Первый бурятский ученый. Доржи банзаров - первый бурятский ученый. Возвращение в Казань

Уро-женец Забайкалья кроме родного и русского языков в совершенстве знал монгольский, маньчжурский, калмыцкий, тибетский и немец-кий. Автор более 25 работ, монголовед был назначен в Иркутске чиновником по особо важ-ным делам при генерал-губернаторе Восточной Сибири. И именно здесь блестящий уче-ный обрел свой покой.

Наука и «Черная вера»

Доржи Банзаров родился в 1822 году в Иче-туйской долине, в семье погранич-ных казаков. Кроме него в семье было еще четы-ре сына - Лочон, Дзондуй, Бадма и Харагшан. Отец, Банзар Боргонов, был урядником-пятидесятником (офицером) бывшего Ашебагатского полка.

Родители решили обучить Доржи русской грамоте, поскольку 9-летний сын всего за один год окончил Харанцайское приходское учили-ще. После этого, в сентябре 1833 года, его от-дали в Троицкосавскую войсковую русско-мон-гольскую школу.

В 1835 году по ходатайству тайши Селенгин-ской степной думы Банзаров в числе четырех бурятских мальчиков был направлен на учебу в 1-ю Казанскую гимназию. Именно за период учебы в гимназии он кроме родного и русского в совершенстве овладел монгольским, маньч-журским, французским, калмыцким, тибетским и немецким языками. Хорошо разбирался в ла-тинском, тюркском, и английском. В 1842 году совет гимназии за отличные успехи в учебе на-градил Банзарова золотой медалью.

После окончания гимназии, в том же 1842 году, Банзаров поступил на восточное отделение философского факультета Казанского универ-ситета. Университет открыл Банзарову мир на-уки. Здесь в течение пяти лет он формировался как ученый: написал для своих соплеменников «Всеобщую географию» и «Грамматику мон-гольского языка»; перевел с французского на монгольский «Странствования китайского буд-диста IV в. по имени Фа-сян», с маньчжурского - «Путешествие Тулишеня Аюб хану». Первые публикации молодого ориенталиста были вос-торженно встречены в кругах востоковедов. Его статья «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов» была опубликована в «Казанских гу-бернских ведомостях».

В 1846 году Доржи окончил университет, за-щитил диссертацию «Черная вера, или Шаман-ство у монголов». Кроме этого, составил «Маньч-журско-русско-монгольский словарь» (рукопись хранится в Восточной библиотеке ЛГУ). Особое место в научных трудах занимает исследова-ние такого памятника, как «Чингисов камень». Памятник древнемонгольской письменности представляет собой плоскую гранитную плиту, ее нашли на берегу реки Кыркыра - одного из притоков Амура. В настоящее время «Чингисов камень» находится в Эрмитаже.

Окончив Казанский университет со степе-нью кандидата, Банзаров по Высочайшему по-велению в августе 1849 года получил разреше-ние поступить на службу в Восточной Сибири с преимуществами, полагавшимися при ученой степени. На основании данного разрешения генерал-губернатор Восточной Сибири опреде-лил Банзарова на должность чиновника особых поручений ГУВС и произвел в чин коллежского секретаря.

12 апреля 1850 года, после 15-летнего пребы-вания в Европейской России, Доржи Банзаров выехал в родные края. Приезд земляка - боль-шого чиновника да еще ученого, был встречен сородичами как большой праздник. Его чествовали в каждом улусе. К сожалению, отец Банза-рова уже умер и не мог порадоваться успехам сына.

Что жизнь, что смерть - легенда

Вернувшись в Иркутск, Доржи Банзаров по-лучил должность титулярного советника. В это время он занимался расследованием серьезных дел, связанных с махинациями нойонов, лам, чиновников, и привлекал их к ответственности. Но, несмотря на занятость служебными делами, находил возможность для научных занятий. В этот период ученый выполнил ряд работ: внес исправления на географические карты, совер-шил поездки в Тункинский край для исследо-вания происхождения сойотов и их соседей урянхайцев (тувинцев), открыл место рождения Чингисхана в пределах России, перевел с мон-гольского «Путешествия Зая-Хамбы в Тибет». В 1851 году был избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества.

Короткая жизнь не позволила в полной мере раскрыться таланту Банзарова. Он умер 27 фев-раля 1855 года в Иркутске. Соответствующая запись имеется в «Иркутской летописи 1661- 1940 гг.» Ю.П.Колмакова:

«...27 февраля 1855 года в Иркутске скончал-ся Доржи Банзаров - известный монголист XIX века, знаток истории и этнографии народов Центральной Азии, первый бурятский ученый, чиновник особых поручений Главного управле-ния Восточной Сибири (ГУВС).

Достоверная причина смерти Банзарова не-известна. Один из его современников, Юмды-лык Ломбоцыренов, автор летописи «Бичихан запискэ» (сводной хроники родов селенгинских), писал, что Банзаров пристрастился к вину. Однако на родине ученого записана иная леген-да. В ней говорится о том, что Банзаров был отравлен в Иркутске человеком, подосланным священником: «Когда Доржи Банзарову должны были присвоить генеральский чин, иркутский поп нанял в столовой человека и отравил Бан-зарова ядом. Доржи сразу понял, что он выпил яд, и наказал своему кучеру, чтобы он, как бы-вало раньше, повез его прежде молиться в цер-ковь, а потом похоронил. Когда кучер исполнил наказ Доржи Банзарова, то есть привез тело его к церкви, люди, отравившие Банзарова и увидевшие его около церкви, испугались, что он остался живым, сами приняли яд и отравились. В тот день, когда должны были отравить Дор-жи Банзарова, на рынке запретили торговать молоком и молочными продуктами. Сказыва-ют, на похоронах Доржи Банзарову таки было присвоено звание генерала».

Когда Доржи умирал, рядом с ним были его ученик Холзан Мозоев и лама. О кончине Банза-рова правитель дел Сибирского отдела Русского географического общества И.С. Сельский сооб-щил генерал-губернатору Н.Н.Муравьеву.

В начале марта состоялись похороны Бан-зарова. Тело его было воздвигнуто на погре-бальные дроги в виде пышной колесницы, на которой находился Гомбо-лама в яркой одежде. Следом в желтых одеждах, читая буддийские молитвы, шли ламы, за ними - представите-ли местной власти, горожане и буряты. Про-цессия проследовала от квартиры покойного по Любарскому переулку, вышла на Ланинскую улицу и двинулась по Жандармской к Острож-ному мосту. Перейдя мост, направилась к горе за Иркутским тюремным замком, где находилось кладбище. После совершения религиозных це-ремоний тело предали земле. Увы, вскоре моги-ла была затеряна.

Жизнь коротка - история вечна

Первый бурятский ученый Доржи Банзаров оставил нам не только свои оригинальные по содержанию, обширные по тематике научные труды по востоковедению. Он оставил прежде всего глубокий след в памяти народа, который бережно хранит память о своем славном сыне, создавая о нем легенды, сказания, песни. Фоль-клорный материал о Доржи Банзарове является историческим свидетельством самого бурятско-го народа, выдвинувшего из своей среды даро-витого ученого.

К научным трудам Доржи Банзарова и се-годня обращаются многие ученые - не только наши, но и зарубежные. Бурятский народ высо-ко чтит память своего первого ученого. Его име-нем названа улица в родном улусе. В 1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский пединститут, ныне госуниверситет. Перед зда-нием института установлен памятник.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в Иркутске, Улан-Удэ, Кяхте, Казани и селе Кырен Тункинского района.

В 1833 году окончил Николаево-атаманское училище. С 1833 года до сентября 1835 года учился в Троицкосавской русско-монгольской школе. Отправлен на учёбу в Казанскую гимназию. 25 января 1836 года зачислен в первый класс гимназии. В июне 1842 года окончил гимназию с золотой медалью и правом поступить в университет.

В сентябре 1842 года поступил в Казанский университет на философский факультет, имевший восточный разряд.

5 июня 1846 года окончил Казанский университет. В университете изучал восточные языки: монгольский, калмыцкий, маньчжурский, санскрит, турецкий. Свободно читал на немецком, английском, французском и латинском языках. Был учеником Осипа Михайловича Ковалевского, одного из основателей научного монголоведения. Защитил диссертацию на степень кандидата татаро-монгольской словесности.

В 1846 году в «Ученых записках Казанского университета» опубликовал труд «Чёрная вера, или Шаманство у монголов».

В 1847-1849 годах Банзаров вёл научные исследования в Азиатском музее Санкт-Петербурга. Избран членом-корреспондентом Русского археологического общества. В 1848 году опубликовал работу «Пайцзе, или металлические дощечки с повелениями монгольских ханов».

В 1848-1850 годах работал в Казани. Учился документооборту в канцелярии Казанской губернии.

В 1850-1855 годах служил в Иркутске чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском. Жил в Кяхте и Чите. В Верхнеудинске работал по следственным делам. В этот период Банзаров опубликовал труд «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис-Хана» (1851), посвящённый интерпретации надписи на «Чингисовом камне».

В 1851 году избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества. Выполнял поручения ВСОРГО.

Дань памяти

Памятник Доржи Банзарову в Улан-Удэ. Скульпторы А. Р. Вампилов и А. И. Тимин

Памятник Доржи Банзарову на его родине в Джидинском районе Бурятии. Скульптор Геннадий Васильев

Каменная плита на родине Доржи Банзарова

В 1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский педагогический институт, ныне - Бурятский государственный университет.

В 1957 году перед зданием института был установлен памятник работы скульпторов А. Р. Вампилова и А. И. Тимина.

Именем Доржи Банзарова названы улицы в городах: Улан-Удэ, Иркутск, Кяхта и Казань, селе Кырен (районном центре Тункинского района Республики Бурятия).

В год 170-летия, в 1992 году, по инициативе председателя колхоза имени XX партсъезда В. Д. Будаева был установлен памятный камень недалеко от родового гнезда Доржи Банзарова.

В декабре 2007 года администрация Джидинского района учредила премию имени Доржи Банзарова для особо одарённых, талантливых учащихся района, добившихся высоких результатов в различных областях деятельности.

24 января 2008 года постановлением правительства Республики Бурятия имя Доржи Банзарова присвоено Нижне-Ичётуйской средней общеобразовательной школе Джидинского района.

11 июня 2010 года в рамках празднования 75-летия Джидинского района на месте родовой усадьбы первого бурятского ученого установлен памятник работы скульптора Геннадия Васильева.

Библиография

Банзаров Д. Собрание сочинений / Отв. ред. Д.Б. Улымжиев; Предисл. В. Ц. Найдакова; РАН. Сиб. отд-ние. Бурят. ин-т обществ. наук. – 2-е изд., доп. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. – 240 с.; 30 см. – Библиогр.: с. 227-238. – 600 экз.

Доржи Банзаров

Банзаров Доржи (ок. 1822-1855) - востоковед, первый бурятский ученый. Родился в семье бурятского казака в Кутетуевском улусе Забайкальской области (ныне Джидинский аймак Бурятятской АССР). В 1846 году окончил Казанский университет, где был учеником О. М. Ковалевского. В 1847-1848 годы провел свыше полугода в Петербурге, где занимался научными исследованиями в Азиатском музее, дружески общаясь с передовыми учеными-востоковедами. В 1850-1855 годы служил чиновником особых поручений в Иркутске. Во время разъездов по Сибири завязал знакомство с декабристами. Н. А. Бестужев написал его портрет. Научное наследие Банзарова составляют 15 печатных работ и 3 рукописи. Основной труд Банзарова - "Черная вера, или шаманство у монголов" (1846), явился первой научной работой о шаманизме, в которой Банзаров показал, что монгольское шаманство является древним религиозном культом монголов, возникшим независимо от какой бы то ни было другой религии; эта работа Банзарова и его специальные статьи по историко-филологическим и эпиграфическим вопросам отличаются тщательностью изучения монгольских письменных памятников и являются образцами филологического исследования. Именем Банзарова назван (1947) Бурятский педагогический институт в Улан-Удэ.

Н. П. Шастина. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Банзаров, Доржи (ок. 1822, Кутетуевский улус Забайкальской губ. - 23 или 25.02.1855, Иркутск) - первый бурятский ученый-востоковед. Из семьи казака-бурята . В 1842 году окончил с золотой медалью Казанскую гимназию, в 1846 году - философский факультет Казанского университета, где изучал восточные языки. Ученик О. М. Ковалевского. Выпускная работа Банзарова «Черная вера, или Шаманство у монголов» (См. см. Шаманизм . - Ред.) стала первым научным трудом о шаманизме. В 1847-1848 годы Банзаров жил в Петербурге, занимаясь в Азиатском музее АН исследованиями истории народов Центральной Азии, их быта, письменности и верований. В 1848 году стал членом-корреспондентом Археологического общества. В 1848-1850 годы Банзаров работал в канцелярии Казанской губернии, в 1850-1855 годы служил чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. Изучал быт и культуру народов Южной Сибири, опубликовал труд «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингисхана» (1851). В 1851 году избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества. Автор «Всеобщей географии» и «Монгольской грамматики» на монгольском языке. Именем Банзарова в 1947 году был назван Бурятский педагогический институт в Улан-Удэ.

В. Л. Телицын.

Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 303-304.

Банзаров Дордже (1822-1855) - бурятский ученый-этнограф и востоковед. Основные научные труды: «Черная вера, или Шаманство у монголов» (Казань, 1946), «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис-Хана» (1851), «Банзаров Д. Собрание сочинений» (Улан-Удэ, 1997). По поводу фундаментального труда Банзарова историк Гумилёв в главе «Черная вера» в книге «Поиски вымышленного царства» пишет следующее: «Наиболее подробное описание древней религии монголов сделано ученым-бурятом Д. Банзаровым, изложившим взгляды бурятских язычников в XIX в. Он снабдил свое сочинение большим количеством блестящих исторических экскурсов и в заключение сделал вывод: «так называемая шаманская религия, по крайней мере у монголов, не могла произойти от буддизма или какой- либо веры». По его мнению, «черная вера монголов произошла из того же источника, из которого образовались многие древние религиозные системы; внешний мир - природа, внутренний мир - дух человека и явления того и другого - вот что было источником черной веры». Согласно описанию Банзарова, черная вера заключается в почитании неба, земли, огня, второстепенных богов - тенгри и онгонов, душ умерших людей. Роль шамана, по Банзарову, заключается в том, что он «является жрецом, врачом и волхвом или гадателем» («Поиски вымышленного царства», 272). Далее Гумилёв упоминает исследование Н. Веселовского о монгольской религии XIII века, проведенное на основании письменных источников. При сопоставлении двух работ Гумилёв приходит к выводу, что и Банзаров, и Веселовский делают одну и ту же ошибку, смешивая в одно целое культ природы, магию, приметы и экстатические манипуляции шаманских медиумов, то есть принимают исторически сложившийся синкретизм за догматику положительной религии. Банзаров, по мнению Гумилёва, «верный предвзятому мнению об автохтонности «черной веры», смешивает в одно религиозные понятия хуннов III века до н. э., тюрок VI века н. э., монголов XIII века и бурят XIX века... эти различные культы увязать в единую систему невозможно» (там же, 273). Таким образом, Гумилёв констатирует, что обе работы не удовлетворительны, главным образом со стороны метода. «При рассмотрении религии в историческом аспекте, - пишет Гумилёв, - важны не психологические основы религиозности, а символ веры или ответ на вопрос: «Какому Богу веруешь?», т. е. принцип историко-культурной классификации» (там же, 273).

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 82-83.

Далее читайте:

Историки (биографический указатель).

Сочинения:

Собр. соч. 2-е изд. М., 1997.

Собр. соч., М., 1955 (имеется биографич. очерк и библиография лит-ры о Банзарове);

Черная вера, или шаманство у монголов и др. статьи, изд. Г. Потанина, СПБ, 1891.

Литература:

Банзаровские чтения, посвященные 170-летию со дня рождения Д. Банзарова. Улан-Удэ, 1992;

Ким Н. В. Доржи Банзаров. Биографический очерк. Улан-Удэ, 1992;

Савельев Л. О жизни и трудах Доржи Банзарова. СПб., 1855;

Тезисы докладов Международной научной конференции «Банзаровские чтения-2», посвященной 175-летию со дня рождения Д. Банзарова. Улан-Удэ, 1997; Цыдендамбаев Ч. Доржи, сын Банзара. М., 1981.

Савельев П. С., О жизни и трудах Д. Банзарова, СПБ, 1855;

Петров Л. A., Д. Банзаров. Первый бурят-монг. ученый, Улан-Удэ, 1943;

К столетию со дня смерти Д. Банзарова. (Мат-лы науч. сессий и статьи), Улан-Удэ, 1955.

Всероссийский музей А.С. Пушкина запустил масштабную акцию, приуроченную к юбилею знаменитого русского писателя. УСЛОВИЯ: До 1 июня опубликуйте видеоролики или фотопоздравления в социальных сетях под хэштегами #СДнемРожденияПушкин220#HappyBirthdayPushkin220 Акция завершится 1 июня. Лучшие фото- и видеоматериалы покажут во дворе знаменитого дома на набережной реки Мойки, 12, в день рождения Александра Пушкина. Также материалы будут размещены на официальном […]

94 1

» , » В Оке прошел час науки, посвященный Доржи Банзарову

В Оке прошел час науки, посвященный Доржи Банзарову

20 ноября в Центральной межпоселенческой библиотеке прошел час науки, посвященный 195-летию со дня рождения первого бурятского ученого Доржи Банзарова. На мероприятии побывали дети со всех школ района — участники районной олимпиады по русскому языку и литературе, посвященной памяти отличника народного просвещения Зои Будаевны Галсановой.

Час науки открылся презентацией видеоряда «Бурятский Ломоносов», которая познакомила участников мероприятия с биографией ученого. Ребята узнали много интересных моментов из жизни ученого. Первому бурятскому ученому судьбы отмерила 33 года жизни, поэтому и его научное наследие в количественном отношении не очень велико. Однако его вклад в науку весом по своему значению и широте охвата различных проблем. Им написан целый ряд интересных и оригинальных исследований, касающихся различных отраслей востоковедения. Самой значительной публикацией ученого является труд «Черная вера или шаманство у монголов». Школьникам рассказали о его тяге к знаниям, о годах учебы в Казанском университете, о памятниках, установленных в память об ученых. В конце мероприятия школьники ответили на вопросы викторины.

В библиотеке оформлена книжная выставка «Первый бурятский ученый Доржи Банзаров». На выставке представлены издания, посвященные жизни и научному наследию ученого: А.С. Шофман «Казанский период жизни и деятельности Доржи Банзарова», Н.В. Ким «Доржи Банзаров», Б. Санжиев «Доржи Банзаров. Изучение научного наследия», материалы научных сессий и статьи, книги Чимита Цыдендамбаева «Доржи, сын Банзара» и «Вдали от родных степей».


Жупикова Надя, ученица 10 класса

Исследование посвящено изучению исторической памяти о первом бурятском ученом Доржи Банзарове

Скачать:

Предварительный просмотр:

VI Региональная конференция XXII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского

Секция: История Бурятии

Тема: Историческая память о первом бурятском ученом

Доржи Банзарове

Научный руководитель: Цыбикжапова Виктория Леонидовна

Место выполнения работы: Республика Бурятия, Джидинский район, с.Оёр

2015

Введение…………………………………………………………………..…3-4

1.Страницы биографии Д.Банзарова………………………………………....5-6

  1. Воспоминания земляков (потомков)…………………………......7-9
  1. Основные этапы жизни и их роль в становлении Доржи Банзарова как ученого……………………………………………………………………….10-14
  2. Историческая память в артефактах музея в историческом и культурном наследии

3.1.Экспозиция историко-краеведческого музея……...……………….15-18

3.2.Дань памяти великому ученому……………………………………18-19

Заключение…………………………………………………………………...20

Библиографический список…………………………………………………21

Приложения………………………………………………………………..22-30

«Банзарай хубуун Доржи», Доржи Банзаров, кто он, почему у памятника этому человеку у здания Бурятского гос.университета, сегодня студенты говорят: «встретимся у Доржика», в степи, у самой южной границы России установлен бронзовый монумент молодому человеку, буряту в европейской одежде. Чем он заслужил почет и уважение?

Задавшись вопросом, что знают ровесники о личности Д.Банзарова, мы провели опрос среди учащихся нашей школы (5-11 класс). В ходе исследования мы выяснили, что 71,5% опрошенных знают о личности Д.Банзарова; 9,4% опрошенных знают, что Д. Банзаров известный бурятский ученый, получивший европейское образование; 90% опрошенных знают, но дают неверную информацию, называя Д. Банзарова писателем; 31% опрошенных школьников ничего не знают о Д. Банзарове (приложение 4).

Введение

Прошло 193 года со дня рождения одного из талантливейших востоковедов XIX века, первого бурятского ученого, Доржи Банзарова. Совсем молодым закончил Доржи Банзаров (1822-1855 гг.) свой жизненный путь. Его 33-летняя жизнь промелькнула ярким метеором. За свою короткую жизнь он сумел внести большой вклад в различные отрасли востоковедения, оставив заметный след и обогатив сокровищницу отечественного востоковедения трудами, не потерявшими своего научного значения и в наши дни. Некоторые из его научных положений получили всеобщее признание и вошли в золотой фонд отечественной востоковедной науки. Обращение к жизни и деятельности первого бурятского ученого обусловлено необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого, значения его передовых идей в развитии отечественной науки

Считаем, что актуальность изучения данной темы не вызывает сомнения, т.к. данное исследование позволяет приобщить современников к изучению личности и научного творчества Доржи Банзарова и в какой-то мере - это возможность выразить свое глубокое уважение к бурятскому ученому, просветителю и гражданину России.

Тема исследования: Историческая память о первом бурятском ученом Д. Банзарове.

Цель исследования: выявить уровень и степень сохранения исторической памяти о Доржи Банзарове на его малой Родине.

Задачи исследования:

Изучить биографические материалы Доржи Банзарова;

Изучить основные этапы жизни и их роль в становлении Доржи Банзарова как ученого;

Выяснить, насколько сохранилась историческая памятьо Доржи Банзарове;

Провести опрос среди учащихся средних и старших классов, что они знают о Доржи Банзарове.

Объект исследования: биография Д. Банзарова.

Предмет исследования: уровень и степень сохранения исторической памяти о Доржи Банзарове на его малой Родине.

Методы: историко-хронологический, метод системного анализа, синтез, опрос.

Источниковая база: эмпирическую основу работы составили краеведческая литература, артефакты музея и периодическая печать.

Практическая значимость: работа может быть использована в качестве дополнительного материала в музейных фондах Д.Банзарова. А также на факультативных занятиях по истории родного края.

Страницы биографии Доржи Банзарова

Изучение научного творчества Доржи Банзарова продолжается и сегодня. Значительное влияние на изучение творческого наследия ученого оказали научные конференции («Банзаровские чтения»), проводимые на разных уровнях и посвященные юбилейным датам со дня рождения ученого. Материалы этих научных конференций во многом обогатили Банзароведение. В связи с этим появилась необходимость нового издания собрания сочинений Доржи Банзарова с учетом этих обстоятельств и современных достижений отечественной востоковедной науки. Стоит отметить, что все мероприятия посвящены юбилейным датам, хотелось бы, чтобы работа по сохранению памяти о великом ученом была организована в системе.

Родился в 1822 г. в семье сибирских пограничных казаков. Отец его, Банзар Боргонов, был урядником пятидесятником (офицером) бывшего Ашехбатского полка, вероисповедания буддийского. В 9-летнем возрасте Доржи закончил за один год Харацайское приходское училище. Затем он три года обучался в Троицкосавской войсковой русско-монгольской школе. По ходатайству тайши Селенгинской степной думы Н. Вампилова в 1835г. Банзаров был направлен на учебу в первую Казанскую гимназию, в которой обучался с 1836 по 1842гг. За период учебы в гимназии он проявил блестящие способности. В совершенстве овладел, кроме родного и русского языков, монгольским, маньчжурским, калмыцким, тибетским и немецким языками. Хорошо разбирался в латинском, тюркском, французском и английском языках. В 1842г. совет гимназии за отличные успехи в учебе наградил Банзарова золотой медалью.

С 1842 по 1846 гг. в стенах Казанского университета он формировался как ученый. Обучаясь на восточном отделении философского факультета, Банзаров написал для своих соплеменников «Всеобщую географию» и «Грамматику монгольского языка», перевел на монгольский язык с французского «Странствования китайского буддиста IV в. по имени Фа-сян», с маньчжурского «Путешествие Тулишеня Аюб хану».

Первые публикации молодого ориенталиста были восторженно встречены в кругах востоковедов. Его статья «Белый месяц. Празднование нового года у монголов» была опубликована в «Казанских губернских ведомостях» в № 30 за 1846г.

Кандидатская диссертация Банзарова «Черная вера, или шаманство у монголов», ставшая в последствии основным трудом вышла в свет в «Ученых записках Казанского университета» (книга III, 1846). Кроме этого, в 1846 г. им был составлен «Маньчжурско-русско-монгольский словарь» (рукопись хранится в Восточной библиотеке ЛГУ). За весьма короткий период жизни Банзаров оставил неизгладимый след в науке, написав более 25 работ. Особое место в научных трудах занимает исследование такого памятника, как «Чингисов камень». Этот памятник древнемонгольской письменности представлял собой плоскую гранитную плиту и был найден на берегу реки Кыркыра – одного из притоков Амура, там, где находился дворец князя Исунке, сына брата Чингисхана Хасара. В настоящее время «Чингисов камень» находится в Эрмитаже.

Окончив Казанский университет со степенью кандидата, Банзаров по Высочайшему повелению в августе 1849 г. получил разрешение поступить на службу в Восточной Сибири с преимуществами, связанными с присвоением ученой степени. На основании данного разрешения Банзаров определен генерал-губернатором Восточной Сибири на должность чиновника особых поручений ГУВС в 1850 г. и произведен в чин коллежского секретаря.

Банзаров занимался расследованием серьезных дел, связанных с махинациями нойонов, лам, чиновников и привлекал их к ответственности. С 1850 по 1855 гг. несмотря на занятость служебными делами, находил возможность для научных занятий.

  1. Воспоминания земляков (потомков)

В сентябре 1969 года Доржиев Д.Д доктор филологических наук, профессор побывал в Джидинском районе. Тогда он убедился, что еще живы у его земляков воспоминания о Доржи Банзарове. Наиболее осведомленными были житель с.Гэгэтуй Ванчик Норбоев (1882 года рождения) и житель с. Ичетуй Даши-Доржи Лайдапов (1911 года рождения), от которых узнал и записал следующие сведения о Доржи Банзарове:

О месте рождения. Он родился в Нижнем Ичетуе, в местности Сарабдын кутэл, в нескольких километрах южнее закаменского тракта. Эту местность еще называют Пятын кутэл в честь предка Банзарова. В двадцатые годы на месте стоянки родителей Банзарова можно было увидеть следы небольшого дома. Говорят, что отец Банзарова построил небольшой рубленый дом, и заказал круглый стол с точеными ножками, два стула в надежде, что по окончании учения его сын вернется на родину. Рассказывают, что Д.Банзаров лишь один раз, по приезду из Казани, был в этом доме и встречал гостей.

О родословной Доржи Банзарова. Даши-Доржи Лайдапов поведал следующее: «Мне было около девяти лет. Однажды мы с Бубеем Зантуевым пасли телят. Он спросил меня: «Чей ты парень?» я ответил,что сын Дарижаба. Он сказал, что я их родственник, что у них большой ученый, который побывал на родине, где мы все вместе жили. Мне было тогда непонятно и странно его сообщение…В конце двадцатых годов жили разговорами о коллективном хозяйстве. Созывались бедняцкие собрания. Наш отец относился к беднякам, и часто собрания проходили у нас. Тогда в Ичетуе открывалась первая школа. Возглавляли местное население атаман Гэгэтуйской станицы Доржи Бунеев, зайсан Очир и другие. Они пришли к нам и предложили отцу отдать меня в школу. Отец согласился. Через некоторое время к нам подкатывают на ходке эти нойоны и, вызвав меня домой, заявили: «Мы хотим тебя учить. Ты родня нойона Банзарова. Будешь учиться на государственном обеспечении. Согласен?» На следующий день приехали Сандан Ринчинов, атаман Доржи, зайсан Очир с двумя стариками, посадили меня на ходок и поехали на место рождения Доржи Банзарова, Пятый кутэл. Нашли место, где стоял дом Банзарова, остатки кирпича от печи, долго сидели, пили чай и разговаривали. Затем приехали в школу, показали мне круглый стол Банзарова, а также старинные часы с кукушкой, говоря, что эти часы «нойона Банзарова». Так, хотя я и был из бедной семьи, местное начальство сочло возможным определить меня учеником вновь открывшейся школы. Тогда-то я узнал, что отношусь к родственникам Банзарова».

Даши-Доржи Лайдапов приходится правнуком Банзара Дардаева (он утверждает, что Банзаров был сыном Дардая-Д.Д): Дардай-Банзар-Зантуу-Буубэй-Санжаа(его дочь)-Даши-Доржи(по отцу-сын Дарижапа Лайдапова) (Приложение 2).

Дедушка по матери Даши-Доржи Лайдапова, Бубей Зантуев, которого он знал в детстве, рассказал ему о своем отце Зантуу Бадмаеве следующее: «Зантуу Бадмаев в молодости был писарем Селенгинской степной думы.Он был простым общительным человеком. Видел, как он сидел и писал по-старомонгольски на промасленной и пропиленной дощечке бамбуковой палочкой».

О Доржи Банзарове. Ванчик Норбоев рассказывал: «Говорят,что, когда, Банзар увез своего сына в Селенгинскую думу на учебу, при расставании дал ему оплеуху, чтобы сын меньше думал о доме, о родителях, больше заботился об учебе, о делах. Сначала Доржи Банзаров учился в Селенгинске, затем в Кяхте и впоследствии в Казани…»

По прибытии из Казани Доржи посетил Ичетуйский дацан. Он был поражен тем,как быстро распространилась на его родине буддийская вера, как много стало монахов. При приеме у настоятеля Доржи Банзаровзаявил: «У вас много молодых людей. Я хочу подобрать 50 лучших парней и увезти в Казань, чтобы они там учились наукам». Настоятель был весьма недоволен этим заявлением. Ламы рассуждали, что Банзаров увезет детей и будет их крестить, превратив в неверных.

Даши-Доржи Лайдапов заметил: «Доржи Банзаров был человеком весьма твердым, суровым, все его боялись. Он был помощником Иркутского губернатора, высокопоставленным нойоном. Зантуу Бадмаев в бытности писарем-нойоном степной думы растратился и попал в тюрьму. По ходатайству Банзарова он был немедленно освобожден».

Из этих и других рассказов земляков Доржи Банзарова можно увидеть, что его земляки хранят в памяти многое о жизни и деятельности славного своего сына, первого бурятского ученого.

В Верхне-Ичётуйской школе в 7 классе учится Бадмажапов Валерий, являющийся потомком известного ученого. Мальчик занимается исследованием семейного родового древа и уже с помощью дедушки составил свою родословную. Мальчик рассказывает, что 19-20 сентября 2012 года в составе экспедиции Джидинского района он прошел по местам, где бывал Доржи Банзаров – в поселке Селендума, в поселке Новоселенгинск Селенгинского района. Посетил музей декабристов. Удивлен, что, оказывается, Доржи Банзаров был знаком с декабристами… В Улан-Удэ мальчик участвовал на митинге возле памятника Доржи Банзарову. Школьник по праву гордится своим великим родственником и желает быть похожим на него.

2.Основные этапы жизни и их роль в становлении Доржи Банзарова как ученого

Д.Банзаров родился под счастливой звездой и ему явно повезло. В 1833 году в г. Троицкосавске, чтов 4 верстах от знаменитой торговой слободы Кяхты открылась русско-монгольская войсковая школа, куда набирали для учебы детей бурятских казаков.

Этой школе и предстояло стать первой ступенью лестницы, ведущей к вершинам знаний будущего ученого.

Д.Банзаров учился успешно и через три года отлично окончил курс школы.

По просьбе тайши 18 селенгинских бурятских народов Н.Вампилова3 июня 1835 пять бурят были помещены в Первую Казанскую гимназию: лама Галсан Никитуев(27 лет),Доржи Банзаров, Цокто Чимитов, Гырыл Будаев, Доржи Буянтуев (всем им было по 14 лет).

Для гимназии были заготовлены свидетельства об окончании ими русско-монгольской школы и справки о медицинском освидетельствовании. Из этих документов и поздних воспоминаний современников явствует, что Банзаров был небольшого роста, сухощав и крепкого телосложения.

Казанский период

Поездка в Казань была длительной через всю Сибирь и Урал.

Как покажут последующие события,Банзаров расставался с родным краем и отчим домом на долгие 15 лет,остальные-навсегда.

Гимназия, в которой предстояло учиться Банзарову и трем его товарищам, считалась старейшей в стране,она открывалась еще в 1758 году в составе Московского университета. Так что казанцы не без основания связывают ее зарождение с именем великого М.В.Ломоносова.

25 января 1836г. пятеро бурятских ребят прибыли в Казань и были помещены в гимназию, и уже 22 февраля 1836 г. директор гимназии ставит в известность попечителя Казанского учебного округа,что педагогический Совет предполагает обучать бурятских мальчиков истории, географии, российской грамматике, арифметике, языкам монгольскому, татарско-турецкому и по собственному желанию французскому.

К концу первого учебного года Банзаров оказался лучшим учеником по монгольскому отделению и оставил позади себя русских воспитанников.

Во втором классе Банзаров настолько втянулся в учебу, что по окончании был награжден похвальным листом.

В июне 1842 г. Доржи Банзаров окончил курс гимназии,блестяще выдержав все выпускные экзамены. Он единственный из окончивших гимназию при акте 1842 г. был награжден золотой медалью. В жизни Банзарова наступилновый период-период учебы в Казанском университете. В этом же году он поступил на восточное отделение философского факультета Казанского университета.

К началу 40-х годов XIX в., времени окончания Банзаровым гимназии, казанский университет стал одним из крупнейших центров в мире.

В 30-е годы зарождается казанская школа монголоведения во главе с О.М.Ковалевским,основателем первой в Европе кафедры монгольского языка при университете.

В университете Банзаров получил широкое образование в области гуманитарных наук. Он с живым интересом изучал восточные (монгольский, маньчжурский, тюркские, санскрит) и западноевропейские языки. Знания различных языков открывали ему доступ к многочисленным источникам.

На первом курсе отделения монгольской словесности главный предмет- монгольский вел профессор А.В.Попов,хорошо знакомый Банзарову еще по гимназии.

Санскритский язык преподавал П.Я.Петров-воспитанник московского университета. С согласия Ковалевского Банзаров заменил изучение турецко-тюркского языка санскритским.

На третьем курсе Банзаров продолжал постигать языки, историю,культуру Монголии, Китая и Индии, усваивал новые для него немецкий и санскритский языки.

Как считает А.С. Шофман, Банзаров был знаком с Львом Толстым. Будущий великий писатель поступил в 1844 г. в Казанский университет своекоштным студентом на восточное отделение словесности. В 1845 г. он перешел на юридический факультет.

По разряду естественных наук проходил студент первого курса А.Бутлеров, будущий химик. Среди знакомых Банзарова тех студенческих лет были казанские петрашевцы Берви-Флеровский и Ж. Пекарский, что дает некоторое представление об общественно-политической жизни демократического студенчества Казани.

Под влиянием их студент Банзаров начал заниматься научной работой.В год поступления Доржи Банзарова в университет на Восточном разряде было 6 специальностей: арабско-персидской словесности, турецко-татарской, монгольской, армянской, китайской, санскритской словесности. На отделении монгольской словесности главными предметами, особенно на младших курсах, были языковые дисциплины. Монгольский язык вел профессор А.В. Попов.

О.М. Ковалевский внимательно следил за учебой Банзарова и умело направлял его научные интересы. Под непосредственным влиянием профессора Банзаров еще на студенческой скамье постепенно приобщился к научной работе. Он перевел с французского на монгольский язык «Странствования китайского буддиста IV в. По имени Фа Сян».

Он написал на монгольском языке научно-популярные работы: «Всеобщая география» и «Монгольская грамматика». Маньчжурского языка перевел «Путешествия Тулишеня», известную поэму об «Убаши - хун Тайжди». Рукописи этих работ долгое время находились у Ковалевского и, к сожалению, погибли с его архивом во время пожара в Варшаве в 1863 г. Следует отметить, что Ковалевский просматривал и проверял все работы, написанные Банзаровым. В 1843 г. состоялось знакомство Банзарова с А.А.Бобровниковым, положившее начало их многолетней дружбе и научному сотрудничеству.

В 1846г. Доржи Банзаров закончил университет, получил диплом кандидата наук за представленную диссертацию на тему «Черна вера,или шаманство у монголов».

Однако по окончании университета ему не суждено было заниматься научной деятельностью.

Банзарову пророчили блестящее будущее, его хотели оставить преподавателем всеобщей истории в Казанской гимназии, но это назначение не состоялось.

Таким образом, казанский период явился главной ступенью формирования ученых навыков Д.Банзарова, а также отметился в его судьбе трагическими мгновениями: потеря земляков-соотечественников, что явилось, на наш взгляд, особым уроком в жизни Д.Банзарова.

Петербургский период

18 января 1848 г. после разрешения министерства просвещения Банзаров выехал в Петербург. Здесь он прожил почти до середины июня 1848г., используя это время плодотворно для пополнения и углубления своих знаний, занимаясь в публичной библиотеке и Азиатском музее Академии наук. Банзаров пишет своим друзьям,что каждый день ходит в Академию . В Петербурге он подружился с востоковедами В.В. Григорьевым и П.С. Савельевым, которые окружили его товарищеской заботой. Именно при их содействии были опубликованы его филологические статьи. За период своего шестимесячного пребывания в Петербурге Банзаров по поручению Академии наук ознакомился с маньчжурским фондом и составил каталог этого фонда, который по праву относится к числу его научных работ.

Таким образом, в Петербурге Банзаров нашел ту благодатную почву,на которой стал крепнуть его талант ученого-востоковеда.

Иркутский период

В 1848 г. Банзаров поступает на службу в Главное управление Восточной Сибири в Иркутске, он был назначен чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. 12 апреля 1850 г. Доржи Банзаров уехал в Сибирь и приступил к исполнению чиновничьей службы, которая его очень тяготила. Постоянные командировки, неприятности по службе, натянутые взаимоотношения с царскими чиновниками – все это естественно затрудняло научную работу ученого,и не случайно он так часто жаловался в письмах к своим друзьям на трудности, на отсутствие литературы, на невозможность работать в области науки так, как он хотел.

Банзаров занимался расследованием серьезных дел, связанных с махинациями нойонов, лам, чиновников и привлекал их к ответственности. С 1850 по 1855гг., несмотря на занятость служебными делами, находил возможность для научных занятий. В этот период ученый выполнил ряд работ: внес исправления на географических картах, пояснил на карте пункты китайской границы в соответствии с российскими и маньчжурскими данными, совершил поездки в Тункинский край для исследования происхождения сойотов и их соседей урянхайцев (тувинцев), открыл место рождения Чингисхана в пределах России, перевел с монгольского «Путешествия Зая-Хамбы в Тибет».

Таким образом, находясь в стесненных условиях чиновничьей жизни, Банзаров и в Иркутске не переставал заниматься своим любимым делом. И это при нехватке специальной литературы, при невозможности восстановить тот круг научного общения, в котором ему, конечно же, было комфортно во время пятнадцатилетнего пребывания в европейской части России. И скорее всего, глубокая тоска и нереализованность своих возможностей как ученого привели Д. Банзарова к ранней смерти.

3. Историческая память в артефактах музея в историческом и культурном наследии

3.1Экспозиция историко-краеведческого музея

История рождения и взросления будущего ученого связана с его малой Родиной, с селами Нижний и Верхний Ичётуй. Память о появлении на свет Доржи Банзарова в местечке Шулэг между двумя селами бережно сохраняется его потомками, земляками. В средней школе в селе Верхний Ичётуй находится историко-краеведческий музей, открывшийся в 1982 году в здании заново отстроенной школы.Историко-краеведческий музей Верхне-Ичетуйской школы носит имя земляка – первого бурятского ученого Доржи Банзарова (приложение 1). Здесь, на берегу речушки Ичетуйка, прошло его детство и отсюда начался его большой путь в науку. Музей создан по инициативе учителя истории, ветерана педагогического труда Михаила Дугаровича Цаганова. Долгое время руководила музеем Чагдурова Ханда Цыденешиевна.

Она вспоминает, что вначале был создан Штаб музея, куда вошло руководство школы и учителя-ветераны. Каждому учителю было дано задание – собрать материалы по разделам: «Жизнь и деятельность Доржи Банзарова», «История села Верхний Ичетуй», «История Верхне-Ичетуйской школы», «Ветераны Великой Отечественной Войны», «Ветераны труда» и т. д. За короткое время был собран богатейший материал; документы, рассказывающие о короткой, но яркой жизни Доржи Банзарова; фотографии и боевые награды фронтовиков, письма с фронта; старинные предметы быта, утварь и многое другое. На основе этих материалов был создан музей.

В 1984 году музей был официально признан историко-краеведческим музее имени Доржи Банзарова. В музее находится экспозиция, посвященная жизни и научной деятельности Доржи Банзарова.

Первый раздел экспозиции, посвящен биографии ученого (приложение 2). В этом разделе представлены родословные Доржи Банзарова со слов Д.-Д. Лайдапова и Жамцарана Церенова, Самбу Цыбэнова, Гомбо Бадмажапова. Основная тематическая структура – раздел, посвященный научным трудам ученого, а также материалыконференций «Банзаровские чтения»: учебные исследования учащихся, брошюры, буклеты (приложение 3).

Вызывают интерес рисунки неизвестного художника, на которых запечатлены моменты детства будущего ученого от рождения до отъезда в Троицкосавск в 1831 году, а также взрослые периоды жизни (приложение 4,5).

Большую ценность представляют такие документы: свидетельство, удостоверяющее обучение Банзарова в троицкосавской школе,ведомости успеваемости за 1844 год, свидетельство об окончании Казанской гимназии с выставленными отметками «отлично» по истории и «хорошо» по математике, а также список студентов и слушателей 4 отделения философского факультета по разряду восточной словесности с испытанием в мае (дата неразборчива) 1844 года (приложение 6). Отрадно читать в таких документах, что наш земляк преуспевал в науках и имел только отличные отметки. Из личных вещей, принадлежавших Доржи Банзарову, сохранился стул,который, по предположениям, и есть тот самый стул из набора мебели, заказанной отцом Доржи (приложение 7).

Значительное место в экспозиции занимают портреты Доржи Банзарова (приложение 7), выполненные как местными мастерами, так и известными художниками, такими, как Э.Э. Аюшеевым, художником-графиком, монументалистом, членом Союза художников России, заслуженным художником Республики Бурятия, лауреатом премии Совета Министров СССР, К. Дульбеевым, народным художником Бурятской АССР. На одной из картин (художник К. Дульбеев) Доржи Банзаров изображен в гостях у Н. Бестужева, отбывавшего ссылку в Селенгинском остроге (ныне с. Новоселенгинск Селенгинского района РБ). Интересный факт, которым гордятся жители села, тот, что картина - дар колхоза имени Доржи Банзарова.

В музее находится книга, на сегодня библиографическая редкость, о создании колхоза имени Д. Банзарова (приложение 8). Автором является М.Д. Цаганов, проживший всю жизнь в этом селе, на глазах которого и происходило рождение колхоза, носившего столь высокое звание.

Музей постоянно пополняется местными экспонатами и материалами, отражающими жизнь села Верхний Ичетуй.

На выставочных стендах представлена старинная бурятская утварь, музыкальные инструменты и даже книга старомонгольской письменности. В музее есть разделы, посвященные землякам, исполнявшим воинский и трудовой долг во время ВОВ, ныне ветеранам, а также почетным землякам, колхозникам, заслуженным деятелям искусств, мастерам спорта (приложение 8).

Музей открыт для посещения всех желающих. Приезжают учащиеся из других школ, проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, проводятся юбилейные даты по случаю рождения великих земляков. Частыми гостями музея являются учащиеся школы № 54 г. Улан-Удэ, артисты Театра Бурятской Драмы имени Хоца Намсараева, гости из столицы Монголии Улан-Батора. Также музей посещала делегация из города Улан-Удэ во главе с президентом Республики Бурятия Вячеславом Наговицыным. В музее часто проводятся большие поисковая, историко-краеведческая, экспозиционная, исследовательская работы с учащимися по сбору материалов. С результатами этих работ школьники принимают участия во всех районных, межрайонных, республиканских мероприятиях, конкурсах, конференциях, где занимают призовые места.

И каждый ступивший на благодатную ичётуйскую землю ощущает свою сопричастность с выдающимся наследием первого бурятского ученого Доржи Банзарова. Музей воспитывает любовь к родному краю, истории села, его прошлому.

Село Нижний Ичетуй находится в центре Джидинского района, в 12 км. восточнее от центра с. Петропавловки на трассе Закаменск – Улан- Удэ.

Расположено в бассейне реки Джида, несущей свои воды по территории

Западного Забайкалья к Селенге. На севере граничит селом Верхний Ичетуй, на западе районным центром с. Петропавловка. Далее на юго-востоке граница проходит в с. Белоозерск. В южной части находится МНР. Дата возникновения села: 1930 год. Верхний и Нижний Ичетуй не оспаривают друг у друга права называться родиной первого бурятского ученого - это вообще далеко от народных, буддийских правил бытия. Лучше, считают сельчане, прославлять родину Доржи Банзарова трудом, успехами в науках и искусствах. А памятник ученому установили между селами, на возвышенности. Осенью 2012г., в дни юбилея, прошли торжества, конкурсы сочинений, читательская конференция, марафон в Нижнем Ичетуе.

"Доржи Банзаров - самородок, он, как Ломоносов, такой же величины ученый для нас, - поделилась с нами Сыпылма Дамдинсуруновна Цыдыпова - заслуженный учитель России, отличник народного образования. - Жителям села есть, с кого брать пример, у кого учиться. Он будет примером для всех поколений. Наш школьный музей рассказывает о его жизни и деятельности". В Нижнем Ичетуе живут дальние родственники великого ученого. Доржи Банзаров – гордость села. Его имя носит СПК, бывший колхоз имени Доржи Банзарова. Перед зданием школы ему установлен памятник. Также ежегодно, 25 марта, в весенние каникулы в селе Верхний Ичетуй проводится республиканский турнир по волейболу на кубок Доржи Банзарова. Этот турнир для ичетуйцев – большой праздник, его ждут с нетерпением все жители села и стар, и млад. Команды нашего села под руководством заслуженного тренера В. Ц. Сандипова многократно в течение многих лет завоевывают кубок своего великого земляка.

3.2 Дань памяти великому ученому

В декабре 2007 года администрация Джидинского района учредила премию имени Доржи Банзарова для особо одарённых, талантливых учащихся района, добившихся высоких результатов в различных областях деятельности. В 2012 г. премия присуждена и трем учащимся нашей школы: Федотову Виталию и Цыбикжапову Александру, в то время, ученикам 11 класса Оёрской СОШ, в настоящее время студентам УРФУ и УРГЮУ соответственно (г. Екатеринбург) и Дашиевой Марии, закончившей с красным дипломом юрфак ТГУ.

24 января 2008 года постановлением правительства Республики Бурятия имя Доржи Банзарова присвоено Нижне-Ичётуйской средней общеобразовательной школе (в настоящее время основной общеобразовательной школе) Джидинскогорайона.

11 июня 2010 года в рамках празднования 75-летия Джидинского района на месте родовой усадьбы первого бурятского ученого установлен памятник работы скульптора Геннадия Васильева (приложение 9). Инициатором создания памятника выступил Матвей Чойбонов, видный религиозный и общественный деятель Бурятии, генерал казачьих войск. Средства собирали всем миром. Помогали предприниматели Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, жители района.

Памятник создан бурятским скульптором Геннадием Васильевым. Скульптура из искусственного камня, высотой 2,5 метра. Постамент построен жителями села Нижний Ичетуй.

Доржи Банзаров изображен в иркутский период его жизни, в правой руке держит перо, в левой раскрытую книгу. На мраморной плите золотыми буквами высечена надпись: “Выдающемуся сыну бурятского народа, первому бурятскому ученому Доржи Банзарову, 1822-1855 гг., от благодарных земляков”. В конце надписи расположено четверостишье народного поэта Бурятии Баира Дугарова.

Таким образом, историческая память на Родине Д. Банзарова сохраняется и приумножается.

Заключение

«… бережное, заботливое отношение к прошлому, к памяти, к истории и духовным и материальным отношениям … Это высший критерий культуры философии, преемственности поколений, торжества бессмертия, вечной жизни человечества».

Д. С. Лихачёв

Выдвижению Д. Банзарова, зарождению его таланта, как известно, способствовала совокупность весьма благоприятных обстоятельств.

Это, прежде всего, незаурядный природный ум и смекалка, отмеченные с малых лет у будущего ученого. Далее, вполне благополучная семейная обстановка. Отец его как человек грамотный, прогрессивно мыслящий и требовательный заставлял и убеждал Доржи, чтобы он упорно учился, овладевал знанием.

Декабрист Н. Бестужев, который первым «из европейских исследователей заговорил о бурятском народе без всякого оттенка пренебрежительности, благожелательно, с уважением», открыто заявлял: «Что же касается до умственных способностей бурят, то, по моему мнению, они идут наравне со всеми лучшими племенами человеческого рода».

Анализируя различные источники, мы убеждаемся в очередной раз, что в лице Д.Банзарова Джидинский район и Бурятия в целом приобрели не только известного ученого-востоковеда, но и талантливого человека, прославляющего свою Родину, любящего ее как настоящий патриот.

Изучив биографию Доржи Банзарова, его основные этапы жизнедеятельности, опираясь на документы музея, мы пришли к выводу, что обладая таким выдающимся культурным и историческим наследием, наша задача беречь, приумножать эти духовные ценности и, конечно же, приобщать к ним современников.

Библиографический список

  1. ВенгеровС.А. Критико-биографический словарь русских писателей иученых. Т.II,СПб.,1891г.
  2. Ким Н.В. Дожи Банзаров (Биографический очерк), Улан-Удэ,1992г.
  3. Ким Н.В. Доржи Банзаров (Биографический очерк), Улан-Удэ,1997г.
  4. Шофман А.С. Казанскийпериод жизни и деятельности ДоржиБанзарова.

Бурят-монгольское книжное издательство. Улан-Удэ,1965г.

  1. Газета «Буряадyнэн». 1998,с.9.
  2. Газета «TV Дубль», 2012, № 39.
  3. Журнал «Байкал»,1972, № 3.
  4. Фонд историко-краеведческого музея им. Д.Банзарова с. В.ИчетуйДжидинский район.
  5. http://irkipedia.ru/content/banzarov_dorzhi_banzarovich . Дата посещения: 12.01.15.
  6. http://gumilevica.kulichki.net/articles/tibet11.htm . Дата посещения: 20.01.15.

Похожие статьи