Конспект занятия по математике. Конспект занятия по математике Нод состав числа 3 средняя группа

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием песочной терапии по лексической теме «Ягоды»: "Образование числа 3"

Краткое описание : конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием песочной терапии по лексической теме «Ягоды».
Назначение материала: конспект может быть использован воспитателем, учителем - дефектологом и родителями.

Тема: «Образование числа 3»
Цель: Формирование элементарных математических представлений посредством песочной терапии.
Задачи:
- закреплять навык пересчета предметов независимо от перемещения и расположения в пространстве;
- восприятие количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов;
- воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки позитивной коммуникации.
Виды детской деятельности : познание, коммуникация, физическое воспитание.
Планируемые результаты: дети пересчитывают предметы в пределах 3 независимо от расположения и перемещения в пространстве;
Материалы и оборудование для организации совместной деятельности: песочница, цифры 1,2,3; изображение трех тарелок и трех банок с вареньем, трех медведей, полоска с изображением ягод и к ней 3 карточки с ягодами; игрушки три медведя, три стульчика; Организационный момент.
Дефектолог : В песочнице стоит избушка. Педагог в руках держит куклу Машу, и начинает читать сказку «Три медведя».

Основная часть.
Дефектолог: Жила-была девочка Маша. Пошла она в лес. В лесу она увидела избушку.
Маша была очень любознательна, и поэтому она вошла в избушку.
(открывается в песочнице домик, видно стол).
-Что увидела Маша в домике?
(Она увидела стол.)
- Что она увидела на столе? (тарелки)
-Посчитайте, сколько тарелок?

Какие тарелки по размеру?
-Рядом с тарелками Маша поставила чашки со сладким компотом.
-Посчитайте чашки.
-Что вы можете сказать (Их одинаково. По две.)
-Маша заметила на полочке тарелочку и поставила на стол рядом с остальными тарелками.
-Посчитайте, сколько стало тарелок?
- Ребята, а чего не хватает на столе? (ответы детей)
- Правильно. Нужно поставить еще одну чашечку.
- Какую (ставим маленькую).
-А теперь давайте посчитаем (обращаем внимание на равенство тарелок и чашек).
- Ребята, а как вы думаете, кто же живёт в этой избушке?
-Почему вы так решили?
– Вдруг открылась дверь и в избушку стали входить медведи.
- Давайте посчитаем сколько их?
-Сначала вошёл Михайло Иваныч (считают один).
-За ним вошла Настасья Петровна (два)
-Последним показался Мишутка (три)
- Сколько всего медведей вошло?
- Они ходили в лес за ягодами и устали. Давайте посадим наших мишек на стульчики.
(дети берут медведей и стульчики. Способом приложения определяют количество и равенство).
-А теперь давайте каждому медведю подберем стульчик (опрос детей)
-А почему ты этому медведю поставил этот стульчик? (Он большой или маленький).
-Теперь посмотрим, всем ли медведям хватило стульчиков? (устанавливаем равенство).
Физминутка:
Медвежата в чаще жили.
Головой своей крутили. (Круговые движения)
Вот так, вот так головой в разные
Головой своей крутили стороны.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали, (Наклоны в стороны),
Вот так, вот так руки вперед.
Дружно дерево качали
Вперевалочку ходили. (Ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили… (наклоны вперед).
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали. (Подскоки на месте).
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
- Игра «Пироги» (детям раздаются картинки с нарисованными ягодами в ряд, и по три
отдельных карточки изображением ягод разного размера).
- Мишки испекли пирог и украсили его ягодами, но работу не закончили. Помогите им.
- Игра на внимание. Если я покажу вам картинку, на которой один предмет, вы показываете карточку с цифрой 1, если на картинке два предмета, показываете карточку с цифрой 2, с тремя. Если на картинке предметов будет больше, вы ничего не показываете.
Как можно обобщить эти картинки? (это ягоды).
Рефлексия.
Ребята что вам больше всего понравилось сегодня?

"Стоит в поле теремок"»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное
развитие», «Художественно­эстетическое развитие», «Социально­
коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: формирование элементарных математических представлений у
детей в совместной игровой деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
 знакомство с образованием числа 5 и с цифрой 5.
 формировать у детей элементарные математические
представления, совершенствовать навыки счета в пределах 4.
 продолжать учить классифицировать предметы по форме,
цвету, величине; различать геометрические фигуры;
 закрепить представление о частях суток: утро, день, вечер,
ночь.
2) Развивающие:
- развивать внимание, память, зрительное восприятие, логическое
мышление;
3) Воспитательные:
- воспитывать чувство сострадания и желание помочь героям
сказки.
Оборудование:
1. Демонстрационный материал: фланелеграф, теремок, мышка,
лягушка, зайчик, лиса, медведь, числовые карточки от 1 до 5,
картинки с временами суток (утро – день – вечер – ночь)
2. Раздаточный материал: геометрические фигуры из картона на
каждого ребенка, геометрические наборы, карточки с
изображением цифр.

Ход ООД
Входят дети.
Вос­ль: Как много к нам пришло гостей, скажите здравствуйте скорей
Вос­ль: Ребята проходите и садитесь на свои места.
Вос­ль: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: да.
Вос­ль: Тогда я вам сегодня приглашаю в сказку, а в какую вы
поймете после того как отгадаете загадку:
Невелик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться можно в нём
Самым разным жителям.
Не висит на нём замок.
Этот домик – …
Дети: (Теремок)
Вос­ль: Вы догадались, что это за сказка?
Дети: теремок.
Вос­ль: Правильно мы с вами отправимся в сказку, которая
называется «Теремок». Сегодня я вам предлагаю побыть
сказочниками и вместе с главными героями, вспомнить эту сказку и
выполнить очень интересные задания.
Итак, сказка начинается.
Стоит в поле теремок­теремок
Он не низок, не высок.
Как­то по полю мышка бежала,
Теремок увидала.
Кто­кто в теремочке живет

Кто­кто в невысоком живет.
Вос­ль: Но теремок так просто не откроет свои двери, нам нужно
выполнить задание. Вы поможете мышке? Хорошо и так слушайте
задание.
­Назовите все части суток, начиная с утра.
­Сколько их всего?
­Посчитайте. (вос­ль выставляет картинки время суток, дети считают)
­Молодцы, а теперь буду загадывать загадки про время суток, а вы
попробуйте отгадать их и найти картинку соответствующую этому
времени суток, хорошо?
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (Утро)
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День)
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи -
Наступает темный... (вечер)
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется... (ночь)

Вос­ль: Молодцы ребята вы справились с этим заданием и теремок
открыл свои двери. Стала мышка жить­поживать да песни распевать.
­Сколько зверей живет в теремке?
Дети: одна мышка.
Вос­ль: Аня найди и покажи цифру 1.
Стоит в поле теремок­теремок.
Он не низок, не высок.
Лягушка скачет по болоту.
В теремке ей жить охота.
- Пока лягушка скакала, бусы рассыпала. Плачет бедная: «­ Беда!
Помогите, детвора!».
­ Ну что, ребята, поможем лягушке? Проходите к столу, занимайте
свои места. Посмотрите на тарелочках лежат фигуры, что это за
фигуры? Как они называются?
Дети: Круг, квадрат, прямоугольник. Геометрические фигуры.
Вос­ль: Молодцы! И вот такие листочки с ниточками, положите эти
листочки перед собой и на эти ниточки мы будем выкладывать бусы
для лягушки, вы внимательно слушайте, какую фигуру я буду
называть, такую фигуру вы и выкладывайте у себя на ниточке (дети
выкладывают бусы, после чего сравнивают с образцом, слева на
право).
­У всех получилось правильно? Ну что ж с этим заданием вы
справились молодцы, лягушка довольная поскакала прямо к теремку,
а вы проходите на коврик и садитесь на свои места.
­Теремок открыл свои двери, и стала лягушка там жить вместе с
мышкой.
­ Сколько теперь зверей в теремке?
Дети: Двое.
Вос­ль: Миша найди и покажи цифру 2.
Стоит в поле теремок­теремок.
Он не низок, не высок.
Вдруг из леса на полянку,
Прибежал ушастый зайка!

Зайка, зайка не зевай
С детворой поиграй.
Физкультминутка
«А теперь на месте шаг»
Вместе будем мы шагать,
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!
(Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Нам пять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем ­
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Вос­ль: молодцы хорошо отдохнули, проходите на свои места, а
зайчик поскакал к теремку, звери его впустили и стали они жить
пожевать.
­Сколько зверей в теремке?
Дети: три зверя.
Вос­ль: Хорошо. Артем найди и покажи цифру 3.
Молодцы, а сказка продолжается.
Стоит в поле теремок­теремок.
Он не низок, не высок.
Тише, тише не шумите,

Кто­то к нам идет сюда.
Ну конечно же лиса.
­ Но, что бы лисичка попала в теремок, нам нужно выполнить
следующее задание. Итак, проходите за столы. Ребята посмотрите
перед вами лежат цифры, выложите каждый у себя на наборном
полотне числовой ряд от 1 до 4 из этих цифр. Раз, два, три к заданию
приступи. (дети выполняют задание)
А теперь поверим что у вас получилось. Молодцы!
­Варя, какое число спрятано между числами 2 и 4?
­ Максим, назови соседей числа 2?
­ Аня, какое число стоит последним в нашем числовом ряду?
­ Ира, какое число стоит первым в нашем числовом ряду?
­ Артем, назови соседей числа 3?
­ Платон, какое число спряталось между числами 1 и 3?
­ Игорь, какое число идет за числом 3?
­ Сева, какое число стоит перед числом 4?
­ Молодцы! Проходите на свои места на коврике. Вы справились с
заданием и лисичка стала жить в теремке. Сколько теперь зверей
живет в теремке?
Дети: четверо.
Вос­ль: Молодцы. Варя найди и покажи цифру 4.
А сказка продолжается.
Стоит в поле теремок­теремок.
Он не низок, не высок.
А по лесу уж медведь идёт.
Вдруг увидел теремок - как заревёт: «Вы пустите меня в теремок!»
Вос­ль: Ребята давайте посчитаем сколько зверей в теремке.
Дети: считают.
Вос­ль: А к теремку пришел медведь сколько стало зверей больше
или меньше?
Дети: больше.

Вос­ль: На сколько больше?
Дети: на один.
Вос­ль: почему?
Дети: потому что добавили 1.
Вос­ль: Давайте посчитаем сколько стало зверей?
Дети: 1,2,3,4,5.
Вос­ль: А как вы получили 5?
Дети: к 4 прибавили 1.
Вос­ль: А теперь количество зверей обозначим цифрой.
(Демонстрация цифры 5).
Вос­ль: вот так выглядит цифра 5, а в числовом ряду она стоит после
цифры 4. А чтобы вы лучше запомнили цифру 5, мы с вами выполним
задание, садитесь за столы. Но чтобы наши пальчики стали
послушными мы с начало сделаем гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять.
(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Перед вами вот такие карточки с цифрами, вам нужно найти цифру 5
и обвести её кружком. (Дети выполняют задание)

Вос­ль: Молодцы ребята вы справились с этим занятием проходите
на коврик. (Дети стоят кругом с воспитателем)
Итак, ребята наше путешествие подошло к концу.
Вам понравилась сказка?
А какое задание было самым трудным?
А какое задание показалось вам легким?
Что вам больше всего понравилось в нашей сказке?
Ребята звери вам тоже говорят спасибо и дарят вам вот эти угощения
(корзинка с печеньем в форме грибочков и орешков), мы с вами чуть­
чуть попозже устроим чаепитие, хорошо. А теперь попрощайтесь с
нашими гостями. (Дети прощаются с гостями)

Количество и счет

Программа средней группы направлена на дальнейшее формирование математических представлений у детей. Она включает обучение счету до 5 на сравнении двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей в этом разделе остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т. д. Решение этой задачи подводит детей к пониманию абстрактного числа. (1.с.12)

Группировка предметов по признакам вырабатывает у детей умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации. В процессе разнообразных практических действий с совокупностями дети усваивают и используют в речи простые слова и выражения, обозначающие уровень количественных представлений: много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало, такой же, одинаковый, столько же, поровну; столько, сколько; больше, чем; меньше, чем; каждый из.., все, всех. (4.с.154)

Ребята средней группы должны научиться приемам счета:

1. Называть числительные по порядку.

2. Соотносить каждое числительное только с одним предметом.

3. В конце счета подводить итог его круговым движением и именовать названием пересчитанных предметов (например, «одна, две, три. Всего три куклы»). При подведении итога счета всегда обращать внимание на то, чтобы дети всегда первым называли число, а потом - предмет.

4. Учить отличать процесс счета от итога счета.

6. В процессе счета называть только числительные.

7. Учить детей правильно согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже, давать развернутый ответ.

Одновременно с обучением счету формируется и понятие о каждом новом числе путем добавления единицы. В течении всего учебного года повторяется количественный счет до 5. При обучении счету на каждом занятии следует уделить особое внимание таким приемам, как сравнение двух чисел, сопоставление, установление равенства и неравенства их, приемы наложения и приложения.

Дается также счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 5.

Вводится знакомство с символикой - цифрами в пределах 5. В процессе обучения счету необходимо одновременно и знакомить с цифрами - соответствующими обозначениями чисел.

По мере ознакомления детей с первыми тремя числами их учат порядковому счету в пределах 5 и умению отличать его от количественного счета, правильно отвечать на вопросы: «Сколько всего?», «Который по счету?». Порядковый счет дается вместе с количественным в целях отличия их. На первом занятии необходимо раскрыть значение порядковых числительных. Раскрыть порядковое значение числа позволяет сопоставление его с количественным значением. Количественный счет: «Сколько?» - «один, два, три». Порядковый счет: «Который?», «Какой по счету?» - «первый, второй, третий».

Одной из важных задач в этой группе является обучение детей умению отсчитывать предметы. Для ребенка считать и отсчитывать не одно и тоже. Это разные счетные операции. Обучать отсчитыванию целесообразно в привычной для детей обстановке, где меньше отвлекающих моментов. При этом необходимо показать детям способ отсчета, указать, когда следует произносить числительное, отбирая предметы.

Например, отобрав кубик и поставив его на другой край стола, ребенок говорит: «Один», отобрав молча другой и поставив его к первому, говорит: «Два» и т. д. числительное произносить тогда, когда практическое действие отбора уже завершено. Этому способу важно обучить детей, так как, многие называют числительное, когда берут предмет, и называют следующее числительное, когда ставят его к первому, то есть считают свои движения, а не предметы. Следует учить отсчитывать, выкладывать, приносить определенное число предметов сначала по образцу, а затем по названному числу. Считать и отсчитывать по образцу детям легче, чем по названному числу. Воспитатель должен это знать и усложнять задания постепенно: сначала предлагать работать по наглядному образцу (дается образец-карточка с кружками и предлагается детям найти столько же игрушек, поставить каждую игрушку на кружок карточки, затем по названному числу (числовой карточке или цифре) найти трех уточек, поставить столько машин сколько цифр на доске).

Еще более сложным заданием будет отсчитывание предметов из большего количества. В начале обучения детям предлагают три предмета, которые необходимо расположить по порядку, далее количество предметов увеличить до пяти и более. (1.с.14)

Хорошую упражняемость в различении количественных отношений обеспечивает выполнение детьми поручений педагога. Например: принести много зайцев и одного мишку; найти, где лежит мало карандашей и много тетрадей; принести один стул и несколько кукол. (4.с.156

Величина

Усложняются задачи формирования представлений о величине.

Не владея способами оценки величины, ребенок часто не может сопоставить по величине предметы разной формы или по-разному расположенные в пространстве, учитывая при этом, как правило, только один из параметров величины, в первую очередь высоту, что приводит к неверному решению - к оценкам по зрительному впечатлению.

Чтобы выработать ориентировку на величину предметов как значимый признак и подвести ребенка к осознанию необходимости измерения как способа сопоставления предметов по величине, нужна такая организация обучения, которая вызывала бы собственную познавательную активность ребенка. (4.с.37)

Детей продолжают учить сравнивать (соизмерять) предметы по ширине, длине, высоте, толщине путем прикладывания их друг к другу, усложняя эту работу тем, что предметы для сравнения подбираются с малой разницей в ширине, длине, высоте, толщине. Это делается для того, чтобы показать необходимость соизмерения. При этом следует обратить внимание на правильность выполнения соизмерения: четкое уравнивание концов и сторон измеряемых объектов, необходимость использования единой точки отсчета.

Ведется работа с детьми по подготовке к освоению измерения. Это сравнение двух предметов с помощью третьего - условной меры. Например, у каждого ребенка на столе листок с наклеенными елками и полоска бумаги, из которой они должны самостоятельно сделать мерку и с ее помощью определить, какая из елок выше.

Дети должны, сравнивая предметы, уметь разложить их в возрастающем или убывающем порядке по длине, ширине, толщине, высоте.

Вначале такое определение делается в результате прямого прикладывания предметов друг к другу, а затем дети должны уметь определить на глаз. Например, воспитатель просит дать полоску бумаги такой же длины или принести альбом толще того, что лежит на столе, и т.д.

Геометрические фигуры

В средней группе расширяются знания детей о геометрических фигурах. Кроме круга, треугольника и квадрата они должны уметь различать и называть прямоугольник, овал, объемные формы (шар, куб, цилиндр). Знакомиться с формами, обследуя их осязательно-двигательным и зрительным путем.

Методика проведения занятий по знакомству и закреплению названий геометрических фигур та же, что и во второй младшей группе.

Геометрические фигуры даются детям в паре. Вначале дают в паре объемную и плоскостную (круг и шар, квадрат и куб), а затем можно дать в паре объемные формы (куб и цилиндр). При этом необходимо обратить внимание на их особые признаки (у куба много углов, у шара и цилиндра их нет; шар и цилиндр катятся, а куб устойчив). Следует научить ребят различать в геометрических фигурах углы, стороны (у прямоугольника и квадрата по 4 угла и по 4 стороны). В то же время между фигурами есть разница. Воспитатель подчеркивает ее, отмечая, что у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные, а две другие короткие. Далее рекомендуется сравнить прямоугольник с кругом и овалом. (1.с.15)

Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенной последовательности:

а) взаимное наложение и приложение фигур; этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы;

б) организация обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры; эффект обследования фигуры в значительной мере зависит от того, направляет ли воспитатель своим словом наблюдения детей, указывает ли, на что следует смотреть, что узнать (направление линий, их связь, пропорции отдельных частей, наличие углов, вершин, их количество, цвет, размер фигуры одной и той же формы и др.); дети должны научиться словесно описывать ту или иную фигуру;

в) организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют их устойчивость или неустойчивость, характерные свойства. Например, дети пробуют по-разному ставить шар и цилиндр и обнаруживают, что цилиндр может стоять, может лежать, может и катиться, а шар катится. Таким образом обнаруживают характерные свойства геометрических тел и фигур;

г) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку»)»;

д) организация дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умений детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Магазин», «Найди пару» и др.) (2.с.236)

Учат детей различать круг и овал, составлять и выкладывать разные фигуры из палочек. Например, из 4 палочек сложить квадрат, из 6 - прямоугольник, из 3- треугольник.

Воспитатель должен дать детям представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большие и маленькие.

Необходимо упражнять детей в раскладывании фигур восходящем или убывающем порядке: большой круг, поменьше, еще меньше и т.д. (1.с.16)

Ориентировка в пространстве

Усложняются и задачи ориентировки в пространстве: дети не только должны определить направление «от себя», но и двигаться в этом направлении. Эти знания ребята получают на занятиях и закрепляют их в играх, на прогулке и т.д.

Дети должны уметь определить положение того или иного предмета по отношению к себе («Впереди меня стол», «Справа от меня шкаф» и т.д.). научиться видеть что близко и что далеко от них; правильно пользоваться понятиями «близко» и «далеко». (1.с.16)

В средней группе на занятиях по математике большое внимание уделяется развитию у детей ориентировки в пространстве стола или листа бумаги. С первых занятий им предлагают найти верхнюю и нижнюю полоски счетной карточки, разложить определенное число предметов вверху и внизу или справа и слева. Такие наглядные опоры помогают выделить в образце одни и те же части пространства и связать их с определенным названием (вверху, сверху, внизу, снизу, справа, слева, посередине). (4.с.47)

Ориентировка во времени

Педагог уточняет представление ребят о частях суток, связывая их названия с занятиями детей и близких им взрослых в эти отрезки времени. Дети должны знать, что в сутках четыре части, уметь последовательно называть их. Детей знакомят со сменой суток и словами «сегодня», «вчера», «завтра». (1.с.17)

В средней группе надо закрепить у детей умения называть части суток, углубить и расширить их представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. Здесь уже можно показать, что происходит и чем занимаются утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые.

С этой целью можно использовать картинки с более широким содержанием: дети утром идут в детский сад, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др. Полезно предложить детям из набора выбрать все картинки которые показывают, например, что бывает днем.

После того как дети научатся определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание следует сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время - положение солнца, цвет неба, степень освещенности земли и т.п. (2.с.267)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

«ЧИСЛО 3»

редняя группа )

Цель занятия

Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо; упражнять в ориентировке в пространстве.

Материалы

Для воспитателя: карточки с цифрами, мяч.

Для детей: шесть одинаковых кубиков, карточки с цифрами 1, 2, 3, числовая карточка, четыре карточки с клубникой и четыре карточки с малинкой (вместо карточек можно взять игрушки: малинки и клубнички).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сидя за столом

Предложите детям поставить один кубик.

Сколько кубиков поставили? Покажите цифру.

Какую цифру показали и почему?

Справа от кубика сложите столбик из двух кубиков.

Сколько кубиков в столбике? Правильно, один, два, всего два кубика.

Какой цифрой нужно обозначить два кубика? Покажите цифру 2.

Рядом составьте еще один столбик из двух кубиков и поставьте на него еще один. Кубиков стало больше?

Давайте посчитаем, сколько кубиков в последнем столбике: один, два, три – всего три кубика.

Число три обозначается цифрой три (показывает ),

Сделайте так, чтобы во втором и третьем столбиках было кубиков поровну – по два.

Проверьте правильность выполнения задания.

Сколько кубиков во втором столбике… в третьем? Положите еще один кубик в третий столбик. Сколько стало кубиков в третьем столбике? Покажите цифру, которая обозначает число 3?

На доске выставляются цифры 1 и 2.

Где должна стоять цифра 3? После какой цифры надо поставить ее в числовом ряду?

Поиграем

«Что изменилось?»

На доске – числовой ряд от 1 до 3.

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает цифру 2. Открыв глаза, они называют «пропавшую» цифру и ставят ее в ряд. При повторном проведении игры цифру убирает кто-нибудь для детей.

В первый раз следует убрать именно цифру 2, так как дети должны увидеть границы числового ряда.

Работа с карточкой

Воспитатель предлагает детям поднять правую руку и сказать отдельным детям, какую руку они показали. После чего просит показать левую руку.

Затем детям предлагают левую руку положить на карточку с левой стороны, а правой рукой раскладывать ягоды слева направо.

На «верхнюю «Полочку» карточки положите вот столько клубничек.

Показывает цифру 2.

Внизу положите столько же малинок. Сколько малинок вы положили?

Что можно сказать про малинки и клубнички?

Положите в ряд еще одну малинку. Каких ягод стало больше? Меньше?

Что надо сделать, чтобы их стало поровну, по три?

Какую цифру нужно поставить около малинок и клубничек? Почему эту цифру?

Советы воспитателю

Перед работой с карточкой желательно провести физкультминутку (2-3 минуты) под музыку.

На участке предложите детям внимательно посмотреть кругом и сказать, где можно встретить число 3. Например, трехколесный велосипед, три скамейки на участке и т.д.

Посоветуйте родителям, как в быту можно помочь детям закрепить число 3. Например, поставить три чашки, спросить, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, если обедать будут три человека.

вершинина татьяна
Занятие по ФЭМП в средней группе «Число 3. Цифра 3»

Цель : знакомство с новым числом 3 и цифрой 3 .

Задачи :

Образовательные : познакомить с образованием числа три на основе сравнения двух групп предметов , соотносить количество предметов с числом и цифрой . Учить детей считать в пределах трёх. Закрепит знания детей о геометрических фигурах. Формировать на предметной основе представления о треугольнике.

Развивающие : развивать память, внимание, мышление.

Воспитывающие : воспитывать интерес к математике, желание заниматься.

Методы и приёмы :

Словесный : объяснение, художественное слово, вопросы к детям.

Наглядный : показ, рассматривание, сравнение двух множеств.

Игровой : игровая мотивация.

Специальные приёмы : зрительный анализ, приём сравнения, наложения, практические действия.

Материал к занятию : узкая доска или полоска бумаги – 2м, обруч, кубы высотой 20см – 3шт., кольца 30см – 2шт, зайцы – 3шт, морковки в корзинке -3шт, числовые карточки , цифровые карточки , карточки с изображением колокольчиков, картина – фотография с изображением дома зайца, карточки с изображением корзин и ягод, доска для лепки, фасоль, карточки «на что похожа цифра три » .

Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель : дети, сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Идём по тропинке, она узкая, идите аккуратно, не упадите. Впереди упало дерево, нужно наклониться и пролезть под ним (пролазят в обруч) . Дальше на тропинке лежат большие камни, посчитайте, сколько их?

Дети : на тропинке три камня.

Воспитатель : перешагиваем через них и идём дальше, а тут на тропинке лесные кабаны вырыли ямки. Сколько их?

Дети : всего две ямки.

Воспитатель : перепрыгивайте через ямы и пойдём дальше.

I часть. Новая тема.

Воспитатель : вот мы пришли на полянку, посмотрите – тут сидят зайчики, посчитайте их. Сколько зайцев?

Дети : на поляне сидят два зайчика.

Воспитатель : мы угостим зайцев морковкой, дадим каждому зайцу по морковке. Сколько морковок мы дали, посчитайте.

Дети : мы дали зайцам две морковки.

Воспитатель : что можно сказать о морковках и зайчиках. Сколько морковок, сколько зайчиков?

Дети : зайчиков столько же, сколько морковок, их поровну.

Воспитатель : ой, смотрите на полянку прискакал ещё один заяц. Посчитайте, сколько стало зайцев?

Дети : зайцев стало три.

Воспитатель : а как получилось три зайца?

Дети : было два зайца, к ним прибежал ещё один заяц, и их стало три.

Воспитатель : чего больше зайцев или морковок?

Дети : зайцев больше, чем морковок.

Воспитатель : правильно, зайцев больше – их три, а морковок две, значит число три больше , чем число два . На сколько число три больше числа два ?

Дети : число три больше , чем число два на один .

Воспитатель : правильно, одному зайчику не хватило морковки, он может обидеться. Что сделать, чтобы он не обиделся?

Дети : ему нужно дать морковку.

Воспитатель : сколько теперь стало морковок?

Дети : морковок стало три.

Воспитатель : а сколько зайцев?

Дети : зайцев тоже три.

Воспитатель : что можно сказать о зайцах и морковках?

Дети : зайцев и морковок поровну.

Воспитатель : дети, число три на числовой карточке обозначается тремя кружочками, найдите и покажите числовую карточку с числом три . Число три обозначают цифрой три – вот она (показ цифры ) . На что похожа цифра три ?

Дети : на два крючка, на червячка, на сломанное кольцо

II часть. Самостоятельная деятельность детей

1упражнение.

В лесу растёт много разных ягод. Мы будем собирать их в корзинки. На корзинке написана цифра 3 , значит, в каждую корзинку нужно положить 3 ягодки. В некоторых корзинках уже есть ягоды. Дорисуйте столько ягод, чтобы их получилось три.

2. упражнение.

Давайте выложим цифру три из фасоли (выкладывают цифру три на доске для лепки) .

III часть. Повторение из раздела форма.

Воспитатель : на полянке выросли колокольчики. Какого они цвета?

Дети : колокольчики синего цвета.

Воспитатель : на какую геометрическую форму они похожи?

Дети : на треугольник

Воспитатель : сколько углов в треугольнике?

Дети : три угла.

Воспитатель : а сколько сторон?

Дети : три стороны.

Воспитатель : посмотрите, сколько колокольчиков выросло на стебельке?

Дети : три колокольчика.

Воспитатель : зайчик принёс фотографию своего домика. Посмотрите, где на ней спрятались треугольники?

Дети : крыша дома, гриб, елка, колокольчики.

IV часть. Повторение из раздела «Ориентировка в пространстве»

Воспитатель : зайчик положил морковку. Скажите, куда он положил морковку? (Ложу морковку на пенёк, за пенёк, слева от пенька, справа от пенька, перед пеньком, дети отвечают).

Заключение

Где мы сегодня гуляли? (в лесу) .

Кого мы встретили в лесу? (зайцев) .

Сколько зайцев видели? (трёх) .

Чем угостили зайцев? (морковкой) .

Сколько морковок нужно взять, чтоб угостить трёх зайцев? (три морковки) .

Какой цифрой обозначают число три (цифрой три ) .

Что ещё вы видели в лесу? Что вам понравилось?

Молодцы дети, вы хорошо отвечали и работали. Скажем зайчикам до свидания и отправимся домой (по тропинке дети возвращаются обратно)

Публикации по теме:

«Число 8. Цифра 8». Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе

«Число 8. Цифра 8». Занятие по ФЭМП в подготовительной группе Программное содержание: I 1) Познакомить с образованием числа 8, цифрой 8. 2) Познакомить с составом числа 8 из единиц 3) Учить раскладывать.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Число и цифра 3» Тема: ЧИСЛО И ЦИФРА 3 Цель: 1) познакомить с цифрой 3, сформировать умение соотносить цифру 3 с количеством; 2) сформировать опыт самостоятельного.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе ДОО «Число 7. Цифра 7» Тема: «Число 7. Цифра 7» Цель: 1. Познакомить с образованием числа 7, цифрой 7. 2. Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь.

Цель: число и цифра 5, счет в пределах пяти, работа с числовой линейкой, повторить порядковый и количественный счет, установить последовательность.

Похожие статьи