни на Камчатке.

Два насельника Свято-Николо-Шартомского монастыря (Ивановская область) прибыли в город Советская Гавань (Совгавань). С одним из них, игуменом Савватием, нам удалось побеседовать.

Отец Савватий, Вы прибыли на Дальний Восток, для того чтобы принять участие в строительстве монастыря?

Строительство монастыря это не просто строительство зданий. Это, прежде всего, устроение духовной жизни, а духовная жизнь - это определенный распорядок, регулярные Богослужения, послушания. В перспективе открытие воскресных школ для детей, организация занятий для взрослых. А начинается все с малого: с молитвы, совершения Божественной литургии, труда. Сейчас Богослужения проходят в домовом храме святого праведного воина Феодора Ушакова в близком к Совгавани поселке Заветы Ильича.

Устав будет перенят из Свято-Николо-Шартомской обители?

По предложению митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия подворье в Совгавани, а в перспективе и монастырь, будут относиться к Хабаровской епархии, поэтому утверждать уставы в них будет правящий архиерей. Наш монастырь, Свято-Николо-Шартомский, брал за основу устав Свято-Троице-Сергиевой лавры, которая является своего рода мегаполисом монашеской жизни, и адаптировал к своим условиям. Думаю, и на Дальнем Востоке за основу будут браться уставы этих двух монастырей.

Свято-Николо-Шартомский монастырь расположен в селе Введенье, недалеко от города Шуя Ивановской области, это один из древнейших русских монастырей. Первые упоминания о нем встречаются в летописях начала 15 века.

Монастырь имеет большое количество подворий. Одно из направлений деятельности обители просветительская работа, укрепление традиций миссионерского служения. Большое значение имеет организованный при монастыре приют для мальчиков и расположенный рядом с обителью приют для девочек.

Почему для строительства монастыря выбрали именно Совгавань?

Одна из немаловажных причин в том, что в Свято-Николо-Шартомский монастырь из Совгавани на протяжении 10 лет приезжают паломники. Не раз они высказывали пожелания о строительстве в их городе монашеской обители.

Архимандрит Наум, старец Свято-Троице -Сергиевой лавры, окормляет многие русские монастыри. Он благословил и нас, насельников Свято-Николо-Шартомского монастыря, на начало благого дела на Дальнем Востоке. Отец Наум усердно молится за эту землю, потому что в Совгавани прошло его детство, отрочество, юность, годы до службы в армии.

Как планируете обустраивать обитель, искать послушников?

Если будет дело Божие, то его не разрушат люди. Будем молиться, знакомиться с людьми. Будем делать то, что должны, и будь что будет. А будет то, что Бог даст.

На нас возлагают труды по миссионерскому просвещению. В этом регионе очень живуч атеизм. Очень много сект. Поэтому присутствие монастыря здесь просто необходимо. Монастырь несет духовность. Еще в первые века христианства монашество становится средоточием христианского подвига. Монашество - это деятельное христианство, жизнь, проведенная в покаянии. И от этого духовного настроя должен идти диалог с миром. Не все конечно это понимают.

Кажется, что даже церковные люди не всегда понимают, насколько важен монастырь

Если посмотреть на христианские народы, то можно увидеть, что степень их благочестия и преданности Богу определяется количеством монашествующих. Там где монастыри процветают, там крепка вера у людей.

У вас, помимо Евангелия, есть любимые книги?

Многие книги нужны и полезны: и богослужебные книги и предание святых отцов. Читая Пахомия Великого, Василия Великого, Игнатия Брянчанинова познаем иноческие уставы. Нравится любая книга, которая ведет к духовности, которая зовет задуматься. Нравится Федор Михайлович Достоевский, его «Братья Карамазовы», и образ инока, который спасет мир. «Дневник писателя» - пророческое произведение, более чем за сто лет автор показал ту реальность, в которой мы живем. Книг много интересных. Сейчас все читают «Несвятые святые». Архимандрит Тихон Шевкунов с таким писательским талантом и юмором описывает современное монашество и проявление Духа, промысла Божьего в жизни.

Похожие статьи