Слова созданные приставочно суффиксальным способом. Приставочный способ образования слов: примеры словообразования. Жа́ркое - жарко́е

Слова в русском языке образуются самыми разными способами, причем очень часто в этом процессе участвуют специальные морфемы – приставки и суффиксы. Некоторые слова образуются приставочным способом, какие-то суффиксальным, но есть и такие, в которых объединяются оба эти случая. Каким образом с помощью двух морфем можно образовать новую лексическую единицу?

Приставочно-суффиксальный способ образования слов: примеры и особенности

Итак, уже из названия понятно, что при таком способе слово образуется с помощью приставки и суффикса, которые одновременно присоединяются к основе. Вот, например, если взять слово “дар” и добавить к нему приставку без- с суффиксом -н-, то получится существительное “бездарный”. Поскольку при образовании новых слов используются морфемы, приставочно-суффиксальный способ относится к морфемным.

Одним из самых распространенных случаев, когда слово образуется приставочно-суффиксальным способом, является такой, где за основу берется существительное с предлогом, например, от сочетания “под снегом” образуется слово “подснежник”. Бывшие предлоги при этом превращаются в приставки.

Образовать слово приставочно-суффиксальным способом достаточно сложно, ведь для этого необходимо знать, какие особенности отличают все входящие в его состав морфемы.

Что касается значения нового слова, то оно обычно составляется из сочетания значения приставки и основы, суффикс только добавляет к нему определенные оттенки. Обычно таким способом образуются новые существительные, прилагательные и глаголы, а также наречия.

Все наречия, которые по орфографическим правилам пишутся через дефис, образованы как раз таким способом. Вот примеры приставочно-суффиксального способа образования слов этой части речи от имени прилагательного: приставка по + прилагательное взрослый + суффикс ому, в результате получается наречие по-взрослому.

Но не обязательно они должны быть образованы именно от прилагательных – есть ряд таких наречий, образованных от порядковых числительных, например, во-первых, во-вторых и так далее. Они пишутся через дефис, а значит, попадают под общее правило.

Есть сложный случай приставочно-суффиксального способа образования слов, когда суффикс является нулевым, как, например, в слове безногий.Они образуются по тому же принципу, что и слова, где суффикс присутствует физически, такие как безбилетный, бесстрашный и так далее. Также иногда может подразумеваться и суффикс “й”, который можно заметить только при фонетическом разборе – безводье, безлюдье.

Что мы узнали?

Одним из самых сложных способов образования новых слов в русском языке является приставочно суффиксальный, когда к основе прибавляются сразу две морфемы – приставка и суффикс. При этом в некоторых случаях суффикс может быть нулевым, а иногда его можно увидеть только при фонетическом разборе слова. Приставочно-суффиксальным способом чаще всего образуются имена существительные и прилагательные, а также глаголы и наречия. О последний нужно сказать особо, потому что определить, какое наречие точно образовано этим способом, несложно – они пишутся через дефис, причем образовываться могут как от прилагательных, так и от местоимений. Также распространенным вариантом такого способа образования новых слов является вариант, когда есть слово с предлогом, к нему добавляется суффикс – и вот есть новое слово. Значение этого слова обычно представляет собой синтез значения приставки и корня, а суффикс в данном случае может или добавлять к значению какой-то оттенок, или не выполнять смыслообразующую функцию вообще.

Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов . Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.

1. Приставочный способ - образование новых слов с помощью приставок.

Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере - (пере-плы -ть ← плы -ть ).

    Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.

    Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.

    Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи -ть ← ходи -ть ; сверх -одарённ -ый ← одарённ -ый ; по -ныне ← ныне .

Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.

Ср.: за -пе -ть ← пе -ть ; до -пе-ть ← пе -ть ; с -пе -ть ← пе -ть ; пере -пе -ть ← пе -ть .

2. Суффиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.

Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и -ть ← смол -а ).

    Суффиксальный способ - один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез-няк □ ← берёз -а ; перепис-ыва -ть ← перепис/а -ть ; сер-оват -ый ← сер -ый ), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер-е -ть ← сер -ый ; сер-ость □ ← сер -ый ; сер-о ← сер -ый ).

3. Постфиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.

    В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:

    а) возвратный постфикс -ся ;
    б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь .

    Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.

    Например: учи -ть -ся ← учи -ть ; как -ой -то ← как -ой ; когда-либо ← когда .

Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.

4. Нулевая суффиксация - образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.

Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным .

Например: высь -Ø□ («высокое пространство») ← выс/ок -ий ; задир -Ø-а («тот, кто задирает») ← задира -ть .

    Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.

    Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:

    1. восхожд-ениj -е ← восход/и -ть ; надрез-к -а ← надрез/а -ть ; удаль-ств -о ← удал -ой ;

    2. восход -Ø□ ← восход/и -ть ; надрез -Ø□ ← надрез/а -ть ; удаль -Ø□ ← удал -ой .

    В первом случае (восхождение, надрезка, удальство ) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход -Ø, надрез -Ø, удаль -Ø) - нулевая суффиксация.

Обратите внимание!

В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:

1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.

2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.

3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.

Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.

4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.

Задира ← задирать, рёва ← реветь.

5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.

Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.

6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.

Гуща ← густой, круча ← крутой.

7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.

Синь ← синий, глушь ← глухой.

    При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).

    Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и -ть ; рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; щебет -Ø□ ← щебет/а -ть .

5. Приставочно-суффиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.

    Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

    Например: под -стакан-ник □ ← стакан □ ; под -шеф-н -ый ← шеф □ ; обез -оруж-и -ть ← оружи-j -е ; по -сво-ему ← сво -й .

Обратите внимание!

1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.

Ср.: под -окон-ник □ («под окном») ← окн -о ; под -стакан-ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун-иj -е («без луны») ← лун -а .

2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:

без-людь- [ j ] -е ← люд -и .

3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:

а) от прилагательных - с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :

по-взрослому ← взросл ый ; по-хорошему ← хорош ий ; по -товарищески ← товарищеск ий ; по -волчь- [ j ] -и ← волч ий ;

б) от порядковых числительных - с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :

во-перв-ых ← перв ый ; в-треть-их ← трет ий .

4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:

без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног -а ; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .

Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:

без -билет-н -ый («без билета») ← билет □ ; без -вред-н -ый («без вреда») ← вред □ .

6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:

    приставочно-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;

    Вы -плака -ть -ся ← плака -ть ; в -чита -ть -ся ← чита -ть .

    суффиксально-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;

    1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать. Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.

    2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.

    3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.

    4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.).

    Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

    5. Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.

    Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.

    Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

    Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.

    Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

    Обобщение в виде таблицы (к B1)

    1. Приставочный Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах

    писать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать, ПОДписать, Списать.

    внук → ПРАвнук, общественный → АНТИобщественныЙ

    модный → СВЕРХмодный

    всегда → НАвсегда

    2. Суффиксальный Этот

    способ действует в образовании всех основных частей речи

    желтый→ желтОК,

    мечтать→ мечтаТЕЛЬ,

    глаз →глазНой,

    красный → краснЕТЬ,

    красивый→ красивО

    два → двоЕ,

    белый → белИЗНа

    3. Приставочно-суффиксальный Этот способ действует в образовании существительных, наречий, некоторых глаголов(-СЯ)

    город → ПРИгородНый,

    звук → ОзвучИТЬ,

    пятеро → ВпятерОМ,

    плотный → ВплотнУЮ,

    свеча ПОД свечНИК

    мечтать → РАЗмечтатьСЯ

    4. Бессуффиксный Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

    синий → синь

    входить → вход

    переходить переход

    5.Сложение:

    -слов или основ

    - сокращением основ

    - аббревиатура

    Этот способ часто действует в образовании существительных.

    Язык , знание – языкознание

    Физ ическая культура – физкультура

    М осковский Г осударственный У ниверситет – МГУ

    6. Переход слов одной части речи в другую

    Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.)

    Всё для учебы » Русский язык » Способы словообразования слов в русском языке

    Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


    Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya

    Тема урока. Основные способы образования слов в русском языке:

    приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный

    способы

    Цель урока: знакомство с основными способами образования слов:

    приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным

    Цель учащихся: знать основные понятия словообразования и уметь определять способ образо­ вания слов

    Задачи: формировать знания об основных способах образования слов;

    дать представление о словообразовательной паре,

    словообразовательной цепочке;

    развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора;

    Воспитывать интерес к изучению языка, слова.

    Тип урока: изучение нового материала

    Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный

    Билингвальный компонент:

    Ход урока

    I . Вводно-мотивационный.

    1. Организационный момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    2. Словообразовательная разминка: разобрать слова по составу.

    Подлить, отдать, льдина, майский, любитель, подписка, разыскание,

    снежинка.

    3. Наблюдение. Обращение к цели урока.

    1. Образуйте однокоренные слова от слова дарить.

    Подарить, дарёный, дарение.

    2. Какими способами были образованы новые слова?

    3. А какие ещё способы образования слов вам известны?

    Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

    Поупражняться в определении способа образования слов, узнать новые способы образования слов, закрепить навыки морфемного разбора.

    II . Операционно-познавательный.

    1. Наблюдение. Построение словообразовательной цепочки слов: вода и

    ехать .

    Дополнить словообразовательную цепочку.

    Водица (сущ.) поехать

    водник (сущ.) доехать

    вода водный (прил.) ехать выехать

    водяной (прил.) переехать

    водянистый приехать

    2. Знакомство с понятием «словообразование» и со способами словообразования.

    Словообразование раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.

    В русском языке слова образуются следующими способами :

      суффиксальный;

      приставочный;

      приставочно-суффиксальный;

      сложение;

      сложносокращенный.

    3. Слово учителя (объяснение).

    Способ образования слов с помощью приставок называется приставочным, а с помощью суффиксов - суффиксальным: от глагола читать образованы и прочитать, и читатель.

    Есть способ, соединяющий в себе два способа, - приставочно-суффиксальный. Так образованы, к примеру, слова подснежник, сотрудник. Нет же слов сотруд или трудник. Слово образовалось одновременным присоединением приставки и суффикса. Слово подснежник образованно от существительного с предлогом (под снегом) + суффикс.

      Работа по таблице «Способы словообразования в русском языке».

    Способ словообразования

    Что участвует в словообразовании?

    Примеры

    Суффиксальный

    Суффикс

    лес - лес ник

    Приставочный

    Приставка

    вез ти - увез ти

    Приставочно-суффиксальный

    Приставка и суффикс

    снег - подснеж ник

    Сложение

    Слова или основы слов;

    пеш ий, ход ить - пеш (е)ход

    Сложносокращенный

    слоги или начальные буквы, звуки слов

    в ысшее у чебное з аведение - вуз

    Беседа по таблице:

      Какие способы словообразования выделяются в русском языке?

      С помощью какой морфемы образуются слова при суффиксальном способе? При приставочном? При приставочно-суффиксальном?

      Почему способ сложения слов так называется?

    При словообразовательном анализе очень важно не просто найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которого и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразовательная цепочка: рассветать - светать - свет.

    Возьмём любое слово, состоящее из одного корня, и попро­буем построить небольшую словообразовательную цепочку, при­бавляя морфемы: снег - снежный - бесснежный. Если проследить обратный путь слова, мы увидим, что прилагательное бесснежный образовалось не от существительного снег, а от прилагательного снежный приставочным способом.

    5. Работа в группах. Дополнить таблицу: упр. 281.

    I группа – определить суффиксальный способ образования слов;

    II группа – определить приставочный способ образования слов;

    III группа – определить приставочно-суффиксальный способ образования слов;

    IV группа – определить способ образования слов – сложение.

    Способы образования слов

    Суффиксальный

    Приставочный

    Приставочно-суффиксальный

    Сложение

    внуч ка - внук ;

    ламп очка - ламп а;

    город ской - город

    зала ять - ла ять

    проговор ить - говор ить;

    антивирус ный - вирус ный

    подстакан ник - стакан

    СНГ - С одружество Н езависимых Г осударств;

    книг (о)люб - книг а, люб ить

    лед (о)руб - лёд , руб ить

    5. Упр. 289 (устно, по цепочке). Вставить пропущенные буквы.

    Указать значение суффиксов.

    На другой день в небе хо зяйничало сол нце. Это был пре хорошенький оле нёнок, с же лтым пушком и тоне нькими нож ками. Он вытягивал тонкую шейку вперёд, чтобы захватить веточку повыше.

    Хозяйничало - хозяйничать (суффиксальный) , прехорошенький - хорошенький (приставочный) , оленёнок - олень (суффиксальный) , пушок - пух (суффиксальный) , тоненький – тонкий (суффиксальный) , ножка - нога (суффиксальный) , шейка - шея (суффиксальный) .

    Прехорошенький – в значении очень.

    III . Контрольно-оценочный.

    1. Разноуровневая работа.

    I уровень – упр. 284.

    II уровень – упр. 295.

    III уровень – упр. 300.

    1. Упр. 284. Определить способ образования слов и слово, от которого и

    образовано данное слово.

    Календарик - календарь (ик) , камышинка - камыш (инк) , лучик - луч (ик) , канавка - канава (к) , золотишко - золото (ишк) , коврик - ковер (ик) , золотко - золото (к) , кабинетик - кабинет (ик) , каютка - каюта (к) , калачик - калач (ик) , кинжальчик - кинжал (чик) , шоколадка - шоколад (к) , кирпичик - кирпич (ик) , кисточка - кисть (очк) , клинышек - клин (ышек) , кабинка - кабина (к) , кнопочка - кнопка (очк) , ковшик - ковш (ик) , лапка - лапа (к) , лимончик - лимон (чик) , лисонька - лиса (оньк ), лобик - лоб (ик), магазинчик - магазин (чик), мармеладка - мармелад (к), ротик - рот (ик) .

    Способ образования слов – суффиксальный .

    2. Упр. 295. Списать, вставить пропущенные буквы.

    Определить слово, от которого образовано данное слово.

    Обозначить приставку.

    Без личный (личный) , раз рывать (рвать) , безы нтересный (интересный) , без вкусный (вкусный) , из влечь (влечь) , рас плескать (плескать) , без жалостный (жалостный) , рас колоть (колоть) , безы дейный (идейный) , pa с писать (писать) , из баловать (баловать) , безы скусный (искусный) , ис писать (писать) , разы грать (играть) , рас певать (петь) , раз гадать (гадать) , ис топтать (топтать ), бес честный (честный) , рас крутить (крутить) , сверхи зящный (изящный) , рас кусить (кусать) , бес корыстный (корыстный) , разъ единить (единить) , бес конечный (конечный) , из гнать (гнать) , раз гладить (гладить) , бес толковый (толковый) , ис печь (печь) , разъ ехаться (ехать) , сверхи нициативный (инициативный) , раз рубить (рубить) , бес срочный (срочный) .

    В приставках, оканчивающиеся на з- (с-), перед гласным и звонким согласным пишется з- , а перед глухим согласным с-.

    После приставок, которые оканчиваются на согласную, в соответствии с произношением вместо и пишется ы .

    Исключение: взимать .

    После приставок меж- и сверх- пишется буква и.

    3. Упр. 300. Определить способ образования слов.

    Мебельщик - мебель (суффиксальный) , зажужжать - жужжать (приставочный) , выжить - жить (приставочный) , смягчить - мягчить (приставочный) , кактусовый - кактус (суффиксальный) , задремать - дремать (приставочный) , гнёздышко - гнездо (суффиксальный) , прогнить - гнить (приставочный) , правнук - внук (приставочный) , внезапно - внезапный (суффиксальный) , знание - знать (суффиксальный) , зубной - зуб (суффиксальный) , беззубый - зуб (приставочный), зоркость - зоркий (суффиксальный) , казахский - казах (суффиксальный) , сверху - верх (приставочно-суффиксальный) , кадровый - кадр (суффиксальный) , лакировать - лак (суффиксальный) , налакировать - лакировать (приставочный) , лейтенантский - лейтенант (суффиксальный) .

    IV . Итог урока.

    Какие способы образования слов вам известны?

    Что такое морфемные способы образования слов?

    V . Рефлексия.

    Какую цель мы ставили в начале урока?

    Какие трудности возникали?

    VII . Задание на дом: §18, выучить правила, упр. 286, 297.

    Что такое приставочно-суффиксальный метод образования слов? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в данной статье. Кроме этого, мы расскажем вам о том, какие еще бывают чем они отличаются друг от друга и приведем несколько конкретных примеров.

    Общие сведения

    «Образуйте приставочно-суффиксальным способом слово …» - именно такое начало имеет большинство упражнений по представленной тематике. Но прежде чем приступить к выполнению практического задания, требуется изучить теоритическую часть.

    Для начала необходимо понять, что такое словообразование. Под данным термином скрывается целый раздел языкознания. В нем изучаются все существующие способы образования слов. Зная их в теории и применяя на практике, можно довольно легко понять, как русский язык все время обогащается.

    Способы образования слов

    Приставочно-суффиксальным методом является одним из самых сложных. Следует также отметить, что помимо него в русском языке существуют и другие. И прежде чем представить вашему вниманию приставочно-суффиксальный метод, требуется рассказать и о иных способах, которые играют не менее важную роль в словообразовании.

    Итак, в русском языке существуют следующие методы, при помощи которых образуются новые слова:


    В данной статье мы более подробно расскажем лишь о первых трех. Ведь такие способы взаимосвязаны, и их нельзя рассматривать по отдельности.

    Приставочный метод словообразования

    О том, какие особенности скрывает в себе приставочно-суффиксальный метод образования слов, мы расскажем чуть далее. Сейчас же хочется поведать вам о том, как русский язык обогащается благодаря чисто приставочному способу.

    Для такого метода характерно прибавление к основе приставки (или так называемого префикса). Приведем несколько примеров:

    • слово «сотоварищ» образовано при помощи приставки со-, добавленной к производящей основе «товарищ»;
    • слово «неприятель» образовано при помощи приставки не-, добавленной к производящей основе «приятель»;
    • слово «сверхранний» образовано при помощи приставки сверх-, добавленной к производящей основе «ранний»;
    • слово «придавать» образовано при помощи приставки при-, добавленной к производящей основе «давать»;
    • слово «раздавать» образовано при помощи приставки раз-, добавленной к производящей основе «давать».

    Особенности приставочного метода

    При образовании слов таким способом следует знать, что:


    Суффиксальный метод словообразования

    Чтобы образовать слова приставочно-суффиксальные, следует обязательно знать основные правила суффиксального и приставочного метода. Последний был рассмотрен выше. Что касается суффиксального способа, то, согласно названию, слова в русском языке при помощи него образуются путем добавления к производящей основе того или иного суффикса. Приведем несколько примеров:

    • слово «земляк» образовано путем прибавления суффикса -як- к производящей основе «земл»;
    • слово «березняк» образовано путем прибавления суффикса -няк- к производящей основе «берез»;
    • слово «серость» образовано путем прибавления суффикса -ость- к производящей основе «сер»;
    • слово «работник» образовано путем прибавления суффикса -ник- к производящей основе «работ»;
    • слово «комнатный» образовано путем прибавления суффикса -н- к производящей основе «комнат».

    Особенности суффиксального метода

    Представленный способ словообразования является одним из самых распространенных. При помощи такого метода в нашем родном языке образуются практически все знаменательные части речи. Следует также отметить, что при суффиксальном способе часть речи нового слова может быть той же, что и у производящего, а может и отличаться. К примеру, имена существительные с суффиксами -ени- и -ани- образуются обычно от глаголов (появиться - появление).

    Приставочно-суффиксальный способ

    Не зря вашему вниманию были представлены два предыдущих способа словообразования, ведь названный заключается в том, чтобы к производящей основе одновременно присоединить и суффикс, и приставку. Следует особо отметить, что упомянутый метод образования слов является самым сложным.

    Метод приставочно-суффиксальный: примеры образования слов

    Несмотря на то что такой способ словообразования признан одним из самых сложных, благодаря ему наш язык стал более разнообразным и красивым. Ведь существует невероятное количество комбинаций приставок и суффиксов, которые можно присоединять к практически любой производящей основе. Для того чтобы вы в этом убедились, представим несколько примеров:

    • слово «бездарный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки без-, добавленных к производящей основе «дар»;
    • слово «подарок» образовано при помощи суффикса -ок- и приставки по-, добавленных к производящей основе «дар»;
    • слово «припевать» образовано при помощи суффикса -а- и приставки при-, добавленных к производящей основе «пев»;
    • слово «впятером» образовано при помощи суффикса -ом- и приставки в-, добавленных к производящей основе «пятер»;
    • слово «подслеповатый» образовано при помощи суффикса -оват- и приставки под-, добавленных к производящей основе «слеп»;
    • слово «неизбежный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки не-, добавленных к производящей основе «избеж».

    Особенности приставочно-суффиксального метода

    Как видите, образовать слово приставочно-суффиксальным способом довольно сложно. И чтобы сделать это правильно, необходимо знать все особенности используемых морфем.

    Кстати, при помощи данного метода образуются не только имена существительные и глаголы, но и наречие и прилагательные:

    • стакан - подстаканник;
    • оружи-е - обезоружить;
    • сво-й - по-своему;
    • шеф - подшефный.

    При использовании данного метода словообразования следует также обратить свое внимание на следующие нюансы:

    1. Значение нового слова, которое было образовано при помощи приставочно-суффиксального метода, довольно часто выводится из сочетания имени существительного, которое стоит в косвенном падеже, и предлога. При этом в производном выражении обычно применяется приставка, омонимичная последнему. Например:

    • подоконник, то есть под окном;
    • подстаканник, то есть под стаканом;
    • безлуние, то есть без луны.

    2. Не следует забывать о том, что суффикс -й- может и не выражаться в слове графическим знаком. Например:

    • люд-и - без-людь-[ й ]-е.

    3. Все наречия, которые пишутся через дефис, образованы при помощи приставочно-суффиксального метода. Например:

    • от посредством приставки по- и суффиксами -ему-, -ому- (взрослый - по-взросл-ому, волчий - по-волчь-[ й ]-и, хороший - по-хорош-ему, товарищеский - по-товарищески);
    • от порядковых числительных посредством приставок во- и в-, а также суффиксов -их- и -ых- (третий - в-треть-их, первый - во-перв-ых).

    4. Как было сказано выше, значение производных слов, которые были образованы приставочно-суффиксальным способом, обычно мотивировано сочетанием имен существительного с предлогом. Более того, в производном прилагательном применяется приставка, которая омонимична предлогу, а также имеется нулевой суффикс. Например:

    • без-рог-0-ий, то есть без рогов;
    • без-ног-0-ий, то есть без ног.

    Однако существуют и такие производные имена прилагательные, которые наряду с приставкой имеют и материально выраженный суффикс. Например:

    • без-вред-н-ый (произошло от предлога и существительного «без вреда»);
    • без-билет-н-ый (произошло от предлога и существительного «без билета»).

    Закрепление материала

    Теперь вам известно о том, как образуются слова при помощи приставочного, суффиксального или приставочно-суффиксального методов. Для того чтобы закрепить данную тему, необходимо выполнить несколько следующих упражнений:

    1. Если возможно, то образуйте приставочно-суффиксальным способом имена существительные, прилагательные, глаголы и наречие из следующих основ: меч, село, работа, плакать, читать, вред, рассказ, окно, дверь, глушь, дрожь, вылет, высь, надрез, восход.

    2. Определите производящие слова для нижепредставленных безвинный, безграмотный, безбородый, волосатый, безголосый, говорливый, диванный, заполярный, костлявый, междугородний, нынешний, отчий, подсудный, репчатый, сегодняшний, терпимый, усталый, читательский.

    Похожие статьи