Николай константинович романов. Великий князь николай константинович романов Николай константинович романов

1.

Меня часто обвиняют в излишнем авторском пристрастии в изображении семьи Романовых в моих очерках и новеллах, и в том, что я всегда покрываю их литературные портреты позолотой слов, которая упорно сглаживает шероховатости и неровности их характеров, страстей, повороты их судеб, жизней, дорог… Ничего не могу возразить на эти упреки. Что же, каждый читатель волен иметь свое мнение, свой взгляд на историю и людей, которые ее творили, так или иначе - участвовали в ней, жили и умирали

История семейства Романовых сложна и неоднозначна, как история любой большой семьи, рода, клана. В обширной «Романовской саге», за триста лет правления Россией этой фамилией, нашлось место всему: и драме, и комедии, и фарсу, и авантюрному роману, и рыцарской эпопее, и водевилю, и высокой трагедии в античном стиле..

Судьба человека, о котором я хочу рассказать Вам, читатели, сейчас, столь сложна и необычна, что - ошеломляет. Прежде всего тем, что соединяет в себе, казалось бы, совершенно несоединимое!

2.

Судите сами: один из богатейших людей Империи, Великий князь Николай Константинович Романов постоянно занимал деньги в долг, выдавал векселя и расписки, дабы оплатить прихоти и капризы своих многочисленных возлюбленных.

Блестяще образованный человек, выпускник Российской Академии Генерального штаба, он «славился» повсюду отнюдь не блистанием ума и холодным пристрастием к военной службе, как можно было бы ожидать от настоящего Романова, а развращенными выходками и разгульною жизнью, изумляющей до оторопи не только «царственных» его родных, но и простых смертных.

Высокородный потомственный дворянин, он, только ради удовлетворения своих страстей, ничтоже сумняшиеся, легко унизился до «звания» вора и преступника, и, казалось, откровенно гордился этим всю оставшуюся жизнь!

Ценитель искусства, собравший в своем Ташкентском дворце огромную коллекцию живописи и предметов античности, которой после реквизиции хватило на три городских музея, он отчаянно страдал клептоманией и копил в покоях своих не только шедевры, но и мелкие безделушки и всяческий хлам, украденный с городских мусорных свалок и из лавок старьевщиков..

Блестящий и самобытный ученый, оставивший после себя несколько строгих научных статей по мелиорации и сельскохозяйственному освоению земель в окрестностях Ташкента, он всю свою жизнь предавался самому безудержному разврату, не исключая совращения несовершеннолетних девиц, ругался, как извозчик, и нещадно хулил не только сославшего его на окраины империи дядюшку – государя Александра Второго, но и последовавшего его примеру племянника – Александра Третьего, да и всю свою царственную родню.. Фамилия же платила ему за то своеобразной признательностью предпочитала не упоминать его имя на семейных собраниях и упорно считала сумасшедшим!

Эгоист, привыкший всю жизнь думать только о себе и своих желаниях, причудливых и часто – довольно темных, он погиб хладнокровно и похоронен, как истинный воин, расстрелянный большевиками в 1918 году, при неясных обстоятельствах: в склепе Свято - Николаевского собора – самого большого в Ташкенте.

Нерадивый и рассеянный родитель, он не завещал своей гражданской жене Надежде Александровне фон Дрейер и двум своим кровным сыновьям – Артемию и Александру - ничего, кроме пожалованного, личного, дворянства, герба, звонкой, загадочной фамилии – «Искандер», да высокомерной, истинно «романовской» гордости, которая старшего сына одарила ранней гибелью на полях гражданской войны, (или в бреду сыпного тифа, - по иной версии) а младшего – горьким участием в исходе Белой Армии из России в рядах войска барона Врангеля, а после - тоскливой жизнью на чужбине – во Франции, – вплоть до холодного смертного часа, не согретого прощанием с детьми – волею Судьбы и огненного вихря Времени они остались в России….

3.

Холодный циник и прожигатель жизни, каких было весьма немало среди представителей «высших классов» безвременно ушедшей в небытие Атлантиды - Империи, он, по существу, мог похвастаться лишь одним: он знал, что такое любовь, а, точнее, - Страсть. Для него она была похожа на опаляющей огонь, заставивший позабыть в единый миг и Честь, и Долг, и все эти скучно – пресные его ошеломительно - грубому темпераменту заповеди христовы.

Лишь ради этой Страсти - губительной, кинувшей его на самое дно порока, и согласился он стать тем, кем стал – «царственным» вором, человеком, опутавшим, прежде недосягаемую для открытого презрения Первую фамилию Империи, сетями недозволенного скандала. А если же взглянуть еще глубже – человеком, впервые дерзнувшим уравнять себя с чернью, - в истинном, то есть переносном, значении этого слова, - и с обывательскою моралью порока.

Человеком, запросто позволившим опутать себя липкою паутиной самого низменного земного быта, что не позволяет Духу подняться на вершины бытия Небесного, увы, когда приходит этому Срок!

Виновницею же падения Великого князя в глазах всего светского, да и не только, общества оказалась некая « дива кабаре», американская танцовщица и певица Фанни Лиер. (в ином прочтении – Лир – С.М.) Князь познакомился с нею в 1871 году, в одном из своих европейских турне. Едва увидев ее на сцене знаменитого парижского варьете «Фоли Бержер», великий князь потерял голову, но не жалел о том ни минуты. Знакомство развивалось стремительно: то ли опытная искусительница «мисс Фанни» никак не хотела упускать редко выпадающий девице такого рода занятий шанс, то ли сам Николай Константинович головокружительно спешил, чувствуя исподволь горькую сладость непозволительности счастья.. Впрочем, сие - не столь важно.

…Совместное путешествие скороспелых любовников по Италии и Франции превратилось в сплошное «сладостное удовольствие».

Князь Романов исполнял любую прихоть «танцующей волшебницы», (постоянно дразнящей его всеми своими прелестями и одаривающей безудержными вольными нежностями и комплиментами) будь то пикники, прогулки на яхте, драгоценности, наряды, особняки на самых фешенебельных улицах, ужины в дорогих ресторанах, корзины роз и фиалок зимой. Словом, князем в ход были пущены все средства и приемы пылкого обольщения понравившейся до головокружения женщины.

Впрочем, мисс Фанни Лир, едва ли нуждалась в них: у бедной плутовки, дочери лютеранского пастора из Филадельфии (США), убежавшей из дому шестнадцати лет с пьяницей, который был не то ее мужем, не то – сутенером - были давно уже выработаны на все случаи жизни свои собственные приемы и средства, гораздо более жесткие и изворотливые.. Князь разгадал их не сразу, а точнее, просто не успел разгадать – угодил в ссылку. Но об этом – чуть ниже.

4.

Поскольку ухаживал князь Николай Константинович за своею дамою сердца истинно «по – царски», а прихоти любимой были всегда – «непомерно королевскими», то вскоре средств на такую жизнь стало не хватать. Сперва князь просто занимал деньги, где придется.

Ему охотно давали. Неловко ведь было не одолжить внуку Императора Николая Первого, представителю царственной фамилии. Да к тому же он клялся отдать с процентами! Но постепенно кредит иссяк - высокородный заемщик возвращать долги не спешил. Между тем, денег требовалось все больше: в голове князя возник дерзостный план бежать с возлюбленной в Европу и там тайно обвенчаться с нею, презрев всякие обязательства, семейный долг, честь фамилии и прочую «ерунду».

Для претворения сего плана в жизнь в ход были пущены не менее дерзкие средства: из будуара матери Николая Константиновича, великой княгини Александры Иосифовны исчезли серьги с алмазными подвесками – свадебный подарок супруга, а со стола в малиновом кабинете императрицы Марии Александровны после одного из семейных чаепитий пропал ряд дорогих безделушек из слоновой кости и севрского фарфора. Ценностей хватились немедля. Провели тихое «домашнее расследование». Взялись за голову. Закатили царственному племяннику и сыну несколько неслышных «будуарных концертов», пригрозив все тотчас доложить грозному отцу и скорому на расправу дядюшке - императору. Племянник весьма красноречиво и бурно раскаялся, посыпав голову пеплом, а руки любящих родственниц - бурными поцелуями. Скандал утих. Чтобы вскоре вспыхнуть с новою силою.

В апреле 1874 - го беззаконной связи князя Романова и «сильфиды кабаре» Фанни Лир пошел уже третий год. Позади у Николая Константиновича был тяжелый Хивинский поход, в котором он вел себя с беспримерною, жесткой храбростью за что и получил звание генерала. При дворе на опального родственника начали было вновь посматривать благосклонно, хотя и с легкой насмешкою.

Никто не ожидал бури. И не желал ее. Но она - грянула. В самом центре столицы, в Мраморном дворце – родовом семейном гнезде «Константиновичей» - была разорена, разграблена семейная святыня – икона Божьей Матери, подаренная в 1848 году императором Николаем Первым своему сыну Константину, в канун свадьбы.

Неизвестный злоумышленник похитил из оклада иконы драгоценные камни, варварски разломав ее. Великая княгиня Александра Иосифовна, потрясенная таким вандализмом и считавшая, что все произошедшее сулит ее семье великое несчастье, потерянно сникла и к вечеру - занемогла, а супруг ее, брат императора Александра Второго, Константин Николаевич, узнав обо всем, буквально рассвирепел и потребовал в доме присутствия полиции, дознания, следствия, немедленной кары преступнику!

Гнев его не знал предела. За поимку дерзкого вора была назначена солидная сумма банковскими билетами.

Полиция, прибыв во дворец, сразу установила, что к иконе в будуаре имел доступ очень ограниченный круг лиц: княгиня, ее супруг, дети врач, камеристка, придворная дама и два лакея. Поскольку самих лиц царственной фамилии не имели права подозревать ни в чем по уставу, стали было уличать прислугу, но, вот беда – улик не оказалось вовсе!

Однако, запутанное дело начало быстро проясняться как только расширили круг подозреваемых. Адъютант старшего сына великого князя Константина – капитан Ворхоповский сделал ошеломительное признание. Оказалось, что его Высочество Николай Константинович, при котором адъютант имел честь состоять, передал ему несколько крупных бриллиантов, приказав тотчас отправиться в Париж и там продать их.

Капитан припозднился с поручением, а после начала скандала, о поездке, разумеется, речь уже и не шла!

Припертый к стенке шефом полиции, графом Петром Шуваловым, адъютант без запинки выложил все детали романа великого князя Николая Константиновича с Фанни Лир, и рассказал такие подробности, что сомневаться более уже нельзя было!

Шеф полиции немедля взял дело под свое попечительство. Все материалы спрятали в сейф, а сам граф поехал в Мраморный дворец – для личной встречи с великим князем Константином Романовым – отцом. В очень осторожных выражениях он поведал князю обо всем, что узнал. Великий князь Константин не произнес ни слова в ответ. Но как только граф Шувалов предложил великому князю – сыну Николаю Константиновичу в его присутствии самому сделать тайное письменное признание и раскаяться в содеянном – с условием, что всю виновность «царственного вора», официально, разумеется, мог бы взять на себя другой, специально подготовленный полицией человек, - Великого князя Константина будто бы прорвало. Он запальчиво обвинил графа Шувалова в клевете, в стараниях обесчестить семью и потребовал, чтобы начальник полиции повторил свои обвинения в присутствии самого Николая Константиновича!

Граф Шувалов не решился устраивать «допрос с пристрастием» в присутствии раздраженного великого князя - отца и нарушать покой больной великой княгини - матери. Он холодно и церемонно откланялся и поехал прямиком из Мраморного дворца - в Зимний, к государю императору Александру Второму Тот, выслушав доклад Шувалова, просто онемел.

Обретя же дар речи, стал задавать вопросы, выяснять, уточнять, и вскоре сомнений почти не осталось. Сын брата, его крестник – вор и богохульник.

Такого в истории царствующей династии не было еще никогда! Их Высочества Великие князья, сын и отец, немедля были вызваны во дворец для секретного разговора, и глядя племяннику прямо в глаза, император задал тихий вопрос: «Ты это сделал?». И услышал в ответ тоже тихое, но вполне различимое: «Да».

Императора от возмущения едва не хватил удар. Он покраснел как рак, стукнул кулаком по столу и прохрипел сдавленно: «Сумасшедший!»

Брат императора, отец, только что яростно защищавший перед государем «поруганную честь» своего сына, стоял, словно проглотив язык, сжав кулаки, и побледнев, как стена. Удар, обрушившийся на него в эту минуту был равен по силе разве что землетрясению, урагану, шторму.. Что он мог бы сказать в оправдание сына - вора?!

5.

Виновника скандала немедля заключили под домашний арест, а созданная высочайшая тайная комиссия должна была решить, что же делать с провинившимся царственным отступником, потерявшим голову от непозволительной страсти. « Предмет» же сей страсти, «сильфида кабаре» мисс Фанни, едва почуяв запах неминуемого скандала, благополучно ретировалась в европейские дали, а оттуда в давно забытые родные пенаты – в Америку, где принялась немедля создавать себе репутацию жертвы безумной страсти, «затравленного зайца» для охоты целой монархической династии суровой, северной страны с ледяными нравами и ее «замороженного приличиями» бомонда! Фанни Лир написала о своей «трагической любви» книгу, давала мелодраматические интервью, заработала миллионные суммы слезами и вздохами, но вряд ли в угаре славы вспомнила о человеке, который ради нее лишился доброго имени и человеческого достоинства. Мимоходом позволю себе заметить, читатель, что мисс Фанни навряд ли ведала, что это такое – достоинство. Уезжая в Европу, она не забыла прихватить с собою все драгоценности и подарки, которыми ее осыпал за годы скандальной связи великий князь Николай Константинович. Ссыльному они были уже не нужны, а ей могли еще пригодиться! Ехать же за милым в крымские земли и «портить ему ссылку», расчетливая танцорка вовсе не собиралась, находя это излишним.

Да и могло ли быть иначе, читатель? Страсть и вообще то похожа на пламя, гаснущее при любом давлении, а если к ней еще примешивается и холод расчета….

Тайная высочайшая комиссия, во главе с лейб – медиком Двора, опытным врачом - психиатром И. С. Гауровицем, долгое время не решалась вынести окончательного вердикта. События ускорились лишь когда царю доставили некий текст – не то прошение, не то исповедь, - где, обращаясь к своему дяде - монарху, похититель драгоценностей патетично вопрошал:

«Безумен я или преступник? Если я преступник, то судите и осудите меня, если я безумен, то лечите меня, т но только дайте мне луч надежды на то, что я снова когда – нибудь увижу жизнь и свободу. То, что вы делаете – жестоко и бесчеловечно!»

И не слова искреннего, человеческого раскаяния, сожаления о содеянном, хотя бы попытки оправдания, пусть и по – мужски сдержанного!!

Император был поражен. Он и сам не являлся безгрешным и сам изведал все слабости страсти: его собственный роман с княжной Екатериною Долгорукой не был секретом для Двора, так что, вполне возможно, в глубине души, император мог и не считать себя вправе быть строгим судьей в вопросах «тайн сердца», и мог все понять, смягчить, предать забвению, наконец!.

Но наглость и цинизм племянника вывели монарха из себя и он решил его участь без промедления: 11 декабря 1874 года вышел указ Александра Второго об опеке над имуществом Николая Константиновича.

Врачебная комиссия признала Великого князя «психически неуравновешенным, склонным к сумасбродству, необдуманным, непредсказуемым поступкам, галлюцинациям», (*Действительно, имевшим место, и, вероятно, унаследованным великим князем по материнской линии – С. М.) и под специальной охраной Николай Константинович был отправлен сперва в Крым, затем в Оренбург, на постоянное жительство..

Впрочем, жил он всюду с комфортом, располагал достаточными средствами и для кутежей, и для разгульной жизни и для пополнения своей антикварной коллекции предметов искусства. В Оренбурге Его Высочество почти немедля «прославился» тем, что покупал женщин сомнительного поведения для многочасовых пирушек в особняке на главной улице города, руководствуясь принципом: « Любую женщину можно купить, разница лишь в цене – пять рублей или - пять тысяч!»

В оренбургской ссылке неугомонный, пылкий «Казанова», посреди постоянных развлечений «нечаянно» женился на упомянутой нами выше девице Надежде фон Дрейер, дочери обер – полицмейстера, но кутежей своих не прекратил, и в 1881 году по ходатайству оренбургских властей, специальным указом уже нового Государя, Александра Третьего, кузена «сиятельного вора» был сослан на окраину империи, в Ташкент. Там он состоял под специальным надзором генерал – губернатора, но жил широко, не собираясь себе в чем – либо отказывать и изменять, хоть в малом, свой необузданный нрав!

У семиреченского казака Елисея Часовитина он, к примеру, за сто рублей купил шестнадцатилетнюю дочь и прижил с нею нескольких детей, которые носили фамилию Часовитиных. В Ташкенте же с Николаем Константиновичем приключилась и другая, совершенно потрясающая, авантюрная история….

6.

При живой жене он задумал жениться вторично. Объектом его страсти на сей раз стала юная красавица - гимназистка Варвара Хмельницкая. Он купил для нее и ее семьи большой дом в Ташкенте, а когда, в один из дней 1901 года, Надежда фон Дрейер отлучилась из Ташкента, похитил свою фаворитку и тайно обвенчался с нею в сельской церкви в двенадцати верстах от города. Когда происшествие стало известно доподлинно, скандал был невероятный! Брак тотчас аннулировали, девушку вместе с семейством стараниями губернатора выслали в Одессу. Император - кузен, ошеломленный выходками неугомонного Николы, (* Так звали Н. К. Романова в семейном кругу – С. М.) резко отказал ему в его прошении прибыть на похороны дядюшки монарха Александра Второго в марте 1881 года: « Вы недостойны того, чтобы склониться перед прахом моего бедного отца, которого так жестоко обманули. Не забывайте, что Вы обесчестили всех нас. Пока я жив, Вам не видать Петербурга!»

С категоричностью двоюродного брата – правителя пришлось смириться. В Ташкенте великий князь из рода «Константиновичей» слыл колоритной фигурою, бунтарем против устоев семьи и династии, и едва ли не социалистом по убеждениям. Кипучая энергия его находила применение не только в кутежах и мотовстве. Он финансировал строительство оросительных каналов и школ, географических экспедиций и новых поселений, выращивал хлопчатник, изучал основы мелиорации в крае, писал статьи по этой тематике, публикуя их анонимно, в научных журналах. В крае его хорошо знали. Уважать, разумеется, не могли, но и вниманием не обходили, желали здравия при встречах, раскланивались.

Изредка великий князь встречался с родными, приезжал к нему в Ташкент и знаменитый граф С. Ю. Витте, долго беседовал с ним, прогуливаясь по парку, о нуждах края, и был весьма поражен его здравым умом, дельными замечаниями и изящной простотою обхождения.

Но матери своей, великой княгине Александре Иосифовне «блудный сын» никогда не писал. Ни единого письма. Быть может, горько стыдясь того, что совершил в молодости, а, быть может, и изощренно, тонко, по - сыновьи, мстя матери за то, что не смогла она, не захотела скрыть его вину ото всех, не уберегла от осуждения, от забвения, от презрения!!.

Он знал - по рассказам родных -, что мать страдала невыразимо, плакала и молилась о нем, каждую минуту ждала вестей из далеких краев, но кривил в усмешке губы, не верил: ежели страдала, то отчего же - не спасла, не умолчала?

Впрочем, ворошить далекое и угасшее прошлое за чередою лет, почти не было смысла. О былой страсти, о петербургской жизни, сладости удовольствий, великому князю напоминала только прелестная статуя танцующей девушки, стоящая в вестибюле Ташкентского дворца, присланная некогда матерью из Петербурга вместе с язвительно – холодным советом «любоваться вдоволь на бесстыдные черты прелестницы, сведшей расчетливо с ума и толкнувшей на бесчестье!» Откуда матушка узнала, что в статуе, заказанной в Италии, отображены черты «незабвенной, любимой сильфиды» - Фанни Лир, Николай Константинович так и не смог дознаться!

7.

Надо полагать он не слишком грустил о себе и своей погубленной давним петербургским скандалом жизни. Сумасшествие, мнимое ли, подлинное ли, в какой то мере, развязало ему руки, избавило от ответственности за эпатирующие общество поступки. Николай Константинович любил изображать из себя «жертву обстоятельств и устаревших моральных догм, непонятого гения и ценителя женской красоты». Обыватели так и не сумели понять разыгрывает ли он перед ними спектакль, искренне ли верит в то, что исповедует?

В дни Февральской революции 1917 года великий князь Романов разъезжал по городу в красной рубашке, послал Временному правительству приветственную телеграмму, где назвал себя «пострадавшим от жестокого произвола старого режима». Он, быть может, рассчитывал вернуться в столицу.

Но - не суждено было. В 1918 году, 26 июня, (* по другим сведениям: 14 января) жизнь Николая Константиновича резко оборвалась. Жители Ташкента, похоронившие его с воинскими почестями в склепе самого большого в городе кафедрального собора Святого Георгия, (несмотря на яростное противодействие новых властей!) говорили полушепотом, что был князь Романов цинично расстрелян зарвавшимися красными комиссарами лишь за то, что посмел тактично указать на неправильность и несправедливость реквизиции художественных сокровищ из его ташкентской резиденции. Официально же бытовала версия, что «гражданин Романов» скончался от скоротечного воспаления легких. Она и до сих пор имеет место быть в некоторых источниках и энциклопедиях.. Не берусь ее оспаривать.

Вдова Николая Константиновича, Надежда Александровна, овдовев, некоторое время еще работала в художественном Музее, основанном в бывшем доме Великого князя, но при очередной «чистке» и заполнении анкет работу потеряла, долгое время скиталась по знакомым, голодала и, наконец, нашла приют в сторожке, все при том же музее. Жила она тихо и одиноко, окруженная стайкой собак – дворняжек, бездомных и голодных, как и она. По одной из версий, Надежда фон Дрейер - Романова и умерла от укуса случайно забредшей к ней в сторожку бешеной собаки…

Два слова о потомках в конце нашей грустной, невероятной, ошеломляющей истории о «царственном отщепенце»...

Дети младшего, уцелевшего в вихре войн и революций, сына великого князя Николая Константиновича и Надежды Александровны, лейб – гвардии офицера Александра Искандера, эмигрировавшего из Константинополя (* А, точнее, - Галиополи.- С.М.) во Францию, оставшись в России со своей матерью, Ольгой Иосифовной Роговской, были усыновлены ее вторым мужем, Николаем Николаевичем Андросовым, и получили его фамилию.

Кирилл Николаевич Андросов, собственно, – Кирилл Александрович Искандер – потомства не имел. Умер в 6 февраля 1992 года в Москве.

Его сестра Наталия Александровна (*Наталия Николаевна Андросова, артистка цирка, мотогонщица) была замужем за режиссером Николаем Досталем (1909 – 1959) Потомства также не имела. С ее смертью в 1999 году род Искандеров закончился, так как отец ее светлейший князь Александр Николаевич Романовский – Искандер от второго брака во Франции с Наталией Константиновной Ханыковой детей уже - не имел.

Семипалатинск. Казахстан

*Уведомляю особо придирчивых читателей, что все основные даты жизни Николая Константиновича Романова уточнены по книге - энциклопедии Евгения Пчелова. Живя в Ташкенте на ул.Шелковичной, переименованой в Германа Лопатина, мы ходили мальчишками на бывшую территорию института Туркшелк и видели там башенки у ворот и красивый домик в глубине парка. Говорят это была усадьба единственной его дамы сердца, а какой мы не узнали. Где правда? С уважением, Владислав.


Солце ГРЯЗЬЮ не испачкать!
1917 07.02.2015 07:32:49

Светлана!

Вы имеете право на свое видение истории и сочинительство!

Но в связи с тем, что мне жизнь и ЛИЧНОСТЬ этого ВЕЛИКОГО человека известна больше чем вам, не могу с вашим сочинением согласиться!

В Роду Константиновичей параллельно идут две ветви:
- ветвь НРАВСТВЕННЫХ УРОДОВ ИНТРИГАНОВ, КАРЛИКОВ, не достойных ВЛАСТИ,
- ветвь ВЫСОКОДУХОВНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ которые ПОНИМАЮТ что ЗНАЧИТ БЫТЬ ОТВЕРСТВЕННЫМ за РУССКИЙ НАРОД, за ОТЕЧЕСТВО, за ВСЕ НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ!
Самые достойные УПРАВЛЯТЬ ИМПЕРИЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧИ, были ДЕСКРИДИТИРОВАНЫ и удалены из столицы, подальше от ПРЕСТОЛА, наравственным УРОДОМ,подлым Николашкой!

В результате это УРОД опозорил РОД РОМАНОВЫХ и стал ВИНОВНИКОМ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ и гибели 5 миллионов русских в ПЕРВОЙ МИРОВОЙ!
Это он ВТЯНУЛ Россию в НЕНУЖНУЮ ей ВОНУ!

Самым ДОСТОЙНЫМ на ПРЕСТОЛ из всех, был именно Николай Константинович!

Именно ОН мог ГЛОБАЛЬНО, по ГОСУДАРСТВЕННОМУ мыслить, и РАЗВИВАТЬ государство, давая возможность ГОСУДАРСТВУ РАЗВИВАТЬСЯ и улучшать БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАРОДА!

Во враждебном РОССИИ исламском среднеазиатском РЕГИОНЕ он смог своей политикой РЕФОРМ сделать столько ВЕЛИКИХ дел, какие для убогого ума Никалашки кровавого были НЕ ДОСТУПНЫ!

Николай Романов был верующим в БОГА человеком и был глубого ДУХОВНЫМ человеком!
Посмотрите на ЕГО ГЛАЗА!
У него ЛИЦО и ГЛАЗА на столько ВЫСОКОДУХОВНЫ, что ваши наветы в отношении Его совершенно беспочвенны!
Например история о КРАЖЕ БРИЛЛИАНТОВ, является самым настоящим НАВЕТОМ НИКОЛАШКИ Кровавого с цельё УСТРАНЕНИЯ достойного КОНКУРЕНТА!
Посмотрите на лицо Николашки!
У него в глазах нет ничего! Он очень опасен и больше ничего! В этих ПУСТЫХ глазах нет ДУХА СВЯТОГО!
Николашка не только Николая ВЫСЛАЛ, тоже самое он сделал с Николаем николаевичем младшим, когда весь Русский НАРОД увидел в НЕМ своего ИСТИННОГО ЦАРЯ способного ПОБЕЖДАТЬ врагов на поле брани и в дипломатической войне!

И Михаила Николашка не любил за Его ТАЛАНТЫ и высокое УВАЖЕНИЕ в НАРОДЕ!

И вообще этот карлик как и все те кто маленького роста НЕНАВИДЯТ тех кто их ЛУЧШЕ и постоянно не спя ночами планируют ИНТРИГИ с целью их УНИЧТОЖИТЬ или нагадить им!
Таким же уродом был и агент царской охранки Николашки, окончивший в 21 год ПОПОВСКУЮ семинарию с отличием, на ПОЛНОМ ПАНСИОНЕ,гаденыш Сталин!
Николай был человеком который мог создавать БИЗНЕС с НУЛЯ и ему не нужно было ВОРОВАТЬ!

Никакая ЛЮБОВЬ не может заставить ТАКОГО человека ВОРОВАТЬ для ЖЕНЩИНЫ бриллианты!

Такой человек, если ЛЮБИТ, сам может ЗАРАБОТАТЬ деньги и подарить ЛЮБИМОЙ ЖЕНШИНЕ то что сделает ее счастливой!
Такой человк не мог полюбить ДУРУ!
Ибо только ДУРАМ нужны не ЛЮБОВЬ, а БОИЛЛИАНТЫ!

И Николая было патологическое ОТВРАЩЕНИЕ к таким ДУРАМ!

А вы знаете что его жена Надежда Александровна, до конца жизни была рядом с мужем!
О каких романах вы говорите если он вместе с ней жил в ГОЛОДНОЙ СТЕПИ когда ОСУЩЕСТВЛЯЛ свой план по СНАБЖЕНИЮ ХЛОПКОМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ!
А ХЛОПОК это ПОРОХ и ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ государства и РУССКОГО ГАРОДА!
Он на это свою ЖИЗНЬ ПОЛОЖИЛ!
Он построил оросительные каналы и переселил в пустыню из России людей знающих как выращивать ХЛОПОК! Построил переселенцам целую инфраструктуру жля нормальгой жизни!
Столыпин по сравнению с Николаем был БОЛТУН и ДЕМОГОГ!
Столыпин был УРОД и такой же НИКЧЕМНЫЙ БАЛБЕС как Николашка!
Все беды постигшие РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ лежат на плечах именно этих двух НЕГОДЯЕВ!
Поэтому РУССКИЙ НАРОД и Николай КОНСТАНТИНОВИЧ презирали как КРОВАВОГО Николагку так и КРОВАВОГО Столыпина!

Николай Константинович в ИСЛАМСКОЙ Средней АЗИИ сделал так что МУСУЛЬМАНЕ стали на сторону РУССКИХ и ВОСХИЩАЛИСЬ великими ДЕЛАМИ Николая Константиновича!
За все ПРЕСТУПЛЕНИЯ совершонное Николашкой против РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, Проитив РУССКОГО ДВОРЯНСТВА, против РУССКОГО НАРОДА, за то что УНИЧТОЖИЛ МОНАРХИЮ, за то что ОТРЕКСЯ от ПРЕСТОЛА и БРОСИЛ НАРОД на ПОГИБЕЛЬ, он его дети БЫЛИ АРЕСТОВАНЫ высшими ОФИЦЕРАМИ РУССКОЙ АРМИИ и сосланы в СИБИРЬ для УНИЧТОЖЕНИЯ!
Даже Ленин не смог их спасти!
Это последнее что смогло сделать РУССКОЕ ДВОРЯНСТВО, признав свой великий ГРЕХ перед НАРОДОМ, который они не смогли ЗАЩИТИТЬ!
Ибо ЧЕСТЬ ДВОРЯНСКАЯ требует карать предателей самим!

Вы знаете БОЖЬЮ ЗАПОВЕДЬ:
ТЫ НЕ ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ ЛОЖНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА на БЛИЖНЕГО СВОЕГО!
А потом СУД!


Рожден не для славы
Айдын Гудрзи-Наджафов 25.04.2016 05:01:48

Мне жаль историю России, обделенную правдой о лучших ее представителей. Оболганную историками-сталинистами и прочими истами. Мне жаль читателей вынужденных читать бред подобный тому что написала С.М. Великий князь был совершенно не таков каким его преподносили после смерти. Поверьте мне, его биографу, с многолетним стажем.

Великий князь Николай Константинович Романов (1850-1919 гг.) был внуком императора Николая I, любимым племянником Александра II. Родители Николая обделили своих детей родительскими любовью и вниманием. Наставником при Николае был поставлен грубый и злой барон Р.А. Мирбах, который унижал и бил мальчика, с детства остро ощугцавгиего духовное одиночество. Со временем он узнал о многочисленных романах его отца, в том числе о его главной фаворитке балерине А. В. Кузнецовой и их детях.

В юношестве к нему в его комнаты в Мраморном дворце регулярно водили сомнительных девок, с которыми он любил чувственно развлекаться. Николай научился покупать любовниц, которых постоянно менял. К17-18 годам он имел репутацию любителя непристойных девиц, дебошира и выпивохи, при этом его считали самым красивым из всех великих князей. В 20 лет он стал официально совершеннолетним, финансово независимым от воли родителей, богатым. Еще младенцу, ему отец подарил Павловск, Стрельну, крымскую Ореанду. В 18 лет он по своему желанию стал слушателем Академии Тенераль- ного штаба, первым из великих князей стал обучаться не дома, а в аудиториях высшего учебного заведения. Он стал одним из лучших слушателей, закончил Академию с серебряной медалью.

Он поступил в лейб-гвардии Конный полк, заслужил уважение солдат, учредил в полку премиальный фонд для лучших солдат и офицеров, подарил деньги Академии для стипендий лучшим студентам. Но он по-прежнему любил кутежи, карточную uzpyf развлечения с самыми разными женщинами, делал все, что хотел. Он влюбился в 23-летнюю североамериканскую подданную еврейку Фанни Аир, имевшую в Петербурге репутацию красивой и ловкой любовницы с темным прошлым (в 16 лет сбежала из дома отца-священника с приглянувшимся мужчиной, стала его женой и вдовой, родила дочь, стала проституткой, уехала в Париж и работала певицей в кабаре, стала дорогой куртизанкой, потом приехала в надежде заловить богатого любовника, а еще лучше мужа в Петербург). Она стала бывать в апартаментах Николая в Мраморном дворце, где их любовные свидания проходили в тайне.

Она была опытной, хитрой и расчетливой охотницей за деньгами, хотела стать женой великого князя. Николай решил приобрести себе отдельный дворец (что вскоре сделал) и жениться на Фанни. Чтобы разлучить их, отец Николая добился его отправки в Среднюю Азию, где шла война с Хивинским ханством. В 1873 г. Хива пала, война закончилась, и Николай вернулся в Петербург с твердым намерением жениться на Фанни. Александр II не дал согласия на его брак с сомнительной женщиной, их тайное венчание не удалось провести. После этого и разразилась история с кражей бриллиантов якобы именно Николаем в Мраморном дворце. Фанни удалось выслать из России без права вернуться в нее. Николая выслали из Петербурга, признали сумасшедшим, заставили жить под контролем со стражей.

Вначале его держали под Петербургом в имении Елизаветино, потом были крымская Ореанда, село Смоленское во Владимирской губернии, селение Умань под Киевом (1875), местечко Тивро- во около Винницы (1876), Оренбург (1874), Самара (1875), Ташкент (с 1881 г.). Неутомимый любовник, он везде заводил романы, причем статус женщин его не интересовал.

В Ореанде начался его роман с Александрой Александровной Демидовой (в девичестве Абаза), разведенной женой сумасброда Александра Павловича Демидова, матери 3 детей (еще 2 умерли во младенчестве), женщиной свободных нравов, родившей ему сына Николая и дочь Ольгу, считавшихся ее незаконнорожденными детьми. (Со временем АЛ. Демидова вышла замуж за графа Павла Феликсовича Сумарокова-Эльстона, которому родила 5 детей, он стал опекуном Николая и Ольги, добился пожалования им дворянского достоинства.)

В Оренбурге 24-летний Николай влюбился в 17-летнюю дочку Надежду Александровну Дрейер (1861-1929), через год они тайно обвенчались. В Петербурге их брак (1875) признали недействительным. Но в 1882 г. император Александр III восстановил их супружество, и они вместе поехали в ссылку в Ташкент. У них родились сыновья Александр и Артемий, со временем они получили дворянство, учились в Пажеском корпусе в Петербурге, служили в элитном Кирасирском полку. Его жену Надежду стали величать по воле супруга графиней Искандер. При этом Николай Константинович при отъездах супруги всегда открыто заводил любовницу, всегда оставался неутомимым покорителем женщин, тем более что обладал ощутимыми материальными средствами.

.

Когда город-курорт плавится от жары, утомлённые солнцем самарцы ищут спасения на берегу Волги. Мало кто знает, что как раз в это время в далёком 1879 году из жаркой Самары отправились на покорение среднеазиатских просторов несколько жителей нашего города. В историю это путешествие вошло как Самарская учёная экспедиция.

О таинственном руководителе этого похода, волею судеб оказавшемся в нашем городе, великом князе Николае Константиновиче Романове, рассказывает самарский краевед Игорь Махтев .

В 1878 году в Самаре родился правнук императора всероссийского Николая I. Об этом не писали столичные газеты, да и местная пресса предпочитала молчать. На то были веские причины. Но всё же главный герой нашего рассказа — не рождённый в Самаре младенец царских кровей, а его отец — великий князь Николай Константинович Романов.

В своих воспоминаниях графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель, известная представительница «высшего света», хозяйка политического салона в Санкт-Петербурге, пишет о Николае Константиновиче: «…будущий историк скорее предоставит ему место в царстве легенд, чем в истории». Как же права была старая графиня, сравнивая великого князя с таинственными личностями российской истории, такими как Калиостро, княжна Тараканова, Лжедмитрий. Об этом великом князе существуют разноречивые мнения. Одни считают его жертвой своих либеральных идей, другие приписывают ему самые страшные преступления, третьи считают его филантропом и ученым.

Никола — любимец двора

Великий князь Николай Константинович Романов родился 2 февраля 1850 года. Старший сын великого князя Константина Николаевича и его жены Александры Иосифовны, урождённой принцессы Саксен-Альтенбургской, он был любимцем семьи и своего венценосного дяди Александра II.

Николе, так его называли в семье, была уготована прекрасная карьера и блестящее будущее. Наследник Мраморного дворца в Петербурге и имения в Павловском. Признанный красавец и умница, великий князь Николай Константинович первым из Романовых получил высшее образование, окончил Академию Генерального штаба с серебряной медалью. Когда Николе исполнилось 20 лет, мать попыталась устроить его брак с прелестной принцессой Фредерикой Ганноверской, но та была влюблена в адъютанта своего отца барона Павла фон Рамингена, за которого впоследствии вышла замуж. Отвергнутый принцессой великий князь, как судачил столичный свет, пустился во все тяжкие.

Cherchezlafemme

Поздней осенью 1871 года из Парижа в Петербург приехала американка Фанни Лир. Настоящее имя американской танцовщицы и актрисы, а попросту кокотки и авантюристки Harriet Blackford. Родилась она в Америке в семье священника, в юности сбежала из дома в Европу, где вела жизнь дамы полусвета. С великим князем Фанни познакомилась на бал-маскараде в Большой опере. Между Николой и Фанни завязался бурный роман.

«Клянусь всем, что есть для меня священнейшего в мире, никогда нигде и ни с кем не говорить и не видеться без дозволения моего августейшего повелителя. Обязуюсь верно, как благородная американка, соблюдать это клятвенное обещание и объявляю себя душою и телом рабою русского великого князя. Фанни Лир».

Такую полушутливую расписку взял великий князь с Фанни Лирв первую же ночь их знакомства. С тех пор Николай Константинович в письмах к Фанни называл её не иначе как «моя жёнушка».

Роман Николая и Фанни обсуждал весь столичный свет. Они ругались и мирились, путешествовали по Европе и даже пытались тайно обвенчаться. Великий князь тратил на свою «жёнушку» огромные деньги. Слухи о недостойном поведении любимого племянника дошли до Александра II.


Фанни Лир и её книга о великом князе

Клин клином

Что может отвлечь от любовных переживаний мужчину? Только война. В феврале 1873 года капитана Генерального штаба, Николая Константиновича Романова, отправили в Туркестан. К 70-м годам XIX века последним независимым государством в Средней Азии оставалось Хивинское ханство. Хивинский поход 1873 года был самым трудным из всех туркестанских походов русской армии. Николай Константинович, как и подобает русскому офицеру, делил тяготы походной жизни со своими соратниками, участвовал в стычках с неприятелем и врученную ему от имени императора Александра II золотую саблю заслужил по праву, как и чин полковника.

В Хивинском походе великий князь познакомился с прикомандированным к Туркестанскому отряду инженер-полковником Дмитрием Ивановичем Романовым. Писатель, путешественник, человек увлечённый, он «заразил» великого князя изучением Средней Азии. Николай Константинович начинает вести путевые заметки обо всем, что может иметь интерес в военном, научном и промышленном отношениях. Так зародилось непреходящее увлечение великого князя Средней Азией, изучению и покорению который он посвятил всю свою жизнь.

Военно-походная жизнь не прошла бесследно для здоровья великого князя. Николай Константинович заболел тяжёлой формой лихорадки, но все трудности и невзгоды похода не излечили его от лихорадки любовной. При каждом удобном случае он писал Фанни Лир. И в письмах его были не только рассказы о военных победах.

«… Я искал подругу между всеми женщинами Петербурга, и только встретив на своем пути прекрасную, остроумную и, что важнее всего, дорожившую мною блондинку Фанни Лир, сказал себе: «Свершилось, мой home найден…»… я так боюсь потерять тебя, что схожу с ума»…

28 мая Хива была взята. Великого князя ждут в Петербурге, но он пишет Фанни Лир письмо, в котором назначает свидание в Самаре.


Хивинский поход 1873 года. Переход Туркестанского отряда через мёртвые пески к колодцам Адам-Крылган Художник: Каразин Николай Николаевич

Первый визит в Самару

26 июня Фанни Лир выехала из Парижа и 30-го была уже в Москве. Выехав с вечерним поездом, Фанни скоро спускалась по Волге на скромном пароходе. «Никогда не забуду эту широкую и пустынную реку с ее песчаными берегами, где не на чем остановиться глазу. Только от Симбирска с обеих сторон реки выступают крутые горы и зеленеющие холмы» . Десять дней Фанни прожила в Казани, ожидая телеграммы от великого князя. Потеряв терпение, решила ехать в Петербург.

В «Самарских губернских известиях», между тем, писали: «5-го июля в 9.30 часов вечера Его Императорское Высочество Великий Князь Николай Константинович на возвратном пути из Хивы изволил прибыть в г. Самару и остановиться в доме дворянства». «…Его Императорское Высочество изволил выразить желание пробыть следующий день в г. Самаре, чтобы отдохнуть после долгого и утомительного переезда из Хивы почти без остановок».

Едва Фанни приехала в Петербург, как получила депешу, извещавшую, что великий князь в Орске и, что она должна немедленно выезжать. Тотчас же пустилась в обратный путь, на этот раз уже сразу до Самары, где великокняжеский слуга вручил ей письмо: «Самара, 6 июля 1873 г. Наконец, после пятимесячной разлуки, я увижу тебя. Не верю своему счастью, но у меня в руках твои письма, убеждающие, что это не грезы. Мне казалось, что я похоронен и все кончено, и вот я возвращаюсь к жизни… Ты была права: я стал более человеком, а ты, конечно, более женщиной, чем прежде. Если даже хивинская экспедиция не разлучила нас, то все другие средства будут бессильны… Еще несколько минут, и я раздавлю тебя в моих объятиях».

«Самарские губернские вести»: «На другой день, после Своего прибытия в г. Самару, именно 6 июля, Его Императорское Высочество Великий Князь Николай Константинович, перед чаем, изволил прогуливаться по городу и навестил сопровождавших Его штаб-офицеров, которые поместились особо в гостинице Аннаева» .

Но мы-то знаем, к кому спешил Никола.

Из воспоминаний Фанни Лир: «Я взяла карету и поехала в указанный отель, где очутилась между двух его друзей. Вошел слуга отеля, запер дверь и унес с собою ключ. Оставшись одна, в неописуемом волнении я бегала из угла в угол, поправляла прическу, стягивала на себе кушак (он любил тонкие талии), смотрелась в зеркало. Сердце мое стучало молотом; мне хотелось и плакать, и смеяться.

Вдруг бешеное «ура» раздалось на улице. Подбежав к окну, я увидела любимого человека, шедшего большими шагами и окруженного толпой людей, целовавших ему руки и даже ноги. Я слышала, как он вошел в отель, прошел в соседний номер и вышел на балкон, чтобы сказать оттуда народу несколько слов.

Наконец он освободился, тихонько постучался в мою дверь и сказал, как будто мы только вчера расстались:

-Фанни Лир, впусти меня.

-Да я не могу, слуга запер дверь и унес ключ с собой. Скоро желанный ключ щелкнул, и он вошел.

Вместо того чтобы броситься в его объятия, я, не знаю почему, убежала от него и скрылась за драпировкой. Он отыскал меня там, взял за руки и впился в меня жадными глазами, в которых стояли слезы…

Я долго не могла сказать ни слова; волнение счастья захватывало дух. Он очень загорел и похудел, но был совершенно здоров. Свидание наше было кратко, потому что он должен был отправиться на обед, данный представителями города, а после этого на смотр пожарных…

Отец торопил его с отъездом в Петербург, и на другой день мы выехали в Саратов на пароходе «Александр II», построенном по американскому образцу. Как мы ни старались быть незамеченными, но он нигде не находил желанного покоя. Что ни остановка, то новые депутации, триумфальные арки, знамена, барабанный грохот, хлеб-соль. Он благодарил, а толпа ревела «ура».

Не так часто Самару посещали императорские высочества и величества, а потому приведём «гостевой маршрут» образца 1873 года. Итак, после свидания с Фанни, великий князь поспешил в собор, где был встречен духовенством. После осмотра части города и вновь строящегося собора позавтракал в своей квартире в дворянском собрании при большом стечении официальных лиц. «Время до обеда было посвящено осмотру города. Его Высочество изволил осмотреть городской Струковский сад, пожарную команду, которая была вызвана, по тревоге, на Алексеевскую площадь, и наконец, рыбный садок здешнего рыбопромышленника купца Мясникова… После обеда Великий Князь осчастливил своим посещением Николаевский сиротский дом, где хор воспитанниц исполнил гимн «Боже царя храни», и потом изволил осматривать кумысо-лечебное заведение докт. Постникова и г. Аннаева, где Его Высочество благосклонно принял предложенный ему городским обществом чай, и в 10 часов вечера возвратился в город».

Скандал в благородном семействе

11 июля 1873 г. великий князь и Фанни прибывают в Петербург и уже через три дня выезжают в Вену. По возвращении в Петербург князь занимается устройством своего дома и подготовкой к научной экспедиции в бассейн реки Амурдарьи. Родители Николая Константиновича всё ещё надеялись «спасти» сына от коварной Фанни Лир. Коль не помог военный поход, поможет женитьба. Квартирный вопрос, который испортил обыкновенных людей, конечно, не стоял так остро в царской семье, но по традиции великие князья должны были приводить своих жён в собственный дворец. Для этих целей Николаю Константиновичу приобрели особняк графа Кушелева-Безбородко на Гагаринской улице. Часто этот особняк называют Вторым или Малым мраморным дворцом.

Великий князь был восхищен своим приобретением. На обустройство дворца он тратил огромные деньги. Он хотел иметь картины Грёза, Рубенса, Воувермана и очень торопился. Впрочем, первой, кто увидел великолепие дворца, была Фанни Лир, которой он вручил серебряный ключик от одной маленькой двери.

Великий князь погряз в долгах. Великокняжеского содержанияне хватало на обустройство нового дома и удовлетворение запросов привыкшей к роскоши американки.

В апреле 1874 года из спальни великой княгини Александры Иосифовны в Мраморном дворце похищены драгоценности — три крупных бриллианта с иконы, подаренной Николаем I своей невестке. Великая княгиня вне себя поручила шефу жандармов графу П. А. Шувалову, во что бы то ни стало найти дерзкого похитителя. Полиция действительно нашла несколько раз перепроданные брильянты, и без труда проследила хождение их по рукам до самого несчастного молодого человека. Скандал вышел громадный. Брильянты были заложены в ломбард капитаном Варнаховским якобы по приказанию Николая Константиновича.

Константину Николаевичу было предоставлено право решать, давать ли делу дальнейший ход или прекратить его производство. Константин Николаевич беседовал с сыном, следует ли продолжать начатое дело и Николай Константинович настаивал на производстве дальнейшем и притом самом строгом и публичном расследовании. Николай Константинович, несмотря на неопровержимые улики, не изменил своих показаний. В этот же день 15 апреля была арестована Фанни Лир и у нее, по приказу Шувалова, был произведен обыск.

Александр II подписал указ, в нем излагалась официальная версия скандала: «признаки душевной болезни, расстройство умственных способностей». Над великим князем устанавливалась опека «в лице его августейших родителей».

На долгие годы великий князь был изгнан из царской семьи, его имя было запрещено упоминать в официальных бумагах двора, его признали душевнобольным и отправили в ссылку, из которой он так и не вернулся. Фанни Лир выслали из России, с великим князем она больше не виделась. Капитан Варнаховский застрелился, но кому интересна судьба этих маленьких людей.

Скажи, кто твой кумир, и я скажу кто ты

В первые годы после учреждения опеки местопребывание великого князя неоднократно менялось. Специально приставленные к нему лица и врач-психиатр доносили его отцу о состоянии здоровья и образе жизни Николая Константиновича.

В феврале 1878 года Николай Константинович находился в Оренбурге. И вновь разразился скандал.

В церкви посёлка Берды великий князь под именем отставного полковника Волынского обвенчался с дочерью оренбургского полицмейстера Надеждой Александровной Дрейер. Венчал их священник Райский, впоследствии на допросе показавший: «15 февраля 1878 года повенчан в седьмом часу вечера по незнанию моему Волынской губернии сын помещика отставной полковник Николай Иванович Волынский с дочерью подполковника девицей Надеждой Александровной Дрейер. При венчании никого не было, кроме дрейерского (как они называли) племянника, который был у них за кучера».

Брак был признан незаконным. Священника Райского по причине допущенных им противозаконных действий уволили за штат, низвели в причетники навсегда, «с воспрещением ему священнослужения, рукоблагословения и ношения рясы». Семейству Дрейер было предписано покинуть Оренбург.

Почему великий князь назвался Волынским? Как вспоминает графиня Клейнмихель: «Никто не понимал, почему он избрал это имя, я же вспомнила времена нашей молодости и «Ледянной дом» Лажечникова. Артемий Волынский, преследуемый Бироном, государственный деятель, был любимым героем Николая» . В 1740 году Волынского арестовали по ложному доносу, под пытками он так и не признал своей вины. Его обвиняли в том, что он намеревался сделаться государем в случае кончины Анны Ивановны. Был вынесен приговор, по которому Волынского подвергали казни через посажение живым на кол с предварительным вырезанием языка. Но, велика милость царская, императрица смягчила приговор. 28 июня 1740 года в Петербурге, на Сытном рынке, после вырезания языка Волынский был казнен отсечением руки и головы.

Ещё один «псевдоним» великого князя – Искандер. Так в Азии называли Александра Македонского, так Николай Константинович назвал своё имение близ Ташкента, фамилию Искандер получат впоследствии два его сына, Артемий и Александр, рождённые Надеждой Александровной. Безвинно казнённый герой и завоеватель Мира – два кумира опального великого князя.

Самара. Второе пришествие

23 июля 1878 года на имя самарского губернатора Бильбасова поступило конфиденциальное письмо, в котором сообщалось: «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: переместить Его Императорское Высочество Великого Князя Николая Константиновича из Оренбурга на жительство в г. Самару и исполнение сего возложить на полковника графа Ростовцева».

6 сентября 1878 г.из Самары в Оренбург уходит депеша с просьбой уточнить — когда Николай Константинович выезжает в Самару. На что был получен ответ: «Великий князь выехал из Оренбурга в степь для проверки по изысканию пути проектируемой железной дороги, имеющей быть произведённой в Ташкент, откуда, как говорят, возвратится в конце сентября или в начале октября прямо в Самару, где и будет иметь своё пребывание».

Вслед за опальным супругом в Самару приехала Надежда Александровна Дрейер.

Прошло пять лет после первого визита в Самару великого князя, город встретил царственного гостя совсем по-другому. Не было восторженных криков «Ура», не было украшенных флагами и иллюминованных по вечерам улиц, и хор сироток не пел «Боже царя храни». Этого визита вообще как бы не было. Только воспоминания горожан, да пара записей в метрических книгах самарских церквей — всё, что осталось в истории Самары о двухлетнем пребывании великого князя и его двора.

«Необыкновенный ссыльный держался в мещанском городке скромно и просто. Часто можно было видеть его высокую фигуру англо-саксонского типа на улицах, летом - в тужурке и двухкозырной каске индийского офицера; зимой на катке в Александровском саду катающегося в архалухе из верблюжьего сукна, среди гимназистов».

Так писал о великом князе Александр Александрович Смирнов (Треплев) в своём очерке «Старый самарский театр и быт». По инициативе Николая Константиновича в Самаре было образовано общество любителей музыкального и драматического искусств. Великий князь был первым представителем правления общества.

Как вспоминал известный самарский букинист Павел Петрович Шибанов, великий князь и его свита разместились в доходном доме Реутовского. Татьяна Федоровна Алексушина в книге «Самарские судьбы российского дворянства» пишет, что дом этот сохранился и находится по адресу ул. Ленинградская, 20. Здание многократно перестраивалось и надстраивалось, но на первом этаже ещё сохранились элементы первоначальной постройки.

Великокняжеские кумовья

Надежда Александровна Дрейер 19 декабря 1878 года родила сына. Так в нашем городе появился на свет правнук императора Николая I. Крестили младенца 15 февраля 1879 года в Вознесенском кафедральном соборе. Запись в метрической книге под номером 21: «Дворянка Надежда Александровна Дрейер приняла на воспитание младенца при записке следующего содержания: «Прошу Вас принять на воспитание младенца родившегося 19 декабря 1878 года и окрестить его под именем Артемия и дать фамилию Волынский» . Ключарь протоиерей Алексий Кротков, протодьякон Павел Румянцев». Восприемниками (крёстными) Артемия Волынского стали самарский купец Георгий Иванович Курлин и купеческая жена Вера Акимовна Курлина. В метрических книгах есть ещё одна графа «Рукоприкладство свидетелей записи по желанию», в ней пожелали оставить свои подписи два самарских купца: «Запись свидетельствую Самарский купец Георгий Курлин, Самарский купец Константин Курлин».

Читая этот документ, вопросов возникает больше чем ответов. Почему Надежда Александровна усыновила собственного сына? Юридически её брак с великим князем был признан незаконным, по всей видимости, не желая портить документы сына «позорной» записью в метриках «незаконнорожденный», она выдала его за подкидыша с запиской. Как на этот подлог пошёл протоиерей Алексий Кротков,человек честный, священнослужитель с безупречной репутацией? Не знал? Памятуя о незавидной судьбе священника Райского, обвенчавшего великого князя в Оренбурге, это более чем странно. Почему представители известной самарской купеческой фамилии стали крёстными великокняжеского сына? Что связывало семью Курлиных с великим князем? По странному стечению обстоятельств, первое упоминание о Курлиных относится к 1873 году, в том же году в Самару после Хивинского похода прибывает Николай Константинович. Следует заметить, что в Хивинском походе принимали участие уральские казаки, выходцами из которых были братья Курлины, да и в последующих экспедициях в Среднюю Азию уральские казаки постоянно сопровождали великого князя. Может быть, он не зря выбрал Самару для своего свидания с Фанни Лир, может быть у него в нашем городе были свои люди, подготовившие эту встречу?

Фотографии из книги И.В. Крамаревой «Купцы Курлины: история семьи в истории России»

Опальный цербер опального князя

В 1877 году главным распорядителем при великом князе был назначен граф Николай Яковлевич Ростовцев. Его отец Яков Иванович – один из разработчиков манифеста об освобождении крестьян 1861 года. В 1856 году Николая Яковлевича произвели в полковники и назначили флигель-адъютантом императора Александра II. А 5 июня 1862 года по указу императора Ростовцев отстранен от двора и отправлен в отставку за то, что Николай Яковлевич с братом Михаилом поехали в Англию и там встречались с Герценом.

После нескольких лет забвения, опальный граф по ходатайству великого князя Константина Николаевича возвращен в свет. Возможно, Константин Николаевич надеялся, что переживший изгнание граф, лучше, чем кто-либо поймёт его опального сына, но дружбы между двумя Николаями не получилось.

В Самару Ростовцев перебрался со всем семейством. Женат он был на художнице Марии Васильевне Бриджман, которая в 1865 году родила близнецов Якова и Александру, в 1869 году Михаила, а 1878 году Веру. Буквально через несколько месяцев после приезда в Самару, семью Ростовцевых постигло несчастье, 16 ноября в возрасте девяти месяцев умерла Вера. Причина смерти малышки странна и нелепа: «от прорезывания зубов». Похоронили её на кладбище Иверского монастыря.

Вместе с семьёй Ростовцева приехала в Самару и мать Николая Яковлевича Вера Николаевна. Дочь литератора Н. Ф. Эмина, Вера Николаевна всю свою жизнь посвятила детям и благотворительности. Кавалерственная дама ордена Святой Екатерины, попечительница Александро-Мариинского детского приюта, она продолжила свою благотворительную деятельность и в Самаре.

Самарская учёная экспедиция

До переезда в Самару Николай Константинович трижды совершал научные поездки по Средней Азии: летом и осенью 1877 года и осенью 1878, из которой он вернулся уже в Самару. В ноябре 1878 года в самарской типографии Свербулова была напечатана брошюра «Исследование направления Среднеазиатской железной дороги между Уралом и Сыр-Дарьей». Весной 1879 года в Самарской губернской типографии тиражом 1200 экземпляров была отпечатана брошюра «Аму и Узбой». На брошюрах нет имени автора, и даже информацию о том кто разрешил печатать, указывать было запрещено.

Пребывание великого князя в Самаре явно приносило ему удачу. Рождение сына, выход в свет его научных публикаций, и словно подарок к крещению сына 16 февраля на имя самарского губернатора приходит письмо из канцелярии министерства внутренних дел о разрешении «Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Константиновичу предпринять весною сего года, в сопровождении Графа Роствцова и других лиц, путешествие по разным степным и другим местностям находящимся в Оренбургском и Туркестанском краях». Так началась подготовка к самому масштабному среднеазиатскому путешествию великого князя, вошедшему в историю как «Самарская учёная экспедиция».

Подготовка к Самарской экспедиции для исследования направления Среднеазиатской железной дороги и изучения бассейна реки Амударьи затянулась, намеченная на весну, она началась только в последних числах июля, когда все члены экспедиции собрались на общий сборный пункт, в Самарканде.

Художник и историограф экспедиции Н. Н. Каразин так описывает начало пути: «От Самарканда мы разделились па две части: одна должна была идти на Кара-Тюбииское горное ущелье и затем Шорский перевал, на Шар, Китаб-Дербент, другая - на Карши, Гузар и тоже Дербент, где предполагалось соединение обоих отрядов». В этой экспедиции принимал участие и самарский художник Николай Евстафьевич Симаков. Тот самый Симаков, который изготовил эскиз Самарского знамени.

Путешествие было долгим и трудным. Песчаные бури, безводная пустыня, переход через горы и стычки с враждебными туркменами-текинцами.

Трофеи этой экспедиции легли в основу экспозиции Самарского краеведческого музея. 19 февраля 1880 года, в музей, который существовал тогда только на бумаге, поступила первая коллекция: «одежда и принадлежности туркмен» (седло, шашка, штаны, рубаха, сапоги, халат – всего 14 наименований). Первым дарителем был великий князь Николай Константинович.

Пустынка — Ташкент

В ноябре 1880 года великому князю разрешили поселиться в имении Пустынка Санкт-Петербургской губернии, что было несомненным послаблением. Уехав из нашего города, он не потерял с ним связи, так сохранилась переписка с врачом Н. В. Постниковым о лечении и воспитании его сына Артемия.

В 1881 году от рук террористов погиб Александр II. Николаю Константиновичу не разрешили присутствовать на похоронах своего дяди. И вновь конфликт, отказ присягать своему кузену Александру III, и новая ссылка. В этот раз в Ташкент, где опальный князь прожил с небольшим перерывом до 1918 года.

О жизни великого князя в Ташкенте написано много книг и статей. Чего только не было в ташкентской жизни великого ссыльного, обводнение Голодной степи и постройка русских посёлков в Туркестане, благоустройство Ташкента и его любовные похождения, и хорошее и плохое. Все эти годы с ним была Надежда Александровна. В Ташкенте у них родился сын Александр. И даже женитьба князя на Дарье Часовитиновой - дочери казака, не разлучила их. Николай Константинович мог свободно появиться в обществе одновременно с двумя своими жёнами.

Надежда Александровна долгие годы пыталась наладить отношения с семьёй мужа и добиться признания своих сыновей. В 1899 году последовало высочайшее повеление о присвоении Н.А. Дрейер и двум её сыновьям Артемию и Александру потомственного дворянства и фамилии Искандер. Н. А. Дрейер все-таки добилась ряда привилегий для своих детей.


Надежда Александровна с Николаем Константиновичем и его братом Константином (поэт К. Р.)

Волынский — Искандер

О родившемся в Самаре Артемии Николаевиче Волынском – Искандере достоверных сведений почти не сохранилось. Что доподлинно известно: Артемий окончил пажеский корпус, недолго прослужил в лейб-гвардии Гатчинском полку синих кирасир Е. И. В. Марии Федоровны, куда позднее поступил служить и его младший брат Александр, вышел по собственному желанию в отставку, вел жизнь частного человека. Далее сведения ничем не подтверждённые. Увлекался модными тогда теософскими течениями и был то ли толстовствцем то ли адептом учения Блаватской. В начале войны его призвали в армию. Когда одна воинская часть отказалась идти на фронт, Искандер был направлен ее «усмирить». После того как он выяснил, что солдаты этой части принадлежат к некой секте, не признающей убийства, он отказался применить к ним расстрел. За это его разжаловали в рядовые. После Октябрьской революции он попал в ряды Красной Армии,участвовал в боевых действиях на Оренбургском фронте против атамана Дутова. В 1919 г. заболел тифом, умер и похоронен предположительно в Ташкенте, место захоронения неизвестно.

По другой версии, служил в белой армии и воевал на стороне Дутова, погиб.

Младший брат Артемия – Александр воевал на стороне белых. После эмиграции жил в Греции по приглашению своей тёти и крёстной матери – вдовствующей королевы Греции Ольги Константиновны. Отказавшись от её помощи, работал в Афинах таксистом. Позже переехал во Францию, где также был таксистом, а также поваром, ночным сторожем, рассыльным. Александром Николаевичем было написано несколько произведений мемуарного характера. В своих воспоминаниях он ни словом не обмолвился о судьбе старшего брата.

Не удалось найти ни одной фотографии Артемия Искандера. Но сохранился его автограф. В Гатчинском дворце-музее хранится дарственный палаш великого князя Михаила Александровича с автографами его сослуживцев, который был преподнесен офицерами Лейб-гвардии Кирасирского полка в 1909 году.Дарственная надпись: «АВГУСТѢЙШЕМУ ОДНОПОЛЧАНИНУ ТОВАРИЩИ КИРАСИРЫ ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА». Под номером 29 автограф Артемия Николаевича Искандера.


Артемий Искандер был в приятельских отношениях со своим однополчанином и троюродным братом великим князем Михаилом Александровичем, в пользу которого впоследствии отрёкся от престола император Николай II.

В 1918 году Николай Константинович Романов скончался от воспаления лёгких в Ташкенте. В его дворце открыли музей искусств, основу которого составила огромная коллекция великого князя. Сейчас в музе искусств Узбекистана хранится практически точная копия скульптуры Кановы «Венера с яблоком в руке», только вместо Полины Боргезе на мраморном ложе лежит Фанни Лир, и картины его соратников по Самарской учёной экспедиции Н. Н. Каразина и Н. Е. Симакова.


Восход солнца пейзажи пустыни Средней Азии.

Надпись на камнях:"Великий князь Николай Константинович".

Фотопортреты Великого князя.

Биограф Романова Н.К. Голендер Б. дает интервью (синхронно).

Фотографии Романова Н.К. в детстве, с матерью и отцом -Великим князем Константином Николаевичем.

Портреты портреты родителей Романова Н.К.

Портрет императора Александра II.

Фотографии братьев и сестер Великого князя.

Фотографии Мраморного дворца в Петербурге, Павловского дворца, имения Стрельна.

Фотография Великого князя в кругу семьи, в период его учебы в Академии Генерального штаба.

Романов Н.К. после окончания академии.

Историк Германов В. дает интервью (синхронно).

Фотография Романова Н.К. после окончания академии.

Между холмов идет поезд.

Вид Собора Парижской Богоматери.

Железная дорога.

Фотографии видов Афин, Рима.

Иллюстрации из жизни гвардейских офицеров.

Фотография Фанни Лир.

Голендер Б. дает интервью (синхронно).

Фотография Лир на фоне видов Парижа.

Канкан в Мулен-Руж.

Конный экипаж подъезжает к дворцу.

Фотографии Романова Н.К и Лир на фоне танцующих на балу.

Живописный портрет Екатерины II.

Статуи и картины из коллекции Романова Н.К. в экспозиции Музея искусств Узбекистана.

Портреты Лир и Романова Н.К. в газете, портреты родителей Великого князя.

Карта Туркестана.

Кинохроника начала 20-го века: пейзаж одного из среднеазиатских городов.

Хивинский хан садится в экипаж.

Кинохроника начала 20-го века: пейзажи пустыни.

Мужчины танцуют перед сидящими вокруг зрителями.

Лица зрителей и танцоров.

Общий вид круга с танцующими.

Германов дает интервью (синхронно).

Игровые кадры из х/фильма: Император Александр II провожает войска на вокзале.

Игровые кадры боевых действий русских войск в Хивинском походе, портрет командующего генерала Кауфмана.

Картины, изображающие боевые действия.

Текст письма Романова Н.К к Лир.

Боевые действия русских войск, кавалерийские атаки.

Фотография Великого князя по окончании Хивинского похода.

Игровые кадры боевых действий.

Фотография Романова Н.К.

Пейзажи Туркестана.

Фотография Великого князя в парадном мундире Лейб-гвардии Конного полка.

Текст письма Романова Н.К. к Лир.

Внутренний вид православного храма, горят свечи.

Виды зимнего Санкт-Петербурга.

Кинохроника начала 20-го века: караван верблюдов входит в ворота крепости в Хорезме.

Виды кварталов Хивы.

Общий вид старого города (сверху).

Виду Санкт-Петербурга.

Портрет Великого князя Константина.

Портреты Александра II и Николая I.

Гравюры и фотографии наружного вида и внутренних интерьеров Мраморного дворца.

Портреты Романова Н.К. и Лир.

Германов дает интервью (синхронно).

Текст мемуаров Лир.

Игровые кадры императорского выхода в Зимнем дворце.

Тексты мемуаров Лир в различных изданиях на русском и английском языках.

Текст записи в дневнике Романова Н.К.

Вид Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Кинохроника 1913 года: по Дворцовой площади проезжают экипажи.

Конный экипаж едет по степной дороге.

Открытка с видом Оренбурга.

Портрет Романов Н.К. во время пребывания в Оренбурге.

Голендер дает интервью (синхронно).

Панорама пустыни.

Мазар в пустыне.

Пустынный пейзаж.

Голендер дает интервью (синхронно).

Научные работы, написанные Романовым Н.К. в Оренбурге.

Виды среднеазиатской пустыни.

Проходит караван верблюдов.

Вид части Амударьи (сверху).

Пустынный пейзаж.

Фотографии Великого князя и Эмира Бухарского.

Текст письма Великого князя эмиру.

Внутренний вид помещений эмирского дворца в Бухаре.

Вид части Бухары.

Вид части Амударьи (сверху).

Парусные лодки на реке.

Виды берегов Амударьи.

Книга профессора участника экспедиции профессора Сорокина о путешествии в Среднюю Азию.

По пустыне идет караван.

Фотографии улиц Оренбурга.

Фотографии Романова Н.К. и его жены Фон Дрейер Н.А.

Текст постановления Синода о признании брака Великого князя незаконным.

Игровые кадры: Император Александр II принимает доклад в Зимнем дворце.

Фотография Романова Н.К и его жены.

Фотография Александра II с сыновьями.

Фотографии Александра III.

Идет поезд.

Фотографии видов Ташкента в 1880-х годах.

Кинохроника начала 20-го века: виды кварталов Ташкента.

По улице проезжает арба.

Люди на улице.

Люди едут на ишаках.

Виды городского базара.

Гончар за работой.

Люди молятся на площади перед мечетью.

Ткачи на улице за работой.

Люди грузят товары на верблюдов.

Караван выходит из ворот.

Фотографии зданий и улиц "европейской" части Ташкента.

Кинохроника 1920-х годов: улицы Ташкента.

Люди едут по улице на ишаках.

Женщина чистит ковер во дворе дома.

Люди на берегу канала, девушка набирает воду.

Персики на ветках.

Люди роют оросительный канал в одном из кишлаков.

Пейзажи окрестностей Ташкента.

Вид части канала "Искандер" в Чирчикской долине, построенный при участии Великого князя в 1883-1885 годах.

Виды населенного пункта Искандер в Узбекистане.

Текст записи в дневнике Великого князя.

Виды Амударьи.

Ирригационные каналы.

Дехкане пашут землю.

Виды селения Искандер, основанного Великим князем.

Потоки горных ручьев.

Горный ручей на склоне.

Газетные сообщения и фотографии благотворительных мероприятий с участием Романова Н.К.

Фотография резиденции Великого князя в центре Ташкента.

Текст записи в дневнике Великого князя.

Фотографии и чертежи дома Великого князя.

Современный вид здания.

Внутренние интерьеры помещений в доме Романова Н.К.

Отделка стен залов в доме.

"Восточные" комнаты в доме.

Хозяйственные постройки и флигели.

Фрагменты украшений дома Великого князя (Дома приемов МИД Узбекистана).

Фрагменты оформления помещений.

Картины на стенах.

Резьба на стенах и дверях.

Искусствовед дает интервью (синхронно).

Фрагменты украшений комнат дворца.

Искусствовед дает интервью.

Кинохроника 1910-х годов: строительство оросительных каналов в Средней Азии.

Канал имени Николая I, вытекающий из Сырдарьи.

Фотографии канала.

Фотографии домов в селениях, возникших вдоль канала в конце 19 века.

Общие виды канала.

Фотографии русских переселенцев.

Виды построек и зданий имения "Золотая Орда Голодной степи", основанное Великим князем.

Голендер дает интервью (синхронно).

Фотография Чусовитиной Д.Е., второй жены Великого князя.

Голендер дает интервью (синхронно).

Текст записи из дневника Великого князя.

Фотография Хмельницкой В.

Здание церкви в Троицком поселке под Ташкентом.

Иконы и свечи в домовой часовне дворца Великого князя в Ташкенте.

Игровые кадры из х/фильма: идет генерал со свитой.

Текст записи из дневника Великого князя.

Игровые кадры из х/фильма: проходят городовые и жандармы.

Идет пассажирский поезд.

Пейзажи за окном вагона.

Голендер дает интервью (синхронно).

Кинохроника начала 20-го века: из ворот дворца в Ташкенте выезжают конные экипажи.

Императорская семья во время пребывания в Царском селе.

Фотография Великого князя в чалме.

Кинохроника начала 20-го века: выезд конных экипажей из ворот дворца в Царском селе.

Вид части экспозиции Музея искусств Узбекистана, картины и статуи из коллекции Великого князя.

Образцы резьбы по дереву.

Предметы коллекции и картины, собранные Великим князем.

Фрагменты здания дворца Великого князя в Ташкенте.

Дочь Хаджар, воспитанницы Великого князя, дает интервью (синхронно).

Часы, подаренные Великим князем своей воспитаннице.

Игровые кадры из х/фильма: торговец закрывает лавку, мимо проходит полицейский.

Портрет Хаджар в старости.

Внучка Хаджар дает интервью (синхронно).

Вода течет по руслу канала.

Вращаются колеса водяной мельницы.

Кинохроника начала 20-го века: люди прочищают русло арыка, взвешивают хлопок.

Цех хлопкоперерабатывающего завода в Ташкенте.

Рабочие в цехе завода.

Германов дает интервью (синхронно).

Фотографии зданий и внутренних помещений библиотек, основанных Великим князем.

Германов дает интервью (синхронно).

Постройки у здания дворца Великого князя в Ташкенте.

Германов дает интервью (синхронно).

Фотография здания дворца.

Фотографии посещения младшим братом Великого князя Константином Константиновичем Ташкента.

Фотографии родителей Великого князя и его сестры Ольги - греческой королевы.

Кинохроника 1912-1913 годов: Николай II принимает хлеб-соль.

Прибытие Эмира Бухарского Сейид Алим-хана в Петербург.

Празднование 300-летия Дома Романовых.

Общий вид Дворцовой площади.

Николай II и императрица на балконе Зимнего дворца.

Люди строят оросительный канал.

Фотографии части Романовского оросительного канала и памятной стелы в честь ввода канала в действие.

Фотографии открытия канала.

Фотография Великого князя и его жены в 1916 году.

Дворец Великого князя в Ташкенте.

Картины, собранные Великим князем.

Голендер дает интервью (синхронно).

Портрет Чусовитиновой Д.Е.

Голендер дает интервью (синхронно).

Фотографии зданий в Хиве, построенные Великим князем.

Портрет Дрейер-Искандер Н.А.

Голендер дает интервью (синхронно).

Кинохроника 1932 года: виды базара в Ташкенте.

Фотография Дрейер-Искандер на базаре в Ташкенте.

Голендер дает интервью (синхронно).

Портреты Натальи Александровны Искандер, внучки Великого князя.

Голендер дает интервью (синхронно).

Кинохроника 1917 года: революционные события в Петрограде в марте 1917 года.

Революционная демонстрация в Ташкенте.

подразделения Красной армии, действовавшие в Средней Азии.

Скачет кавалерийский эскадрон.

Фотографии зданий кинотеатров, построенных Великим князем.

Кинохроника 1917 года: люди на улицах Ташкента.

Лица людей.

Фотографии Спасо-Преображенского собора в Ташкенте, у ограды которого был похоронен Великий князь Николай Константинович.

Портрет Великого князя.

Надпись на камнях в пустыне: "Великий князь Николай Константинович".

20.07.2017 2780

Николай Константинович Романов родился в 1850 году в Петербурге. Он был первенцем великого князя Константина Николаевича, племянником российского императора Александра II и внуком Николая I. Никола (так его звали родственники) стал первым из Романовых выпускником высшего учебного заведения - окончил Академию Генерального штаба с серебряной медалью, много путешествовал по Европе, коллекционировал западноевропейскую живопись. В 21 год он уже командовал эскадроном лейб-гвардии Конного полка.

Тем не менее, поведение Николы в свете вызывало недовольство монаршей семьи. В 1873 году отец, обеспокоенный его романом с американской танцовщицей Фанни Лир, отправил сына подальше от Петербурга - в поход экспедиционных войск на Хиву, вести авангард Казалинского отряда через Кызыл-кум. Возглавленная им разведгруппа попала под артиллерийский обстрел и чудом вернулась в отряд. За участие в походе князь был награжден орденом святого Владимира 3-ей степени.

Во время пребывания в Средней Азии Николай Константинович всерьез увлекся ориенталистикой и даже собирался возглавить Амударьинскую экспедицию Императорского Русского географического общества.

В 1874 году случился семейный скандал: молодого князя обвинили в краже трех бриллиантов с оклада иконы, которая принадлежала его матери Александре Иосифовне. Предполагали, что Никола продал камни, чтобы купить подарки своей возлюбленной. На семейном совете было решено объявить его душевнобольным и навсегда выслать из Петербурга, а также лишить всех званий, наград и наследства. Фанни Лир также выдворили из Российской империи и запретили возвращаться обратно. С тех пор влюбленные не виделись.

За последующие семь лет Николай сменил около десятка мест жительства, а в 1881 году был выслан в Ташкент.

Здесь он называл себя полковником Волынским, а позже - Искандером. У него сложились прекрасные отношения с жителями города. Николай Константинович стал успешным предпринимателем: запустил хлопковый завод, производство мыла, кваса. Он участвовал в благоустройстве города, спонсировал высадку деревьев, печать просветительских книг. На собственные средства построил первый в Ташкенте кинотеатр - «Хива», прокладывал оросительные каналы в Голодной степи. Также князь снова создал коллекцию произведений искусства, включающую полотна различных мастеров, статуи из мрамора, скульптуры.

В Ташкенте Николай Константинович построил себе дворец-резиденцию в стиле модерн: длинное двухэтажное здание из жженого кирпича серо-желтого цвета, с резными решетками, изящными окнами и другими необычными декоративными элементами. На флангах резиденции расположились башни круглой формы, сливающиеся со зданием. В подвале дворца было оборудовано жилое помещение, в котором даже в самый сильный зной сохранялась прохлада.

Николай Константинович был заядлым охотником, поэтому вход в здание украшали бронзовые олени по обеим сторонам лестницы, а также фигуры охотничьих собак на мраморных цоколях. При дворе резиденции располагался открытый для посещения зверинец, где были собраны дикие животные.

К крыльцу примыкала кругообразная въездная аллея, отгороженная кованой железной решеткой с воротами. Во дворе располагался цветник, окруженный живой изгородью. В японском саду росли карликовые фруктовые деревья, журчали ручьи, располагались изящные мостики и крошечные домики, украшенные фигурками людей и животных. Здесь же были беседки, декорированные пальмами и миниатюрными деревцами.

Позади резиденции располагался сад, который разбил Иероним Иванович Краузе, именитый фармацевт и ботаник того времени. Вблизи со входом располагалась Иосифо-Георгиевская церковь, впоследствии снесенная в 1995 году.

22 ноября 1891 года, Ташкент. Путешественник Уильям Захтлебен перед дворцом Николая Константиновича.

В резиденции был большой круглый холл, в который вели три резные дубовые двери. Посредине холла, отделанного темным деревом, на чугунной цепи спускался фонарь необычной формы. Одна из дверей вела к винтообразной узорчатой металлической лестнице на второй этаж, где располагалась библиотека и бильярд.

Из холла можно было попасть в три зала. Их украшали мраморные статуи, скульптуры и картины из коллекции князя.

В первом зале располагалась гостевая комната, в которой неподалеку от окна во французском стиле стояла статуя Венеры. В солнечных лучах фигура приобретала очаровательный, прозрачно-розовый оттенок. В следующем зале в застекленных шкафах были выставлены статуэтки, игрушки из слоновой кости, ордена, медали, кольца, браслеты, серебряные и золотые украшения и многое другое. Третий зал в ориентальном стиле был украшен бухарскими, афганскими, туркменскими и персидскими коврами. На стенах висело дорогостоящее огнестрельное и холодное оружие и живописные полотна, иллюстрирующие жизнь в Средней Азии.

Интерьеры дворца. Фрагмент росписи купольного зала

Дверь из гостевой комнаты веда в малый зал, где были собраны книги, чугунные статуэтки, картины, привезенные князем из похода на Хиву. Как пишет в своих мемуарах наследник Романова-старшего князь Александр Искандер, в этой комнате хранился макет крепости Ичан-Кала.

Апартаменты князя располагались в левом крыльце резиденции, а его супруги Дарьи Часовитиновой - в правом.

Князь Николай Константинович Романов скоропостижно скончался в январе 1918 года от воспаления легких. Похоронили его в Ташкенте, у ограды собора через дорогу у от дворца.

Николай Романов завещал в дар Ташкенту свою коллекцию картин европейских и русских художников при условии, что в его дворце будет открыт музей. Музей искусств был создан в Ташкенте в 1919 году. Позднее он стал Музеем искусств Узбекистана, коллекция которого по сегодняшний день считается одной из самых значимых собраний европейской живописи в Средней Азии.

Похожие статьи