Цб обнародовал три новых сценария развития российской экономики. Разработка сценариев развития муниципального образования Базовый сценарий развития

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах.

Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,2% в 2012-2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году в 2 раза, а доля России в мировом ВВП несколько уменьшится - с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.

Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания.

Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году до уровня не выше 1,3% ВВП.

Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8-6,0% ВВП (в том числе бюджетная система - 4,0-5,1% ВВП).

Расходы на здравоохранение до 2030 года будут находиться в диапазоне 4,6-6,2%, в том числе за счет бюджетной системы 3,6-4,9% ВВП.

Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста . Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет также улучшить социальные параметры развития.

Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4,6% ВВП в 2010 году до 6,1% ВВП в 2020 году и 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование - соответственно до 6,0 и 6,5% ВВП (в 2010 году - 5,2% ВВП). Расходы на науку возрастают с 1,2% ВВП в 2010 году до 2,5% ВВП в 2030 году, что сопоставимо с параметрами развитых стран.

При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики по отношению к 2010 году: энергоемкость ВВП снизится в 2020 году на 24%, в 2030 году на 43%, производительность труда возрастет в 2020 году в 1,5 раза и в 2030 году соответственно в 2,4 раза.

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,1% в 2013-2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики. Сценарий предполагает сохранение нулевого баланса текущего счета , который достигается за счет существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.

Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния российских граждан и повысить статус России в мировой экономике. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире.

Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги . Доля среднего класса повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 и 48% в 2030 году.

В прогнозе в качестве основного критерия отнесения граждан к среднему классу определен уровень дохода свыше шести прожиточных минимумов.

Исходя из этого в 2010 году представители среднего класса имели среднедушевой доход более 34 тыс. рублей в месяц.

В 2030 году уровень дохода, позволяющего относиться к этой категории населения, составит около 100 тыс. рублей. Однако доходный критерий не является исчерпывающим.

Предполагается, что представители среднего класса должны иметь собственность, сбережения, обладать конкурентоспособными профессиональными квалификациями и участвовать в формировании гражданского общества.

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста , повышенной нормой частных накоплений и созданием мощного экспортного сектора продукции с высокой добавленной стоимостью.

Сценарий соответствует ориентирам долгосрочной государственной экономической политики и характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста . Это предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата и интенсификацию притока иностранного капитала, а также активизацию использования национальных сбережений и рост государственных расходов на развитие социальной и транспортной инфраструктур.

Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606, по созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году , увеличению объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% к 2018 году, увеличению относительно уровня 2011 года доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза, производительности труда в 2018 году в 1,5 раза, а также мероприятий в рамках реализации государственной социальной политики , включая увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,6-1,7 раза, в том числе увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 году до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Российская экономика, по данным Росстата, во втором квартале 2015 года продемонстрировала падение на 4,6 процента. В третьем квартале, как предположили в Минэкономразвития, мы должны увидеть выход из рецессии.

Подобные ожидания в текущих условиях выглядят весьма оптимистично. Последние данные свидетельствуют о спаде во многих секторах экономики. Например, оборот розничной торговли в сопоставимых ценах упал на 9,6 процента, попав под влияние падения реальных доходов населения.

По данным Росстата, за первые семь месяцев текущего года показатель снизился на 2,9 процента. Индекс промышленного производства показал снижение на 4,7 процента. Спад отмечается и в секторе внешней торговли. Экспорт упал на 30 процентов, импорт на 36 процентов.

По нашим оценкам, в перспективе ближайших двух кварталов (3-4 2015 года), скорее всего, экономика будет оставаться в состоянии рецессии. И дело тут не только в снижающихся ценах на нефть, высоком уровне инфляции в стране и возможности дальнейшего падения реальных доходов населения (к концу года мы прогнозируем падение данного показателя до семи процентов, так как индексация зарплат как в государственном, так и в частном секторе, будет ниже уровня инфляции).

Экономика России в крайне высокой степени зависит от экспорта нефти и нефтепродуктов (доля топлива в экспорте в 2014 году составила 69,5 процента), а также прочих сырьевых товаров (в частности, металлопродукция в экспорте из России составляет 8,1 процента).

Принимая во внимание факт замедления экономики Китая (доля которого во внешнеторговом обороте России довольно высока), можно полагать, что внешний спрос на отдельные группы товаров будет сокращаться. Естественно, это не пройдет бесследно для РФ.

Таким образом, мы представляем три сценария развития экономики России до конца 2015 года.

Базовый сценарий

В третьем квартале экономика нашей страны будет проходить "дно". По его итогам падение ВВП в годовом соотношении может составить 5,5 процента при среднегодовом уровне цен на нефть около 57 долларов за баррель (против текущих 58,52 доллара).

В четвертом квартале темпы падения ВВП, вероятно, замедлятся и по итогам года снижение составит 4,1 процента при условии роста среднегодовых цен на нефть до уровня 60 долларов за баррель. Инфляция в этом случае ожидается на уровне 14,5 процента. Спад экономика будет демонстрировать на фоне падения деловой активности из-за санкций, потерями торговых связей с рядом стран и регионов, а также снижением платежеспособного спроса населения.

В июле реальная заработная плата снизилась на 9,2 процента, что существенно ниже падения на 5,4 процента в июле кризисного 2009 года. Более того, сейчас падение заработной платы опережает снижение ВВП, что говорит о другой природе кризиса.

Вероятность развития ситуации по базовому сценарию мы оцениваем в 50 процентов.

Пессимистичный сценарий

В третьем квартале падение экономики составит 10 процентов, в четвертом квартале - 7 процентов. В целом по итогам 2015 года падение ВВП при таком развитии событий может составить 6,4 процента, что хуже показателей, отмечавшихся в 1998 году (-5,3 процента), но несколько лучше, чем в 2009 году (-7,8 процента). Но при этом среднегодовые цены на нефть не должны упасть ниже 50 долларов за баррель. Инфляция по итогам года может составить 15,3 процента.

Вероятность такого развития событий оценивается в 30 процентов.

Оптимистичный сценарий

Даже в его рамках (где мы допускаем в четвертом квартале символический рост ВВП на 0,7 процента), по итогам года темпы роста российской экономики останутся отрицательными (-1,9 процента). Для этого среднегодовая цена нефти должна вырасти до уровня 75 долларов за баррель.

Вероятность развития ситуации по данному сценарию составляет 20 процентов.

Тем не менее, при условии, что новых геополитических потрясений не будет, цены на нефть стабилизируются в диапазоне 60-70 долларов за баррель, а импортозамещение начнет приносить первые результаты, в 2016 году мы ждем выхода экономики России на траекторию медленного роста в рамках базового и оптимистичного сценариев.

Хабалтуев А.Ю.
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики,



Россия, г. Улан-Удэ

Бальжиев Ж.Д.
Магистрант кафедры экономики,
организации и управления производством,
Восточно-Сибирский государственный
университет технологий и управления,
Россия, г. Улан-Удэ

В статье рассмотрен базовый сценарий социально-экономического развития муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальное образование, органы местного самоуправления, базовый сценарий, экономический эффект.

Базовый сценарий предполагает реализацию основных мероприятий, направленных на исключение негативных последствий. В базовом сценарии предполагается ресурсное и финансовое ограничения.

Сценарий предполагает реализацию проектов с низкими рисками, но при этом обеспечивающий значительный экономический или социальный эффект.

На первом этапе - ведется работа, направленная на поддержание существующих производств и организаций, ведется разработка нормативно-правовых документов регулирующих инвестиционную политику района и снижение административных барьеров, а также начинается работа по продвижению бренда «экологически чистого продукта».

На втором этапе - привлечение инвесторов для развития промышленности в районе, согласно, созданной инвестиционной политики и снижения административных барьеров. Развитие социально-бытовой, транспортной инфраструктуры.

На третьем этапе - создание наукоемких и инновационных производств, в том числе в сфере АПК, реализация программ с целью повышения уровня жизни и обеспечения качественных условий жизни на селе.

В таблице 1 представлена реализация базового сценария - рост направлений социально-экономических показателей МО «Джидинский район» Республики Бурятия до 2030 года до 50 % (Демография и занятость, развитие экономического потенциала и промышленность).

Таблица 1

№ п.п. Наименование показателя Ед. изм. 2014 факт 2015 факт 2016 оценка 2019 прогноз 2025 прогноз 2030 прогноз
Демография и занятость
1.1 Численность населения Тыс. чел. 26,05 25,61 25,03 23,9 24,5 26,5
1.2 Численность занятых в экономике Тыс. чел. 13,5 13,2 13,0 12,2 13,0 13,5
1.3 Уровень общей безработицы % 9,1 9,8 10,0 9,6 9,3 9,0
Развитие экономического потенциала
2.1 Объем инвестиций в основной капитал Млн. руб. 675 458,04 500 217,4 550 750
2.2 Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных) Млн. руб. 380 304,6 286,43 112,4 400 500
2.3 Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета МО Млн. руб. 171,6 168,5 144,4 98,58 108,44 119,23
2.4 Расходы консолидированного бюджета на содержание работников ОМСУ в расчете на одного жителя Руб. 2301,7 2057,8 2169,91 2386,13 2444,08 2377,36
2.5 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата Руб. 20698 21505 21290 23800 27000 30000
Промышленность
3.1 Объем отгрузки, в том числе: Млн. руб. 230 399,94 439,1 520 605 732
3.2 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Млн. руб. 25,5 91,2 106,69 114,52 121 128
3.3 Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак Млн. руб. 198 302,94 326 400 456 570

К основным механизмам реализации Стратегии социально-экономического развития МО «Джидинский район» относятся:

1. Нормативно-правовое регулирование (Разработка, утверждение и реализация плана мероприятий Стратегии, приведение в соответствие целеполаганию стратегии муниципальных программ);

2. Совершенствование системы местного самоуправления с целью усиления взаимодействия муниципальных и общественных структур для решения задач социально-экономического развития МО;

3. Привлечения институтов гражданского общества в реализацию Стратегии, решение проблематики района;

4. Разработка нормативно-правовых документов, регулирующих инвестиционные стандарты МО, формирующих инвестиционно-привлекательный климат.

Список литературы

  1. Стратегия социально-экономического развития МО «Джидинский район» Республики Бурятия.
  2. Управление муниципальным экономическим развитием/ под ред. Г.Ю. Ветрова - М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. - 258 с.
  3. Устойчивое развитие сельских территорий. Учебное пособие / Коллектив авторов. Под научн. ред. М. Дитериха, А.В. Мерзлова. М.: Эллис Лак, 2013. 680 с.
  4. Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное развитие): Учебное пособие. - М.: АНХ, 2007. - 608 с.

Базовый сценарий развития Пензенской области состоит в адаптации социально-экономической системы старопромышленного региона к условиям современной глобальной и высококонкурентной экономики, в эффективном встраивании в новую функциональную схему экономического пространства Российской Федерации за счет комплексного вовлечения наличных ресурсов "старого портфеля", формирования инфраструктур и реализации проектов, позволяющих актуализировать ресурсы "нового портфеля". Характерной особенностью, отличающей развертывание данного сценария, является то, что ключевые базовые сектора Пензенской области (машиностроение и АПК) должны подвергнуться мощной консолидации в рамках крупных (российского и/или международного масштаба) корпораций. За счет этого действующие пензенские предприятия получат новый импульс в своем развитии, а на территории области будут создаваться дополнительные мощности.

Таким образом, базовый сценарий развития Пензенской области состоит в адаптации социально-экономической системы старопромышленного региона к условиям современной глобальной и высококонкурентной экономики за счет консолидации ключевых предприятий базовых отраслей в рамках крупных корпораций и прихода в Пензенскую область крупных профильных инвесторов.

Базовый сценарий предусматривает три этапа:

1. Усиление эксплуатации доступных ресурсов. Предполагается восстановительный рост и вовлечение естественных ресурсов, доступных в регионе, в хозяйственный оборот. Восстановительный рост в промышленности Пензенской области уже произошел, прежде всего в пищевой, целлюлозно-бумажной и деревоперерабатывающей промышленности и машиностроении, о чем свидетельствует высокая загрузка производственных мощностей предприятий по основным видам продукции.

Экономический подъем, наблюдаемый в Пензенской области в последние три года, обусловлен прежде всего восстановительным ростом и начавшейся модернизацией. Реализованные новые проекты были связаны с использованием "старого портфеля" ресурсов и осуществлялись на основе импортированных типовых технологий.

2. Инвестиционный рост в Пензенской области будет происходить прежде всего в базовых секторах, что связано с модернизацией и развитием действующих предприятий, приходом в область новых инвесторов. Однако также будут формироваться новые значимые сектора экономики за счет внешних инвестиций. К этим секторам следует отнести глубокую лесопереработку, промышленность строительных и отделочных материалов, биотопливную индустрию, розничную торговлю и сектор развлечений, девелопмент. Основополагающими причинами инвестиционного роста Пензенской области станут процессы общего экономического роста в Российской Федерации, а также развития рынков, как продукции инвестиционного назначения, так и потребительских товаров и продуктов питания.

Реализация инвестиционного роста в различных секторах экономики области потребует определенных целенаправленных действий для обеспечения благоприятного сценария и сокращения системных рисков, с которыми может быть связан такой рост:

а) в машиностроении и металлообработке Пензенской области развертываются масштабные программы модернизации основных производств (главным образом на предприятиях, ориентированных на рынок нефтегазового, энергетического и транспортного оборудования). Заявленные к реализации в 2006-2008 годах инвестиционные программы только машиностроительных предприятий региона суммарно составляют более 3 млрд.руб. Реализация инвестиционных планов действующих предприятий будет сопровождаться высвобождением трудовых ресурсов и повышением квалификационных требований к работникам. Для этих предприятий актуальными вопросами являются:

1) механизмы взаимодействия с системой ВПО через рынок труда;

2) модернизация базовых инженерных инфраструктур в г.

Пензе;

3) формирование в г. Пензе современного транспортно-логистического комплекса. Благодаря сохранившемуся значительному контингенту квалифицированных работников есть возможность разместить в г. Пензе в ближайшие 5 лет 2-3 крупных производства данного профиля. Ориентировочный объем инвестиций составит 4-5 млрд. рублей, (1-1,3 тыс. новых рабочих мест). Целевыми инвесторами являются такие компании, как Трансмашхолдинг, Атомэнергомаш, крупные зарубежные корпорации. Для этого класса инвесторов принципиальным являются:

Стабильность, объем и специализация рынка труда;

Наличие инвестиционных площадок в г. Пензе с подведенными инженерными инфраструктурами;

Развитый транспортно-логистический комплекс.

Вокруг крупных машиностроительных компаний, уже сегодня испытывающих дефицит производственных мощностей, недостаток квалифицированных кадров и страдающих от недостаточной гибкости производственных процессов, складываются кластеры небольших производственных (выпуск деталей, узлов и компонентов) и сервисных (ремонт, инжиниринг, логистика, питание и социальное обеспечение работников и прочее) компаний. Эти компании связаны с крупными промышленными предприятиями кооперационными субподрядными связями, однако все вопросы управления и развития кадрового потенциала решают самостоятельно. Это позволяет заказчикам высвобождать финансовые и управленческие ресурсы для решения задач стратегического развития основного бизнеса. Для формирования и развития таких кластеров важным представляется:

Формирование рынка производственной офисной недвижимости, в т.ч. за счет вовлечения в оборот объектов обанкротившихся или находящихся в плачевном состоянии промышленных предприятий г. Пензы и других крупных городов области;

Налоговые льготы и поддержка со стороны банковского сектора проектов создания небольших (число занятых до 100 человек) производств и компаний, предоставляющих производственные услуги;

Образовательные программы и консультационная поддержка для руководителей малых предприятий;

б) основная динамика развития агропромышленного и сельскохозяйственного комплексов Пензенской области будет связана с ростом интереса крупных агропромышленных корпораций (российских и зарубежных) к земельным ресурсам региона.

Их эффективное с точки зрения рынка продуктов питания освоение будет связано не только и не столько с развитием непосредственно сельского хозяйства, сколько с развертыванием индустрии первичной переработки сельскохозяйственного сырья (растительных культур, мяса, молока). Есть возможность в ближайшие 5-8 лет развернуть в области еще 1-2 крупных свинокомплекса (по 150-200 тыс. голов), построить 1-2 новых сахарных завода (мощностью по переработке сахарной свеклы и/или сахара-сырца 200-250 тыс. тонн каждый), разместить предприятие по переработке молока и производству молочных продуктов, построить 2-3 завода по производству моторного топлива из биологического сырья - биоэтанола (мощностью 100-130 тыс. тонн топлива в год каждый) при условии корректировки сложившейся в Российской Федерации системы налогообложения (акциз составляет 23,5 рубля на литр), по производству денатурированного спирта, и осуществить целый спектр менее масштабных агропромышленных проектов. Суммарный объем инвестиций в эти объекты может превысить 25 млрд. рублей. Такие возможности возникают в связи с неплохой ресурсной обеспеченностью Пензенской области (земля, энергетика и трудовые ресурсы), а также ввиду динамичного развития биотопливной промышленности в мире.

Однако следует учесть, что:

Во-первых, сырьевая база (сельскохозяйственный комплекс) Пензенской области потребует существенной реструктуризации и расширения, включая расширение посевных площадей, корректировку профиля использования сельхозугодий (в пользу свеклы, фуражного зерна и культур для подготовки комбикормов), изменения масштаба ведения хозяйства для повышения эффективности (главным образом за счет концентрации предприятий и/или формирования эффективных кооперативных структур), интенсификации ведения сельского хозяйства за счет повышения уровня механизации, химизации и модернизации систем ирригации. Расширение посевных площадей возможно только в результате системного девелопмента земель сельскохозяйственного назначения;

Во-вторых, расширение производства в АПК потребует развития современного транспортно-логистического сектора. В противном случае привлекательность Пензенской области будет снижаться по мере прихода крупных игроков;

В-третьих, для разделения рисков и затрат потребуется прямое участие власти (региона и муниципальных образований) в формировании инженерно обустроенных площадок для размещения новых предприятий - так называемых агропромышленных парков;

В-четвертых, реализация крупных инвестиционных проектов будет означать смену технологической платформы всего хозяйства, что, в свою очередь, приведет к возникновению массового спроса на специалистов, которые в настоящее время недоступны в сельских районах области. Одновременно сократится занятость в агропромышленном и сельскохозяйственном комплексах - с нынешних 20 процентов от общего числа занятых до 6-7 процентов. Это означает необходимость реализации целого комплекса мер по переподготовке кадров и перепрофилированию части из них, а также программ по формированию иных сфер занятости в сельской местности;

в) формирование кластеров лесопромышленных предприятий и предприятий индустрии строительных и отделочных материалов позволит создать новые значимые сектора экономики, задействуя имеющийся потенциал природных ресурсов и кадровый потенциал в юго-восточных районах области и Никольском, Иссинском и Наровчатском районах. Эти проекты имеют большое значение для развития строительной индустрии Пензенской области и соседних регионов в контексте роста объемов строительства и реализации приоритетных национальных проектов. Значительная часть этих проектов будет реализована на принципах "Гринфилд" (новое малоэтажное строительство), поэтому предпочтительным является механизм формирования промышленных парков соответствующего профиля в Чаадаевке (лесопромышленный комплекс) и в районе Иссинско-Маисской группы месторождений. Суммарный объем инвестиций в ближайшие 5-6 лет по этим направлениям может превысить 8-9 млрд.

рублей, а реализация проектов этих двух промышленных парков позволит создать 2,5-3 тыс. рабочих мест в стагнирующих сегодня районах области;

г) постепенное усложнение экономики региона (состоит в т.ч. в выводе из ведения предприятий функций стратегического управления, управления стоимостью, маркетинга, сбыта, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), финансового управления и т.д.) и формирование мощных "периферийных" и "поддерживающих" видов бизнеса, таких как логистика, разнообразные услуги и проч., а также рост благосостояния и уровня запросов людей ведут к формированию большого нового сегмента региональной экономики - городского девелопмента. Будет динамично расти спрос на услуги гостиничного сектора, на качественную городскую среду и разнообразные развлечения, рекреацию. Опережающими темпами будет развиваться мультиформатная торговля, повысится спрос на жилую недвижимость и начнет формироваться рынок офисной недвижимости. Сформируется концентрированный (локализованный на единой площадке) либо распределенный транспорно#-логистический узел города, в разы увеличится внешний пассажиропоток и повысятся спрос и требования к качеству высшего образования (как технического, так и гуманитарного). Все это будет означать одно - г. Пенза войдет в фазу интенсивного развития. При благоприятном развитии событий ежегодно только в объекты коммерческой недвижимости (торговые центры, офисы, склады, гостиницы и проч.) г. Пенза сможет привлекать от 2 до 3,5 млрд. рублей прямых инвестиций в среднесрочной перспективе.

3. Переход к экономическому росту "нового качества". В результате внедрения технологий, обеспечивающих современный технологический уклад в базовых секторах (сельское хозяйство, АПК, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, приборостроение, деревопереработка и индустрия строительных материалов), в Пензенской области будет сформирована зрелая постиндустриальная экономика, ее тип, характерный для процессинговых центров. Основой технологических кластеров станут высшие учебные заведения области и инфраструктурный комплекс, состоящий из научно-исследовательских институтов. На этом этапе инвестиции будут направляться не только в производственный комплекс и поддерживающие сектора хозяйства, но и в проекты, обеспечивающие создание новых технологий и перспективные решения, которые в дальнейшем будут определять конкурентоспособность пензенских производителей на российских и международных рынках.

Варианты реализации базового сценария

В связи с большой значимостью для развития Пензенской области таких нестабильных внешних факторов, как условия торговли на основных мировых рынках продукцией базового сектора Российской Федерации и комплекса внутренних факторов (структура, качество и эффективность мер государственного управления в регионе), возможны несколько вариантов реализации базового сценария: пессимистический сценарий, инерционный и активный. Наиболее вероятными являются инерционный и активный варианты сценария (таблица 1).

В прогнозном периоде социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры будет определяться следующими основными тенденциями:

сохранением зависимости основных макроэкономических показателей;

развитием экономики автономного округа от конъюнктуры мирового

энергетического рынка;

сокращением доли населения в трудоспособном возрасте в сочетании с сохранением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

углублением диверсификации экономики, решением проблем моногородов;

реформированием жилищно-коммунального хозяйства, нацеленным на повышение энергоэффективности;

активным жилищным строительством;

ростом издержек производства в базовом секторе экономики в связи с ухудшения горно-геологических условий разработки месторождений.

С учетом выявленных тенденций основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Югры определяются реализацией следующих ключевых факторов:

демографическим развитием;

интенсивностью повышения качества человеческого капитала;

степенью диверсификации структуры региональной экономики;

эффективностью реализации природно-ресурсного потенциала;

инфраструктурным развитием;

интенсивностью разработки и внедрения инноваций;

эффективностью институтов, поддерживающих предпринимательскую и инвестиционную активность;

налоговой и таможенно-тарифной политикой государства;

социально-экономическим развитием Российской Федерации.

В основу разработанных сценариев социально-экономического развития Югры положены прогнозы экономического и демографического развития автономного округа, выполненные во взаимосвязанных математических моделях с использованием «Сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года», разработанных в апреле 2012 г. Минэкономразвития России.

Моделирование осуществлялось в комплексе моделей отраслей региональной экономики, позволяющих оценить реализацию производственного потенциала региона, а также моделей, отображающих динамику основных демографических процессов (естественный прирост и миграционные потоки) и механизмы управления социальными процессами в рамках политики бюджетных расходов на социальную сферу.

При этом в модели межотраслевого баланса в прогнозном периоде учитывалось влияние на экономику базового сектора и видов деятельности, обусловленных развитием нефтегазодобывающей отрасли, и, как следствие, зависимости валового регионального продукта автономного округа от мировой конъюнктуры рынка нефти (Рис. 22).

Рисунок 22. Динамика ВРП и выручки от добычи нефти, 2001-2011 гг., трлн. руб.

В половозрастных временных балансах численности и экономической активности населения в прогнозном периоде учитывались обусловленность естественного движения населения его составом по возрасту и полу, уровнем денежных доходов и качеством жизни населения и зависимостью восполнения качественных трудовых ресурсов автономного округа внешними миграционными притоками от социально-экономической привлекательности территории. При моделировании демографических процессов автономного округа учтены различные уровни миграционной мобильности возрастных групп населения округа и вариации исторически сложившейся тенденции выбытия большой доли населения старше трудоспособного возраста.

В зависимости от степени реализации ключевых факторов в процессе макроэкономического моделирования были разработаны два качественно отличных сценария социально-экономического развития автономного округа в долгосрочной перспективе – инерционный и инновационный. Сценарии, наряду с использованием конкурентных преимуществ в базовом секторе, основаны на повышении эффективности человеческого капитала, развитии высокотехнологичных производств и использовании качественно других, инновационных факторов экономического роста региональной экономики.

Основные преимущества инновационного сценария связаны в динамике экономического роста. Инновационный сценарий отличается качественными параметрами экономического и социального развития, устойчивостью к волатильности мировой экономики, в том числе к возможному изменению конъюнктуры мирового рынка нефти.

2.1. Инерционный сценарий

Демографическое развитие автономного округа в инерционном сценарии характеризуется сохранением текущего уровня показателей естественного движения населения, сложившихся для каждого возраста. Но в целом удельные показатели рождаемости и смертности будут ухудшаться за счет уменьшения численности населения в репродуктивном возрасте и увеличения численности населения в возрасте старше трудоспособного (Рис. 23.).

Рисунок 23. Половозрастная структура населения, 2010 г. и 2020 г. (инерционный сценарий)

Миграционное движение характеризуется притоком мигрантов в трудоспособном возрасте и оттоком населения в возрасте старше трудоспособного. Приток мигрантов объясняется устойчивым ростом региональной экономики при невысоких темпах роста производительности труда, что будет создавать дополнительный спрос на рынке труда на фоне стабилизации численности населения трудоспособного возраста. Экономический рост в России и сохраняющаяся тенденция повышения уровня и качества жизни пенсионеров в целом в стране будут способствовать более интенсивному оттоку населения в возрасте старше трудоспособного за пределы автономного округа.

Развитие здравоохранения в инерционном сценарии предполагает сохранение сложившейся системы организации медицинской помощи, повышение материально-технической оснащенности различных медицинских учреждений, выполнение стандартов и порядка оказания медицинской помощи. Основной целью государственной политики в области здравоохранения станет формирование системы, обеспечивающей равный доступ к медицинским услугам и повышение эффективности оказания медицинских услуг.

Основные действия органов управления здравоохранения будут направлены на: развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи и профилактического лечения; совершенствование службы скорой медицинской помощи и развитие санитарно-авиационной скорой медицинской помощи; оптимизацию стационарной помощи, оказываемой населению в каждой из зон обслуживания на основе интенсификации занятости койки с учетом ее профиля; развитие системы охраны здоровья матери и ребенка; открытие в сельской местности кабинетов врачей общей практики и семейных врачей; реализацию мер по сокращению потерь трудоспособного населения путем снижения смертности от управляемых причин; развитие системы предоставления медико-социальной помощи, в том числе помощи, оказываемой пожилому населению на дому, т.е. координация взаимодействия системы здравоохранения с системой социальной защиты; оснащение медицинских организаций современным лечебно-диагностическим медицинским оборудованием; развитие медицинского информационного и образовательного ресурса; пропаганду и формирование здорового образа жизни.

Среди достоинств такой модели организации медицинской помощи следует назвать возможность обеспечения практически равной доступности помощи для населения в разных муниципальных образованиях, что существенно для сохранения социального спокойствия в обществе. Кроме того, это позволит осуществить необходимые преобразования в здравоохранении без существенной перестройки организации системы.

В сфере физкультурно-оздоровительных мероприятий в рамках обоих сценариев предполагается повышение оздоровительной роли спорта для населения округа, создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни.

Развитие системы образованияв инерционном сценарии предполагает последовательную реализацию ранее сформированных задач развития отрасли, концентрацию усилий на обеспечении кадровыми ресурсами предприятий базовой отрасли.

Развитие экономики автономного округа в инерционном сценарии характеризуется сохранением доминирования базового сектора при постепенном снижении объемов добычи углеводородов, связанном с истощением ресурсов основных месторождений. Вместе с тем усложнение горно-геологических условий добычи потребует более высоких удельных затрат и проводимых объемов работ, что в конечном счете приведет к росту спроса нефтяного сектора на услуги инфраструктурных отраслей, в первую очередь, электроэнергетики и транспорта.

Благоприятная конъюнктура в базовом секторе нивелирует снижение объемов добычи нефти и обеспечит рост выручки нефтяных и связанных с ними компаний, что обусловит устойчивый рост доходов бюджетной системы. Развитие и функционирование инфраструктурных отраслей и социальной сферы будет обеспечено финансовыми ресурсами на текущем уровне.

Переход от прямого бюджетного финансирования диверсифицирующих отраслей к косвенным формам поддержки, таким как развитие необходимой инфраструктуры, компенсация части процентной ставки по привлеченным кредитам и т.п., приведет к повышению их экономической эффективности при снижении объемов производства в абсолютном выражении в перспективе до 2020 г.

Возросший спрос на сырьевые ресурсы, связанный с ростом мировой экономики, приведет к росту цен на металлы. Это актуализирует задачу реализации проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» в виде увеличения капитальных вложений в геологоразведку месторождений Приполярного Урала, в том числе в инновационные методы дистанционного зондирования Земли. Строительство железной дороги Полуночное – Обская вдоль восточного склона Урала будет осуществлено в 2020-2025 г., что позволит к 2030 г. выйти на значительные объемы горнопромышленного производства.

Структура видов деятельности малого и среднего бизнеса существенно не изменится, основными видами деятельности по-прежнему будут строительство, торговля, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. При этом в строительстве возможно незначительное снижение объемов работ, выполненных малыми и средними компаниями на фоне стабилизации объемов инвестиций в основной капитал и усиливающейся конкуренции со стороны крупных строительных компаний из других регионов.

Регион сохранит лидерские позиции в экономике страны по таким макроэкономическим показателям, как объем добычи нефти, среднедушевая величина ВРП, объем налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы РФ.

В инерционном сценарии динамика производительности труда в рассматриваемый период останется положительной. Так, среднегодовой темп прироста производительности труда по ВРП в Югре за период 2000-2011 гг. с учетом индекса потребительских цен составил 3,8 %, а в 2011 - 2030 гг. составит в среднем 2,3 % ежегодно. Обусловлено это, в первую очередь, замедлением прироста объема выпуска товаров и услуг в денежном выражении, в 2020-2030 гг. он составит всего 35 %, в то время как в 2012-2020 прирост прогнозируется на уровне 48 %. Связано это с более высокими темпами снижения объемов добычи нефти (-25 % за период 2020-2030 гг.) на фоне роста цен на нефть марки Urals на 38 % в рублевом выражении.

Инерционный сценарий предусматривает стабилизацию инвестиционных потоков в базовом секторе экономики – нефтегазодобывающей промышленности автономного округа. Усложнение горно-геологических условий потребует значительной модернизации нефтяной отрасли, без нее невозможно достичь прогнозируемых уровней добычи нефти. Так, удельные капитальные вложения на 1 тонну добытой нефти в 2020 г. вырастут почти на 20% по отношению к 2010 г. Капитальные вложения будут необходимы только на поддержание существующих основных фондов, объемы которых в значительной мере меньше, чем на новое строительство. Таким образом, реальный объем инвестиций в нефтяной сектор при падающей добыче останется на том же уровне.

Институциональная структура строительного комплекса, как и основные отрасли-заказчики строительных работ, не претерпят существенных изменений. Развитие строительной отрасли будет осуществляться преимущественно в следующих направлениях:

обустройство и разработка месторождений углеводородов;

развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса;

строительство объектов социально-культурной и жилищной сферы;

строительство газохимических комплексов;

строительство энергомощностей.

В электроэнергетикеЮгры основным направлением развития будет централизованное электроснабжение. Поэтапная реализация инвестиционных проектов перевода на централизованное электроснабжение населенных пунктов автономного округа позволит стабилизировать обеспечение электропотребителей округа, сократить себестоимость электроэнергии и снизить тарифы для предприятий и населения, а также будет способствовать развитию производственной инфраструктуры. В населенных пунктах, где централизованное электроснабжение экономически нецелесообразно, будут развиваться традиционные способы электрогенерации посредством замены на более современные дизель-генераторные установки.

Инвестиции нефтяных компаний в электроэнергетику будут направлены на строительство в экономически обоснованных объемах газотурбинных установок, покрывающих потребность нефтепромыслов в электрической и тепловой энергии.

Реализация мер государственной политики по повышению энергоэффективности экономики позволит снизить энергоемкость производства практически во всех отраслях экономики автономного округа, за исключением основного энергопотребителя – нефтяной отрасли. В базовом секторе экономики повышение энергоэффективности будет происходить на фоне более высоких темпов роста энергопотребления, обусловленного повышением обводнённости месторождений.

2 .2. Инновационный сценарий

Инновационное развитие экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры будет обусловлено, в первую очередь, масштабами внедрения технологических инноваций крупными нефтяными, энергетическими и транспортными (подразделения Транснефть и Газпром Трансгаз) компаниями, действующими на территории автономного округа.

Собственные инновационные разработки (технологии, изделия, рецептуры) в автономном округе также будут развиваться, хотя и невысокими темпами, поскольку основная часть инновационных инвестиций, в том числе и бюджетных, будет сосредоточена на заимствовании технологий, созданных в крупных российских и международных центрах научно-технического развития, направленных на модернизацию производственной и социальной сферы. При этом основные усилия государства будут направлены на развитие сотрудничества и партнерства между предприятиями автономного округа и технопарками, генерирующими инновации. Такая политика приведет к ускоренной модернизации экономики и повышению ее эффективности.

Роль нефтедобычи снижается достаточно существенно вследствие как истощения месторождений, так и сокращения спроса, в том числе и со стороны зарубежных потребителей. Модернизация нефтедобывающего комплекса остается задачей инновационного сценария, но его основное отличие от инерционного в том, что появляются и другие самостоятельные локомотивы роста.

В инновационном сценарии важны не только количественные характеристики роста, но и его качество, которое отличается от качества роста в инерционном сценарии. Главная задача инновационного сценария – рост качества всех видов капитала: производственного, человеческого, финансового и социального.

Условие достижения нового качества роста – более глубокая диверсификация, развитие видов деятельности и форм занятости, характерных для экономики знаний.

Новыми локомотивами роста экономики будут:

лесопромышленный комплекс, рост которого происходит преимущественно за счет внедрения высоких уровней переработки;

агропромышленный комплекс;

транспорт и связь, в том числе новые их виды;

финансовая деятельность, обеспечивающая надлежащий уровень финансовой инфраструктуры;

услуги, в первую очередь интеллектуальные (образование, здравоохранение, туризм, деловые услуги).

Благодаря более глубокой диверсификации экономика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в долгосрочной перспективе постепенно приобретет большую устойчивость. До 2020 г. в целом сохраняется энегосырьевой характер. Но постепенно, по мере формирования и развития новых отраслей-локомотивов, экономика диверсифицируется, и качество ее роста в долгосрочной перспективе улучшится. ВРП в 2030 г. возрастет в 2,2 раза по сравнению с 2011 г.

Возросшая устойчивость экономики Югры проявится также в том, что во время ожидаемых спадов в мировой экономике в 2018 г. и в 2028 г. произойдет снижение темпов роста, но они останутся положительными.

Опережающий по сравнению с ростом количества занятых темп роста ВРП будет сопровождаться ростом производительности труда. Этот показатель до 2025 г. будет немного отставать от среднероссийского, т.к. доля нефте- и газодобычи продолжает оставаться выше среднероссийской, и ее замещение более производительными видами деятельности носит меньший масштаб, чем в среднем по стране. Но, тем не менее, среднегодовой темп роста производительности труда после 2020 г. будет устойчиво составлять выше 4%.

Благодаря диверсификации экономики, повышению уровня переработки в традиционных отраслях и развитию новых отраслей с высокой добавленной стоимостью, текущую тенденцию падения доли добавленной стоимости в выпуске постепенно удастся переломить, после 2016 г. она начнет постепенно расти и к 2030 г. составит 62% против 55% в 2010 г.

Ключевой экономической проблемой развития агропромышленного комплекса в округе является низкая рентабельность сельскохозяйственного производства. Себестоимость выпуска сельскохозяйственной продукции в автономном округе значительно превышает среднероссийский показатель. Отдельные производства с показателями положительной рентабельности – это пригородные производства, расположенные у емких рынков сбыта, выпускающие продукцию, конкурентоспособную с завозимым в автономный округ продовольствием соседних регионов, но их доля мала. Для всех остальных агропроизводств требуется постоянная и значительная государственная поддержка.

Основной целью развития сельского хозяйства в округе является повышение эффективности деятельности сельхозпредприятий. Приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса являются:

модернизация производства сельскохозяйственной продукции за счет использования современных технологий;

налаживание и повышение эффективности взаимодействия в технологической цепочке производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

развитие сельскохозяйственной кооперации.

Важным драйвером станет лесопромышленный комплекс, в котором предполагается создание кластера с целью повышения уровня переработки и диверсификации ассортимента продукции путем развития кластерных эффектов как вертикального (интеграция конечных производств мебельного, строительного, возможно и пищевого и т.п.), так и горизонтального свойства («обрастание услугами»).

Добыча полезных ископаемых существенно сокращается по масштабам, но заметно улучшается по качеству за счет внедрения новых технологий добычи, повышения отдачи пластов и их довыработки, а также повышения уровня переработки. В результате нефтяной комплекс из среднетехнологичного превращается в высокотехнологичный, большая доля добавленной стоимости остается в регионе, развиваются сопутствующие высокотехнологичные услуги (прежде всего, инжиниринговые), и улучшается экологическая ситуация.

В прогнозный период в округе будет сформирован новый горнорудный кластер – пространственно локализованный минерально-сырьевой комплекс производств и видов деятельности. Используя как рычаг инвестиционные ресурсы проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", экономика округа получит новый импульс к диверсификации. Проект направлен на создание новой ближней минерально-сырьевой базы уральской промышленности на Полярном и Приполярном Урале, в том числе в горноуральской части Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа –Югры.

Обрабатывающие производства при общем повышении темпов роста, доли в ВРП и производительности труда будут развиваться за счет стимулов, поступающих из других отраслей, т.е. за счет внешних драйверов роста. Добывающие отрасли стимулируют развитие обрабатывающих за счет развития высоких уровней переработки и удлинения цепочек добавленной стоимости внутри Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, прочие отрасли стимулируют обрабатывающие производства путем роста спроса на их продукцию и предложения своих услуг.

Темп роста производства и распределения электроэнергии, газа и воды в долгосрочной перспективе замедляется на фоне устойчивого роста абсолютных цифр, т.к. инновационный сценарий предполагает, с одной стороны, рост энергопотребления благодаря общему экономическому росту, с другой стороны, благодаря улучшению качества роста происходит активное и повсеместное внедрение энергосберегающих технологий, которое способствует сокращению энергоемкости ВРП.

Строительство растет намного быстрее, чем в инерционном сценарии, но главное – качественные сдвиги. Строительство ставит перед собой задачи в прогнозном периоде:

обеспечить полную ликвидацию устаревших видов жилья (балков), а также устранить проблему ветхого и аварийного жилья;

увеличить долю современного типа жилья («умного» – насыщенного ресурсосберегающими материалами, технологиями и устройствами, безбарьерного, обеспеченного всем необходимым на прилегающей территории);

достичь европейских норм обеспеченности офисными (в инновационном сценарии доля «белых воротничков» возрастет) и торговыми площадями;

содействовать развитию рынка арендного жилья.

Выход строительства на опережающие темпы роста ожидается ближе к 2020 г. из-за инертности, характерной для отрасли.

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования умеренно растет, так как, с одной стороны, за счет роста ВРП и добавленной стоимости растут доходы и та их часть, которая тратится в регионе, но, с другой стороны, повышается норма сбережений благодаря развитию финансовой инфраструктуры.

Гостиницы и рестораны – рост, сопровождающийся увеличением территориальной равномерности; драйверами служат развитие туризма и сокращение неравенства в доходах населения.

Транспорт и связь растут опережающими темпами. При этом активно развиваются новые виды транспорта (например, малая авиация), формируются мультимодальные транспортные узлы, а в области ИКТ наиболее быстро развиваются те, которые необходимы для обеспечения дистанционного общения.

Финансовая деятельность развивается опережающими темпами, причем как финансовые рынки (возможно даже организованные, например, нефтяная биржа), так и разного рода финансовые посредники, формирующие современную культуру сбережений и выступающие современными субъектами финансовых рынков (банки с широким спектром услуг, в том числе интернет-банкинг; пенсионные, страховые, инвестиционные компании опять-таки с возможностью дистанционного общения). При общем опережающем росте нго темпы будут постепенно замедляться из-за эффекта низкой базы (вследствие кризиса финансовый сектор сократился в 2005-2010 гг. в 5,5 раз).

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг развиваются опережающими темпами за счет высокотехнологичных и интеллектуальных услуг: консалтинг, в том числе финансовый, инжиниринговый, ИТ, юридический; логистика высокого уровня (3PL и 4PL); туризм, в том числе этнографический, событийный выступает важным источником роста малого бизнеса и самозанятости, в том числе, дистанционных форм занятости.

Государственное управление, обязательное социальное обеспечение – темпы роста постепенно замедляются благодаря прогрессу в решении поставленной перед органами власти всех уровней задачи по снижению аппаратных издержек.

Образование растет высокими темпами, при этом происходит существенная диверсификация программ высшего профессионального образования, ориентированных на кадровое обеспечение основных отраслей экономики, а также интеграция науки и образования.

Здравоохранение и предоставление социальных услуг растет высокими темпами, сопровождающимися ростом репутационного фактора, за счет которого регион в долгосрочной перспективе становится источником высокотехнологичных медицинских услуг для других регионов Российский Федерации. Результатом станет развитие медицинского кластера.

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – количественный рост умеренный, т.к. заложенное в сценарий улучшение качества жилья приводит к росту потребности в коммунальных услугах современного уровня, но одновременно инновационный сценарий предполагает и рост производительности труда в коммунальной сфере и уменьшение потерь. Плюс тенденция к развитию персональных и социальных услуг, способствующая росту данного сектора.

Реальные доходы растут быстрее, чем в инерционном сценарии, благодаря росту производительности труда и росту доли добавленной стоимости в производстве (вследствие опережающего развития услуг и других видов деятельности с низкой капиталоемкостью).

Опережающий рост зарплат по сравнению с ростом ВРП не предусматривается, поскольку болезненная для страны в целом проблема «серых» схем выплаты зарплаты в Югре остро не стоит, доля «других» доходов в 2010 г. составляет всего 4,4% против 26% в среднем по РФ, так что существенных для России резервов роста доли зарплаты в ВРП за счет ее вывода из тени в Югре нет. Напротив, доля зарплатных доходов в реальных доходах в инновационном сценарии снижается, т.к. в 2010 г. эта доля превышала общероссийскую почти в 2 раза – 70,8% против 40,6 %. Но снижение доли зарплаты в общей сумме доходов вовсе не означает сокращения ее абсолютного размера. Наоборот, за счет роста производительности труда к 2030 г. она повысится по сравнению с 2010 г. почти в 2 раза в реальном исчислении.

Помимо роста зарплаты, возрастут незарплатные доходы. За счет диверсификации расширяется простор для развития малого и среднего бизнеса (в сфере услуг он традиционно преобладает), доля занятых в нем возрастает с 11% в 2010 г. до 25 % в 2030 г.; также растет самозанятость (за счет развития новых форм занятости, в том числе дистанционных). Эти процессы отражаются в существенном росте доли предпринимательских доходов в структуре доходов населения – с 6,4% в 2010 г. до 16,1% в 2030 г. Также возрастают и доходы от собственности после преодоления кризисных явлений, снизивших долю этого вида доходов в 2005-2010 гг. в 3,5 раза.

Прочие социальные пособия будут играть меньшую роль, чем сегодня, т.к. в долгосрочном периоде за счет успешной борьбы с бедностью темпы их роста замедлятся.

Инновации наблюдаются во всех отраслях-локомотивах, а не только в нефтяной. От них инновационные стимулы распространяются в смежные отрасли, и их действие становится заметным после 2020 г.

Благодаря активной диверсификации замедление инвестиций в нефтедобычу в долгосрочном периоде компенсируется ростом других направлений инвестирования. Наблюдается опережающее развитие инвестиций в инфраструктуру по сравнению с производственными инвестициями.

Помимо развития и обновления традиционной инфраструктуры (уровень износа снижается быстрее, чем в инерционном сценарии) активно развивается финансовая инфраструктура, а также инфраструктура «экономики знаний», т.е. информационная и коммуникационная инфраструктура.

Несмотря на то, что инерционный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в региональной экономике и характеризуется более высокой вероятностью реализации, чем инновационный сценарий, поскольку ресурсы и уровень организации бизнеса и занятость в инновационных секторах экономики значительно слабее, чем в энергосырьевых, за базовый в Стратегии-2030 принят инновационный социально ориентированный сценарий. Он предполагает более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса, связан с инвестированием в высокотехнологичные проекты и развитие человеческого капитала. Инновационный сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности использования имеющихся ресурсов, что позволяет улучшить социально-экономические параметры развития Югры.

Указана дата переноса документа на новую платформу 1C-bitrix.

Похожие статьи