Монархия в древнем риме принципат и доминат. Государственная организация Рима в период империи: принципат и доминат. Принципат исторические предпосылки

Наследием одного из самых могущественных государств в мире — Римской империи — мы пользуемся и поныне. Систему европейских ценностей, юридических прав невозможно осмыслить без знания основ и принципов государственного управления Древнего Рима. Именно поэтому политическое наследие империи до сих пор изучается на юридических факультетах. Одно из важных понятий, которое пришло к нам из римского прошлого, это принципат.

Значение слова

Возникновение древнеримского государства приписывают гению Именно он выстроил новые политические отношения на базе архаичных взаимодействий власти и общества. Именно благодаря Августу появился принципат. Определение это можно объяснить как "власть принципса". Кем же были принцписы Древнего Рима? Рассмотрим этот вопрос.

По сути, принципат - это нечто среднее между вождем и монархом. Старинные права и свободы триб еще было кому защитить - полисные структуры, основанные на принципах архаичной демократии, все еще существовали. Октавиану на заре своего владычества приходилось считаться с наследием полиса, хотя время республиканских традиций к началу новой эры почти ушло. К середине I века н. э. уже произошло смещение политического акцента от выборной власти к императорскому абсолютизму - римская держава стала более бюрократической по сути и менее «римской» по духу.

Власть принципсов

Как политическая система принципат - это минимальное количество чиновников и сравнительно сильная централизация. В наследие от времен Республики Риму досталась парадоксальная, на современный взгляд, бюрократическая система, состоящая из чиновников-рабов. Каждый невольник принадлежал тому или иному римлянину, занимавшему государственный пост. Чем богаче был господин, тем больше рабов он мог выделить для выполнения своих собственных государственных повинностей. Парадоксально, но принципат - это та эпоха, где рабы могли достичь самых высот реальной власти в Древнем Риме и править империей наравне со своими хозяевами. На местных уровнях управление осуществлялось советом декурионов, для которых эта власть была почетной сама по себе, и которые не получали за службу никаких средств из Рима. По сути, империя управлялась достаточно эффективно, затрачивая при этом минимальные ресурсы на финансирование системы.

Возникновение домината

Последующие властители с успехом правили по системе Октавиана, усиливая монархическое начало, но не упраздняя до конца традиции полисов. Эпоха принципата закончилась в ІІІ веке, когда империю возглавил Во время его правления был разработан и стал внедряться в политическую жизнь принцип полного господства монарха. Такая система правления получила название домината.

Характерные черты принципата и домината

Чем же отличаются эти два вида политического устройства, разделенные одним веком? При принципате сохраняется видимость есть выборные органы власти, собирается сенат. Но фактически принципат - это почти монархия. Все выборные назначения по факту контролируются принципсом. Верховный правитель одновременно осуществляет функции жреца, верховного судьи, главнокомандующего, трибуна.

Полномочия народных собраний были существенно ограничены. Собирались они редко, а их решения могли быть аннулированы принципсом в любое время. Но тем не менее и сенат, и народные собрания, и магистраты все еще существовали, хотя их роль была практически декоративной. Правило управления «что решил принципс - становится законом» получает повсеместное подтверждение.

Правление Септимуса Севера расставило все на свои места. Именно в ІІІ веке н. э. различия принципата и домината проявились особенно ярко. Народные собрания распускаются и навсегда уходят из политической жизни империи. существенно урезали. Управлением государством занимается несколько ведомств, которые управляются сановниками. Роль рабов уменьшается, и аристократы всерьез занимаются чиновничьей работой. Чиновники стали напрямую финансироваться из казны, и теперь они имеют право на пенсию.

Значение доминаты для европейской истории

Система домината оказалась настолько эффективной, что сохранила свое значение и после разделения империи на западную и восточную ее части. Поначалу такое разделение позиционировалось как чисто управленческая процедура, помогающая руководить обеими частями государства одинаково эффективно - и из Рима, и из Константинополя. Но после границы стали более серьезными, и огромное государство распалось на две части, все более отделяясь друг от друга и в методах политического управления, и в религиозной и светской жизни.

Домината как политическая форма управления нашла свое продолжение в период становления в западной Европе монархических государств. Ее основы легли в базу построения абсолютных монархий европейского образца.

После падения республики во главе всех магистратур фактически встает новое должностное лицо – принцепс. Он был наделен особой властью, надзирал за управлением провинциями, обладал неприкосновенностью, вправе был налагать вето на распоряжения всех магистратов. При императоре создается его личный совет (консилиум), который со времени правления императора Адриана (начало II в.) стал официальным учреждением. Высшими чиновниками стали считаться начальник императорской гвардии начальник полиции и др.

Ко II в. на нет сошла римская завоевательная волна, иссяк основной источник рабов, стали исчезать латифундии; стали отказываться от принудительного рабского труда , появляется колонат (прикрепление формально свободных крестьян к земле и их эксплуатация). Возрастает варварское (германское, славянское и т. п.) давление на границы Римской империи.

При императоре Каркалле все свободные люди, проживавшие в провинциях Римской империи, получили права римского гражданства , соответственно на них стало распространяться римское право . В армию устремились варвары-нелатиняне, что привело к целой эпохе «солдатских императоров» (III в.). Император Диоклетиан (конец III в.) старается централизовать государство , стабилизировать находящуюся в кризисе политическую систему Римской империи. Он явился инициатором прикрепления горожан к месту жительства и профессии (предпосылки феодализма)

Доминат (в отличие от принципата) – настоящая монархия. Император Диоклетиан поделил Римскую империю на восточную и западную части и перенес административный центр империи на восток. Чуть позже он установил тетрархию: страна была разделена на две части: западную и восточную, во главе каждой из которых встали августы. Каждая из половин делилась еще раз надвое, одной четвертой империи руководил август соответствующей половины, другой – назначаемый им цезарь. Таким образом появилось 4 императора: 2 августа (восточный и западный) и 2 цезаря. После Диоклетиана император Константин упразднил тетрархию.

В 313 г. император Константин издал эдикт в Медиолане (Милане): была признана веротерпимость в империи. В 325 г. в Никее собрался I Вселенский собор христианской церкви под руководством Константина I Великого. На этом соборе была выработана первая часть христианского символа веры. Завершил формирование символа веры II Вселенский собор христианской церкви (прошел в Константинополе (Царьграде)). Феодосии Великий провозгласил христианство государственной религией Римской империи. После его кончины образуются независимые Западная Римская империя (с центром в Риме) и Восточная Римская империя (с центром в Константинополе).

Западную Римскую империю начали разрушать вандалы и варвары. Столица Западной Римской империи была перенесена из Рима в Равенну. Последний малолетний западноримскии император Ромул Августул в 476 г. был свергнут начальником гвардии Одоакром который отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Одоакр провозгласил себя правителем Италии, однако вскоре сам был свергнут. Античность кончилась, начались средние века.

Когда он достиг наибольшего расцвета во всех сферах. Формально Римская империя насчитывает почти пятнадцать столетий: с 27 года до н. э. до 1453 года н. э. Столь длительное время существования одного государственного строя — хотя его единство с некоторых пор стало почти символическим — можно разделить на три отдельных периода. Первый из них, называемый принципатом , насчитывает 250 лет: его начало связано с императором Августом , основателем империи, и заканчивается временем правления Александра Севера .

Второй период означен несколькими десятилетиями глубокого кризиса — политического, экономического и военного, — сменившимися затем двумя веками новой формы государственного и политического строя, получившего название доминат . Этот период закончился со свержением в 476 году последнего из западных императоров Ромула Августула.

Историкам легче всего разобраться с принципатом, первым, так сказать, классическим периодом истории Римской империи. В тот период царствовали двадцать восемь императоров — известно точное число. Тогда империя охватывала самую большую территорию за всю свою историю, была самой могущественной в военном отношении мировой державой и, являясь воплощением наивысших достижении цивилизации и культуры, распространяла их среди всех народов, входивших в ее состав. Римская империя той поры в какой-то степени стала общей родиной для всех европейских народов, оставив нам в наследство завоевания науки и техники, прекрасные произведения культуры, литературы, архитектуры.

Римским государством правили тогда, пожалуй, самые известные потомкам, инам с вами в том числе, государи. Большинство из них были выдающимися личностями, яркими индивидуальностями, причем отнюдь не только в положительном отношении. Некоторые были и остались в истории тиранами, злодеями, извращенцами, достаточно назвать имена Тиберия и Калигулы , Нерона и Домициана, Каракаллы и Гелиогабала. Благодарная память потомков сохранила имена настоящих государей, умных правителей, заботящихся о благе государства и его народов, замечательных юристов, администраторов, дипломатов и воинов. Таковыми были, по единодушному мнению и древних, и всех современных историков, императоры Август, Веспасиан , Тит , Траян , Адриан , Антонин Пий , Марк Аврелий .

Ну и, наконец, третий период, самый длительный, но наименее римский. Это история Восточной Римской империи, — вскоре превратившейся в самостоятельное государство, Византию , — и заканчивается она захватом в 1433 году Константинополя турками.

Известны попытки воссоздания империи в Западной Европе в период Средневековья , но этих правителей трудно принять за законных наследников Августа и его преемников; это были, скорее, политические фикции, однако нельзя не упомянуть о них, ибо они обращались к великой традиции в истории человечества.


За упомянутые пятнадцать столетий империей правили более двухсот цезарей. Точное их число трудно установить по причинам и формальным, и фактическим. Появлялись и узурпаторы, и самозванцы, и порой бывало нелегко определить, кто же является законным государем. Сравнительно немного таких сомнений вызывает период принципата, насчитывающий двадцать восемь императоров.

Принципат — это исторически самый важный период в жизни Римской империи, так сказать, классическая эпоха империи. В этот период Римская империя была самой большой территориально и самой сильной державой мира. Кроме того, превосходя остальной мир развитием цивилизации, Римская империя распространяла эти материальные и духовные завоевания цивилизации по всем странам вокруг Средиземного моря. Наследием этих веков являются великолепные произведения науки и литературы, шедевры изобразительного искусства и архитектуры, оказавшие ни с чем не сравнимое влияние на все последующие поколения европейцев. Римская империя. Правящие в период принципата цезари (они же императоры) достаточно хорошо известны культурному человечеству благодаря многим ценным источникам той поры.

В римском государстве правили четыре великие династии: Юлиев-Клавдиев, Флавиев , Антонинов и, наконец, Северов (сирийская). Почти все представители этих династий — выдающиеся личности, не обязательно положительные, но оставившие в истории Рима важный след. Некоторые из них запомнились прямо-таки зловещим обликом, прославились жестокостью и даже каким-то изуверским безумием. Речь идет о таких персонажах римской истории, как Тиберий и Калигула, Нерон и Домициан, Каракалла и Гелиогабал. В благодарной памяти потомков остались выдающиеся правители, умные, справедливые, много сделавшие для блага страны и в хозяйственном, и в культурном отношении, а также укрепившие военную мощь империи.

Эпоха домината , промежуток между 235 и 476 гг. Эти почти два с половиной века отчетливо подразделяются на три периода. Первый из них, длившийся около пятидесяти лет, в истории носит название кризиса — политического и экономического. За эти годы на мировой арене промелькнули несколько десятков цезарей, правивших Римской империей порой всего по месяцу, погибавших, как правило, насильственной смертью, на страну со всех границ напирали враги, а экономика ее была почти полностью разрушена.

От полного краха империя была спасена благодаря реформам умного и энергичного императора Диоклетиана, пришедшего к власти в 284 г., и его последователям. Так начался новый этап в истории Римской империи — доминат, в котором цезарь уже является не принцепсом — первым среди равных, но господином (лат. dominus — господин).

В этот же период в правление Константина Великого и по его воле произошла идеологическая революция — христианство было признано господствующей религией, и за удивительно короткий срок, всего за несколько десятилетий, из религии преследуемой превратилось в религию господствующую.

Самой трагической фигурой,из правителей этого периода, наверняка является император Юлиан Отступник , до конца сохранивший верность идеалам, традициям и богам древней культуры, пожалуй, последний из власть имущих, отважный и последовательный защитник прежних традиций, человек удивительно скромный и простой, но обладавший необыкновенным гражданским мужеством. Настоящий римлянин в его лучшей ипостаси, бесконечно преданный интересам вверенной ему страны.

И наконец, в 395 г. со смертью императора Феодосия Великого произошел распад империи на Западную и Восточную. Теперь уже ничто не могло спасти Западную империю от неминуемого краха, и произошло это в поразительном темпе. Всего при жизни двух-трех поколений рухнуло и перестало существовать одно из самых монументальных и импонирующих политических образований, когда-либо созданных человечеством — Римская империя. Главной причиной его гибели считается натиск варварских племен.

Какое-то время продолжалась агония умирающего государственного организма, растянувшийся на несколько десятков лет процесс добивания жертвы, когда из живого еще «тела» вырывались его отдельные органы, отдельные составные части и территории некогда грандиозной державы.

Заключительный акт представляется не очень впечатляющим. И все же хочется назвать его символичным: последнего цезаря, маленького мальчика, прозванного цезаренком , которого сместил с императорского трона германский вождь, звали Ромулом. А ведь согласно римской мифологии это было имя одного из двух мальчиков, основавших Вечный Город Рим.

Подробное решение параграф § 7 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012

  • Гдз контрольно-измерительные материалы по Истории за 10 класс можно найти

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

империя – форма государственного устройства со всей полнотой власти правителя (империумом);

принципат – первая стадия существования Римской империи, когда формально сохранялись все республиканские институты, а император стоял первым в списке сенаторов (был принцепсом);

доминат – вторая стадия существования империи, при которой власть императора приобрела божественный характер и многие другие черты восточной деспотии;

христианство – монотеистическая религия, последователи которой верят в пришествие на землю сына Господа в виде богочеловека, его убийство и воскрешение, а также ждут его возвращения в конце времён для последней битвы с Сатаной (олицетворением зла) и установления Божественного царства на земле.

2. Охарактеризуйте значение римских завоеваний для покорённых народом. Можно ли дать им однозначную оценку?

Можно однозначно сказать, что римское завоевание стало переломным моментом истории покорённых народов. Положительное оно оказало воздействие или отрицательно, сказать не возможно, потому что мы не можем знать, что было бы с этими народами без данного завоевания. Тем не менее воздействие завоевания условно можно разделить на отрицательное и положительное.

Факторы положительного воздействия:

Прекратились постоянный войны между эллинистическими государствами и варварскими племенами, за исключением периодов гражданских войн, внутри империи царил мир;

Варварские народы приобщились к цивилизации именно благодаря римлянам;

Многие народы долгие века после падения империи пользовались римскими дорогами, амфитеатрами, домами и т.д, не в силах построить что-либо более качественнее;

Эллинистические цивилизации ещё больше сплотились, что привело к продолжению обмена достижениями культуры;

Римское право долгое время оставалось эталоном для наследников империи;

Внутри империи были созданы хорошие условия для торговли, особенно в эпоху принципата.

Факторы отрицательного воздействия:

Само завоевание порой приводило к большим жертвам, как и подавление восстаний;

Традиционные культуры галлов, кельтиберов и некоторых других народов серьёзно пострадали или были уничтожены;

Германцы, которые какое-то время были под римской властью, а потом её свергли, милитаризировались именно в борьбе с римлянами;

Каждый из народов потерял способность к самостоятельной обороне, потому попал под власть новых варваров вместе со всей империей.

Факторы нейтральные, однако ключевые для дальнейшего развития:

Единство империи во многом способствовало распространению христианства по всей её территории;

Средневековая Европа состояла из королевств, а титул короля пришёл именно из Римской империи, Византия же просто была непокорённой Восточной Римской империей.

3. Какими художественными средствами были реализована идея величия и могущества Римской империи? Можете ли вы привести примеры использования подобных средств в Новейшей истории?

Величие и могущество было показано через грандиозные постройки, вроде храмов (например, Пантеон), дворцов (например, дворец Нерона) и общественных зданий (например цирк Флавиев (Колизей) на месте разрушенного дворца Нерона). Также существовали и специальные постройки, единственной задачей которых было прославление побед: триумфальные арки и колонны (например, колонна Трояна) и т. д.

В наше время также величие часто показывают через архитектуру. И сегодня строят величественные храмы, хотя больший упор делают на стадионы и другие общественные здания (прославляют страну Оперный театр в Сиднее, отель Бурдж-Халифа в Дубаи и др.).

Величие империи подчёркивали и развлечения римлян. На крупных играх выступали не только гладиаторы, но и животные, свезённые со всей империи. В наше время телевидения экзотическими животными сложно удивить, но их заменяют выставки технических достижений, которых в римское время было куда меньше.

Наконец, величие империи вошло в само мировоззрение римлян. Римский мир по умолчанию считался лучшим и самым цивилизованным местом в мире. Сегодня в западном мире происходит то же самое. Обычный американец или француз просто по умолчанию знает, что живёт лучше, чем человек в Сомали или Уругвае.

4. Что способствовало распространению христианства среди широких слоев населения Римской империи? Какие слои населения первыми приняли новую веру и почему?

Высказывались разные теории про то, какие слои первыми восприняли христианство. Логично выглядит версия, что это были рабы, потому что христианство признаёт всех людей равными, независимо от социального статуса и даже говорит, что последние станут первыми. Но послания апостолов, которые обращены к первым христианам, не показывают такой тенденции. Видимо, уже в ранних общинах были люди из самых разных слоёв общества, самых разных профессий.

Теоретически помочь распространению христианства могли следующие факторы.

Кризис римского язычества. Параллельно с христианством распространялись и многие другие культы, среди них много восточных. Причём они находили последователей всюду, включая Италию. Этого не могло бы быть, если бы традиционные культы римлян продолжали устраивать людей);

Проповедь иудаизма. Именно в этот период иудаизм активно распространялся по империи, в него переходили многие бывшие язычники. Благодаря этому люди были уже знакомы с монотеизмом и привыкли к мысли, что можно почитать только одного бога. Кроме того, христианство вообще долго воспринимали как секту иудаизма, бывшие язычники не всегда видели разницу между ними. До поры это даже предотвращало гонения.

Христианство учит, что спасение не зависит от социального слоя или принадлежности к определённому народу, рабам оно обещало те же награды или наказания, что и нобилям.

Разные части империи были тесно связаны торговыми путями, по которым распространялись и новые идеи, включая христианство.

В восточной части империи почти все более или менее понимали греческий язык, а в западной – латынь, потому проповедникам не приходилось заново переводить священные тексты и самим учить новый язык, начиная проповедь для очередного народа.

Особенно сильно способствовала распространению христианства эпоха солдатских императоров, когда государство раздирали войны между легионами, а возведённые этими легионами правители менялись почти каждый год, часто даже не могли подчинить себе всё государство. Ситуация усугубилась ударами варваров, потому что войска занимались «политикой» вместо того, чтобы охранять границы. В те десятилетия всем казалось, что римский мир, а значит мир в целом рушиться, то есть сбываются христианские пророчества об Апокалипсисе.

5. Какие элементы феодальных отношений зарождались в поздней Римской империи?

Элементы:

Торговые связи ослабевали, господствовало натуральное хозяйство, особенно в западной части империи;

В связи с этим большая часть налогов стала собираться в натуральном, а не в денежном виде, в таком же виде часто выдавали жалование;

Большинство городов пришло в упадок, оттуда начался отток населения;

Крупные землевладельцы стали сдавать свои земли в аренду полузависимым колонам, которые взамен отдавали им часть урожая;

Профессии в большинстве своём стали наследственными (что Диоклетиан закрепил законодательно);

Большое влияние на политику приобрела христианская церковь;

Светская власть активно вмешивалась в церковные споры, в частности, преследовала еретиков.

6. По карте (с. 106) определите, где прошла граница, разделяющая Римскую империю па Западную и Восточную, Какие последствия это имело для развития античного мира?

Граница прошла строго с севера на юг, образовав на карте вертикальную черту чуть восточнее самой восточной оконечности Апеннинского полуострова. Таким образом она пролегла по западной части Балканского полуострова, далее по Средиземному морю и по пустыне, разделяющей Египет и провинцию Африка (западную часть Северной Африки).

Результатом этого раздела стала различная историческая судьба римских владений. Европейская часть Западной Римской империи была заселена варварами и вместе с землями германцев составила Средневековую Западную Европу. Восточная Римская империя, включившая отвоёванную у варваров при Юстиниане провинцию Африка продолжала существовать, хоть и трансформировалась под влиянием христианства. В нашей историографии она получила название Византии. Позже большая её часть была завоёвана арабами и стала частью мусульманского мира.

7. Используя карту, определите одну из причин упадка Западной Римской империи. Какие ещё факторы привели к падению империи? Было ли оно неизбежным?

Граница Восточной Римской империи была лучше защищена от варваров Чёрным морем, Балканскими и Кавказскими горами, что видно на карте, в то время как граница Западной империи протянулась в основном по равнинам, защищённая только рекам, на реках были броды, в особенно холодные зимы они покрывались настолько толстым людом, что конница пересекала их в любом месте;

Восточная империя была экономически стабильнее, потому что туда вошли земли древних цивилизаций и эллинистических царств и дававшими большие урожаи землями и крупными городами, продолжавшими получать большие прибыли от торговли;

В последние десятилетия перед падением Западной Римской империи там наблюдался кризис власти, на престоле часто сменяли друг друга императоры, многие из которых были малолетними, другие избавлялись от самых талантливых полководцев (боясь их претензий на престол) и больше обращали внимание на борьбу за власть, чем на борьбу с варварами;

В этот же период власть восточных императоров была относительно стабильной, каждый из них оставался на престоле долгое время и уделял много внимания внешней политике.

Как можно видеть из этого списка, к падению Западной и выживанию Восточной империи привели как объективные, так и субъективные факторы. Потому скорее всего, подобное развитие событий не было неизбежным – к нему во многом привели конкретные события политической жизни.

1. В чём отличие империи от республики? Обоснуйте неизбежность установления империи в Риме.

Установление империи стало неизбежным, как только у армии появились собственные политические интересы, состоящие в выдвижении на первые роли в государстве угодного ей полководца. Противостоять легионам не мог никто, кроме других легионов, а сражение частей армии, как и большинство войн, рано или поздно заканчивается победой одной из сторон. Потому только наделение значительной части граждан землёй и возвращение армии в состояние ополчение граждан могло сохранить республику.

Империя отличалась от республики единоличностью власти. Правитель стал единым, так же, как един командир в армии, которая возвела своего императора на престол. Соответственно, исчезла открытая политическая борьба и сопровождавшие её беспорядки, доходившие часто до настоящих боёв на улицах столицы. Провинции разделялись на сенатские и имперские, доходы с имперских сенат не контролировал. В число сенатских вошли только провинции, в которых не стояли войска. Теперь формально все легионы возглавлял один человек – император, полководцы на местах считались только его легатами. Главное, именно от имени императора награждали легионеров отличившихся и отслуживших положенный срок. Для этого появилась хорошо отлаженная система. Потому теперь солдаты связывали благополучие с императором, а не со своим непосредственным полководцем. Кроме того, легионами управляли молодые политики. Они занимали эту должность короткий срок (обычно год), после чего продолжали карьеру в столице. Легионеры не успевали привыкать к своим начальникам, а те не были заинтересованы в мятежах против императора, ведь мятеж мог оказаться и неудачным, а перспективы в случае лояльности открывались перед ними радужные.

При всё этом в империи эпохи принципата сохранились все атрибуты республики. Решения государственной важности принимались от имени сената, продолжали избираться консулы, преторы и т.д. (только избирал их уже не народ, а сенат, где первым высказывал своё мнение император). Народное собрание лишилось прав выборов должностных лиц и суда, но по-прежнему считало себя значимым. С этой значимостью соглашались и императоры и именно поэтому устраивали для плебса раздачи хлеба и зрелища.

2. Почему философия стоиков была популярна в Римской империи?

Философия стоиков учила принимать жизненные обстоятельства стойко. Это хорошо отвечало условиям римской империи, где с одной стороны жизнь была в целом устроена, с другой, воля императора неожиданно могла её сломать. Кроме того, эта философия на мировоззренческие проблемы давала ответы, которые позволяли не заботиться об этих проблемах прямо сейчас. Это было актуально после веков философских и религиозных споров о предметах, которые человек всё равно не может проверить.

Христианство – это однажды возникшая система взглядов и ответов на вечные вопросы, которая влияет на нашу жизнь до сих пор. Однако хронологически оно в понятие осевого времени не вписывается. Произошло это, видимо, потому, что христианство Карлом Ясперсом и последующими разработчиками концепции воспринималось как синтез иудаизма и античной культуры, из которых обе являются продуктом данного периода.

4. Чем отличалось античное понимание места человека в обществе и государстве от христианского?

В античности человек воспринимал себя как часть коллектива, прежде всего, гражданской общины. Христианстве делает акцент на индивидуальности. Место человека в церкви важно, но по пути спасения он идёт только сам и только сам отвечает за свои поступки и даже мысли. Между тем в высших слоях общества уже в античности многие воспринимали себя как отдельных личностей. Именно на этом основании они стремились к личному политическом успеху, господству и т.д.

5. Какие римские правовые нормы действуют в современном нраве? В какой мере римское наследие явилось основой европейской цивилизации?

Основой последующих правовых систем стало следующее:

Уважение к закону, который выше индивидуальной воли человека;

Привычка разрешать конфликты в суде с состязательностью сторон;

Состязание в суде не истца и ответчика, а их представителей – квалифицированных юристов;

Разделение права на многочисленные аспекты: имущественного, семейного и т.д.

Чёткое понятие собственности.

Основой последующей правовой системы стали в большей мере императорские кодексы законов, самый известный из которых составил Юстиниан I. Но они выпускались во многом, чтобы перебороть сложившуюся традицию проведения судов. К концу империи стороны состязались, в основном приводя в пример решения известных предшествовавших юристов, мнения которых считались авторитетными. Соответственно, каждая из сторон пыталась доказать или опровергнуть то, что конкретный их случай соответствует делу, разрешённому тем или иным юристом. Противоположная сторона искала контраргументы в решениях других юристов и т. д. На поиски всех этих примеров требовалось время. Потому процессы очень затягивались. Кодексы императоров, включая кодекс Юстиниана, призваны были разрушить эту практику. После их выхода обращаться можно было только к последнему из кодексов. Потому современной судебное система унаследовала многие принципы римского права, перечисленные выше, но само проведения судов, принцип вынесения решения со временем существенно изменился.

Повторение и обобщение

2. Выделите пять наиболее значимых с точки зрения последующего развития человечества достижений Древнего мира и обоснуйте свой выбор.

1) Цивилизация. Переход от первобытности к государству, то есть к цивилизации, создал историю как таковую, значительно ускорил развитие человечества (а значит и улучшение его жизни, заложил первые предпосылки ускорения этого развития гораздо позже, в эпоху индустриального и постиндустриального общества.

2) Письменность. Развитие человечества – это накопление знаний. С определённого момента оно стало бы не возможным без письменности. Но кроме того, системы письма в корне изменили характер государственной власти и облик человеческого общества.

3) Деспотия как форма правления. Восточные деспотии были примечательны своей стабильностью. Сочетание обожествления правителя (или чего-то близкого к обожествлению) с пышностью двора (для того, чтобы поддержать образ небожителя) и обширным бюрократическим аппаратом появлялось в истории много раз и не только на востоке. Они заметны и в Римской империи эпохи домината, и в абсолютных монархиях Нового времени и т.д.

4) Республика как форма правления (как демократическая, так и олигархическая). Государства с выборностью власти периодически появлялись в Средневековье, в Новое время стали эталоном для борцов за свободу и сегодня именно они преобладают в мире (одна из таких стран – наша).

5) Наука как подход к изучению мира и фактор, формирующий мировоззрение. Сегодня мы знаем мир именно с научной точки зрения. И хотя научный подход претерпел большие изменения в Новое время (стал больше основываться на эксперименте), но его основы были заложены в античности. Это и формулировка утверждений на основе логических рассуждений, и построение на основе эмпирических наблюдений теорий, которые позволяют задавать новые вопросы, и, главное – исследование ради научного интереса, при котором практическое применение является только второй и не всегда обязательной стадией.

3. Проведите исследование на тему «Античные сюжеты и архитектурные формы в искусстве последующих эпох» (на примере живописи, скульптуры или архитектуры).

Христианство зародилось именно в античности и многое взяло из наследия предыдущих эпох. Потому многие исключительно христианские мотивы на самом деле были разработаны раньше. Пример – пастух, который несёт на плечах овцу. Многие века пастырь трактуется как Христос, а овца – как грешник (заблудшая овца), которую несут обратно в стадо (церковь). Силуэт фигуры также образует крест, что придаёт ему дополнительную значимость. Но на самом деле изображающие этот сюжет статуэтки встречается и в более ранние века, ещё до Рождества Христова.

Всё же, большинство античных сюжетов – мифологические. В Средние века они были не просто забыты, а специально искоренялись. Но в эпоху Возрождения вновь пришли в искусство, во многом благодаря масштабным раскопкам в Италии. И каждые новые масштабные археологические работы вызывали новый всплеск этого интереса. Так волну ажиотажа вызвали масштабные работы в Помпеях.

Художники эпохи Возрождения именно у античных мастеров учились анатомически правильному показу тела. Вместе с этим перенимали и античные сюжеты. На их картинах снова появились Геркулес, Венера, фавны, музы и другие гости из далёких времён и другой культуры. Они перекочевали и в искусство остального Нового времени. Часто греческие и римские боги выступали как аллегорические символы. Новые аллегории также исполняли в античном духе. Так в XVII веке стало популярно изображение материков (частей света), при этом на картине мы видим не карту, а женщин, очень похожих на античных богинь.

С архитектурой произошла похожая история. В Средневековье от античного наследия почти ничего не осталось. Можно упомянуть, пожалуй, только колонны, но не с внешней стороны знания, а в основном внутри него. В Высоком Средневековье вспомнили также арку. Но и колонны, и арки были выполнены в новых стилях и совсем не походили на античные.

Ситуация изменилась в Новое время, когда и в архитектуре к античному наследию стали обращаться всё больше. В итоге классицизм пытался почти полностью скопировать греческие и римские здания: почти каждый дом снабжался портиком с колоннами и тому подобными элементами.

В XIX веке античное наследие постепенно начинает уходить и из архитектуры, и из остального искусства. Реализм объявлял его слишком оторванным от жизни и стремился максимально точно изобразить современность, а не следовать древним образцам. Новые материалы и новые типы зданий с неизвестными ранее назначениями продиктовали новые архитектурные решения при их строительстве. Сегодня античное наследию окончательно стало уделом лишь истории. Но его влияние на развитие культуры сложно переоценить, причём оказывалось оно на протяжении многих веков после падения и Западной, и даже Восточной Римских империй.

4. Создайте проект электронной энциклопедии «Происхождение мира и человека в мифологии народов Древнего мира».

Предполагаемый план энциклопедии:

1. месопотамские космогонические мифы –

а) более поздний и понятный миф под условным названием Энума элиш,

б) более ранний и туманный миф о Энки и Нинхурсаг;

2. египетские космогонические мифы –

а) версия жречества Иуну (в греческом произношении – Гелиополя),

б) версия жречества Шедета (в греческом произношении – Гермополя),

в) версия жречества Мемфиса;

3. античная мифология –

а) сотворение богов и мира в «Теогонии» Гесиода,

б) римские изменения этого мифа в изложении Овидия,

в) версии возникновения мира из одного из четырёх элементов в трудах греческих натурфилософов,

г) орфический миф о Зевсе, поглотившем мир и снова родившем его из себя;

4. китайский миф о хаосе (хунь дунь), например, по версии трактата «Хуайнань-цзы»;

5. Гимны о сотворении мира в Х книге Ригведы (Индия);

6. Сотворение мира по версии зороастризма (иранская мифология);

7. Библейская версия о 7 днях творения.

5. Подготовьте электронную презентацию о наиболее значительной, с вашей точки зрения, личности Древнего мира.

Завоевания Александра Македонского – не просто уничтожение Персидской империи, но и удивительный поворот в истории, синтез казалось бы не совместимых начал в новой цивилизации. Потому именно он наиболее достоин звания такой личности.

Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. – М.: МГУ, 1993;

Плутарх. Александр // Сравнительные жизнеописания. – М.: Наука, 1994;

Шахермайр, Ф. Александр Македонский. – М.: Наука, 1984;

Фуллер, Дж. Ф.Ч. Военное искусство Александра Великого. – Смоленск: Русич, 2006;

Шофман, А.С. Восточная политика Александра Македонского. – Казань: Изд-во КГУ, 1976.

Выберите одно из высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Анализируемая цитата:

«Европейская, а во многом и мировая цивилизация построена па античном фундаменте. Это не только художественный образ, но сама подлинная реальность» (А.И. Немировский, Л.С. Ильинская, В.И. Уколова. Античность: история и культура).

Европейское искусство во многом основано на античном. Это не только мифологические сюжеты на картинах Нового времени и дома, похожие на греческие храмы. Это и анатомически верный показ тела, передача движения в застывших образах, передача эмоций на лицах, чем так славился эллинизм.

Большая часть государств сегодня – республики. Политическая мысль нашего времени также развилась на основе античного наследия. Правда, очень часто прежние названия сильно изменили свою суть. Так сегодня нет такой социальной категории как плебеи (слово осталось только как метафора), а плебисцит – реальность политической жизни.

Похожие вещи произошли с правом. Собственно римские суды с поиском примеров из практики известных юристов или решение дела исключительно исходя из репутации истца и ответчика мало напоминают современную ситуацию. Но мы унаследовали многие античные принципы, такие как сотязательность сторон, причём не их самих, а их представителей из числа профессиональных юристов, суд присяжных, в котором решают исход дела случайно выбранные люди, что усложняет их подкуп и т. д.

Цивилизация наших дней действительно во многом базируется на античности. Но главное, что оставила нам та эпоха – это наука. Именно наука создала те технические достижения, которые окружают нас повсюду. Конечно, учёные Древней Греции не помышляли ни о микробиологии, ни о нанотехнологии. Но они создали сам научный подход – сомнения на основе логики в каждом утверждении и стремление к знаниям ради интереса, ради самих знаний – практическое их применение становиться не единственной целью.

Индустриализация привела к разделу мира между европейскими державами. Освободиться от колониальной зависимости подвластным народом удалось, только переняв многое из Европы. Потому европейский образ мысли, европейские политические и иные институты действительно распространились по всему миру, а значит распространилось и античное наследие, как их органическая часть.

С процитированным выше утверждением, безусловно, стоит согласиться.

То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима - устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Власть императоров усиливается постепенно. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями уходит в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде.

Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. - III в. нэ.), от "принцепс-сенатус" - первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять его решения;

2) доминат (III-V вв.), от "доминус" - господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Принципат. Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью imperium.

Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. "Что решил принцепс, то имеет силу закона".

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами, что означало на практике скрытую полноту власти.

Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената - сенатус-консульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые - назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении - сената и принцепса.



Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

Доминат. С конца III в. начинается новый этап истории империи - доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора. В 284 году приход к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом. Титулы императора - Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы - сервы.

Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет - консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты - в муниципальных должностных лиц. Усиление важности и роли армии и общеимперской полиции (вторжения, набеги на корованы).

Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина.

Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы. В экономической области Диоклетиан попытался приостановить обесценение денег в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустил полноценные золотые и серебряные монеты, но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску низкопробных монет.

Более эффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения поступления налогов была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение.

Военная реформа, закрепившая образование пограничных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.

Наиболее далеко идущие последствия имела административная реформа Диоклетиана . Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций вынудили его в 285 году назначить себе соправителя - цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части - западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя - цезаря. В результате возникла тетрархия , состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций.

После двадцатилетнего правления Диоклетиана и последовавшей борьбы за власть между его преемниками наступает период тридцатилетнего правления Константина (306-337 гг.), вновь восстановившего единство власти.

Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии. Постановлением (конституцией) "О беглых колонах" 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.

В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.

Только в церковном вопросе они с Диоклетианом различались. Константин уловил, что христианство является религией, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. Христианство в 337 году стало гос религией.

Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината - военной, политической и идеологической.

Наконец, учитывая, что восточная часть империи относительно меньше западной подвергалась нападениям варварских племен и была экономически более развитой, Константин перенес туда свою столицу - в древнегреческий город Византии, дав ему новое название Константинополь. В 330 году Константинополь был официально провозглашен столицей империи. Перенос столицы в Константинополь закрепил процесс распада империи на две части, приведший в 395 году к окончательному ее разделу на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).

В 476 году командующий императорской гвардией германец Одоакр сверг с престола последнего римского императора и отослал в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.

Вопрос 25. Права на вещи и обязательственное право по Законам 12 таблиц.

Важной чертой римского права собственности было под подразделение вещей на два типа - res mancipi и res nec mancipi. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности. Ко второму типу относились все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.
Для отчуждения вещей первой категории-продажи, мены, дарения и пр. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "manus" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." (то есть потомков обожествленного Ромула-Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности.
Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты-асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникнет связанный с ней спор о собственности.
Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть без формальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.
Старый раб, как и старая лошадь, требовали - при переходе из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза - традиции. Первые две вещи относились к разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. И в этом все дело!
Уже в древнейший период складывается порядок, в соответствии с которым, право собственности на вещь могло возникнуть вследствие длительного владения вещью. (VI,3: Давность владения в отношении земельного участка (устанавливалась) в два года, в отношении всех других вещей - в один год.1).
Особым видом вещного права, зафиксированным в Законах XII таблиц, являются сервитуты, нормы права, ограничивающие права собственников на принадлежащее им имущество, а также наделяющее субъекта рядом прав на имущество ему не принадлежащее.
В Законах XII таблиц собственнику прямо предписывалось:
* Оставлять незастроенное место вокруг здания (VII.1.);
* Отступать от границ участка на определенное расстояние (VII.2.);
* Обрезать деревья на высоте 15 футов, дабы не причинять вред соседнему участку (VII. 9а);
Помимо этого предоставлялось право прохода по чужой земле "Пусть (собственники придорожных участков) огораживают дорогу, если они не мостят её камнем, пусть едет на вьючном животном, где пожелает"2. Собственники участков имели право при определенных обстоятельствах пользоваться продуктами приносимыми чужой собственностью: "VII.9б. Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка"3, а также обращаться с иском к владельцу собственности, наносящей ущерб "VII.10. Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его".

В условиях неразвитости товарно-денежных отношений (появление собственно монет в Древнем Риме относят к середине V в. до н.э.) такая форма фиксации обязательств как договор (контракт) использовалась крайне редко и отличалась ярко выраженным формализмом. При одностороннем характере древнейших договоров (право требования принадлежало только одной стороне, а обязательства возлагались на другую сторону) именно внешняя формальная сторона определяла характер контракта.
Наиболее ярко раннерабовладельческое право отражалось в договорах самозаклада (nexum), при этом Законы XII таблиц не разделяют сделки самозаклада и отчуждения вещи, регулируя и те и другие общей статьей Законов "VI.1. Если кто заключает сделку самозаклада или отчуждения вещи (в присутствии 5 свидетелей и весовщика), то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми". В этой же форме осуществлялись и договоры займа, регулированию которых Законы уделяют особое внимание. Должник после признания за собой долга или после принятия против него судебного решения получал тридцать льготных дней (III.1.). Если же в течение этого льготного срока задолженность не погашалась, кредитор получал право "наложить руку" на должника, т.е. доставить его к месту судопроизводства (III.2.). Законы XII таблиц строго регламентируют процедуру принуждения должника к исполнению обязательств, не допуская самоуправства кредитора и однозначно требуя судебного решения для ограничения прав должника. И хотя наказание для несостоятельного должника могло быть очень жестоким, от продажи в рабство и смертной казни (III.5.) до пропорционального расчленения сообразно претензиям кредиторов (III.6.) 4, Законы регламентировали движение ссудного капитала, ограничивая размеры взимаемых процентов, не более одного процента в месяц (VIII. 18а), наказывая ростовщичество крупным штрафом (VIII. 18б). Только в 326 году до н. э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Законы XII таблиц определяют ряд обязательств, которые возникают вследствие причинения вреда, и рассматривают их не как правонарушение, а как посягательство на права частного лица (частные деликты), которое ставило обидчика в положение должника пострадавшего.

К категории таковых частных правонарушений относились личная обида, которая наказывалась штрафом в 25 ассов (VIII. 4.). Особо жестоко наказывалась клевета или позорящие слова (смертная казнь) (VIII.1a; VIII. 1б). Обязательство в виде штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось в случае порубки чужих деревьев, неосторожного уничтожения чужого имущества, хранение краденых вещей, ростовщичество, предъявление суду поддельных вещей, потрава или кража урожая в ночное время (для несовершеннолетних).

При этом наряду со штрафами сохраняется древнейший принцип талиона ("VIII.2. Кто причинит членовредительство и не помирится с (потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое").

Законам XII таблиц известны и публичные деликты, относящиеся прежде всего к посягательствам на государство. "IX.5. Закон XII таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага (римского народа к нападению на Римское государство), или того, кто предает врагу римского гражданина"5

Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.

Похожие статьи