Монастырь филофей. Афон – монастырь филофей Монастырь филофей старец савва афонский

  • Почтовый адрес, индекс – 63086 Кариес Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 23770 23256
  • Факс - (+30) 23770 23674
  • Телефонный центр - (+30) 23770 23678
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 23770 23206
  • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310 269642
  • Факс -
  • Престольный праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Дата основания – конец 10-го века
  • Иерархическое место – 12/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Ивирон, Пандократор, Филофей, Симона Петра.
  • Общежительный строй монастыря с – 1973 года, Благословение Патриарха Димитрия Α′
  • Игумен – Священно Архимандрит Никодим (2001)
  • Количество монахов – 60 монастырских, 10 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – 6 Келий, Кафисмы.

История и современность

Монастырь Филофей (греч. Μονή Φιλοθέου) - один из православных афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 12-е место. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова.

Монастырь основан в 982 году учеником святого Афанасия Афонского, Филофеем. Он поселился в келье, построенной в 8 веке и своей добродетельной и святой жизнью привлек многих подвижников.

Византийский период

Построенный на живописном горном плато северо-восточной стороны полуострова, впервые монастырь упоминается в указе прота Никифора от 1015 года, подписанном «монахом и игуменом Филофея» Георгием. Из этого следует, что монастырь был основан ранее 1015 года, предположительно Филофеем в конце X века. Народные предания перекликаются с этими историческими выводами, повествуя о Филофее и еще двух аскетах: Арсении и Дионисии, современниках Афанасия Великой Лавры.

Типикон Мономаха в 1045 году подписывает двенадцатым по счету игумен монастыря Богородицы Лукас. Не смотря на то, что на Афоне всегда существовало множество монастырей, посвященных Богородице, скорее всего, речь идет именно о Филофее. В документе прота Никифора от 1017 года несколько раз упоминается монастырь Птерис, как обитель Филофея: «Птерис, то есть Филофея». Монастырь Птерис получил свое название, вероятнее всего, от созвучного названия растения папоротника, произраставшего здесь в большом количестве, и был известен уже с X века. В какой-то момент он объединился с монастырем Филофей и появилась необходимость пояснения, что эти два монастыря представляют собой впредь единое целое. Не смотря на то, что на раннем этапе обитель чаще встречается как Птерис, впоследствии закрепилось название Филофей. На разных этапах истории к монастырю были присоединены и другие обители.

Богатые пожертвования императора Никифора III позволили строительство настоящего монастырского комплекса. В исторических источниках монастырь Филофей упоминается не столь часто, но, тем не менее, имеет долгую и непрерывную историю существования на Святой Горе.

Турецкое влядычество

Восстановление Филофея стало возможным благодаря святому Дионисию Олимпийскому ставшим его игуменом в 1500 году. Несмотря на то, что ему пришлось оставить этот пост, в связи с распространившимся на Святой Горе особножительством, его вклад был поистине бесценен, так как он сумел не только изыскать средства на содержание монастыря, но и привлечь новых монахов из Константинополя. После того как святой Дионисий оставил Афон, он обосновался на горе Олимп, где построил новый монастырь, посвященный Святой Троице. В 1661 году начался новый сложный период в истории обители. Филофей обеднел настолько, что даже был освобожден от уплаты ежегодных взносов, но в следующем столетии ему вновь удалось обрести свою былую значимость. Перепись 1808 года относит к Филофею 60 монахов, из которых 42 жили в его стенах.

Наши дни

Монастырь Филофей построен на высоте 533 м. над уровнем моря, на расстоянии часа ходьбы от его причала. Обитель находится между монастырем Иверон и Милопотамом.

Создание монастырского комплекса датируется тремя строительными периодами, также как и остальных монастырей Святой Горы, XVI веком, XVIII веком и XIX веком, сохраняя архитектурные элементы предыдущих эпох. Окончательно внешний облик монастыря сформировался после пожара 1871 года, когда завершилось строительство четырехугольный окружающей его стены.

Главный храм монастыря, посвящённый Благовещению Богородицы, в cвоем теперешнем виде был достроен в 1746 году, о чём говорится в соответствующей надписи. Он расположен не в центре двора, а рядом с южной стороной стены, возможно, вследствие того, что когда он строился, территория монастыря ограничивалась гораздо меньшей площадью. Этот храм был построен на месте предыдущего храма, который был заложен в середине XVI века и также расписан фресками критской школы. Художники трудились над росписью нового храма на протяжении длительного периода времени, завершив главный храм, они продолжили свою работу в часовне Архангелов, в часовне Иоанна Предтечи, а также в экзонартексе, украсив его сюжетами из Откровения Иоанна Богослова. Здесь же, в главном храме, хранится особо почитаемая икона Богородицы Умиление.

Башня колокольни построена в ту же эпоху, что и главный храм, в 1764 году, о чём говорится в вырезанной на 2 камнях надписи. В стенах монастыря находятся 6 часовен, а за его стенами еще три.

Купель из белого мрамора расположилась справа от входа в храм. Трапезная, встроенная в западное крыло окружающего монастыря стены, напротив входа в главный храм, - это Византийская постройка, датируемая 16 веком, сохраняющая фрески критской школы той эпохи.

Монастырь располагает двумя кельями в Карьесе и 12, находящимися неподалеку от самого монастыря, но в большинстве из них сегодня не проживает ни одного монаха.

В монастыре есть две чудотворные иконы. Первая - икона Пресвятой Богородицы «Сладкое лобзание». Другая чудотворная икона Пресвятой Богородицы - «Милостивая».

Монастырь имеет множество святынь. Из наиболее известных: частица Креста Господня (подаренная сербским царем Стефаном Душаном); нетленная благословляющая десница Иоанна Златоуста (подарок греческого царя Андроника); стопа Пантелеимона целителя (подарок последнего византийского царя Константина Палеолога); нетленное бедро святой великомученицы Марины.

Путеводитель по монастырю

Напротив главного входа в обитель находится особо примечательный источник 1884 года, украшенный колоннами и растительным мотивом. Архитектурное сооружение источника обладает большим количеством схожих свойств с источником, находящимся у входа в монастырь , а также с источником у гостиницы монастыря . Дорожки слева и справа украшены выложенными галькой изображениями креста и якоря, символизирующего надежду. Встав под деревьями, напротив входа, можно полюбоваться великолепным видом на юго-восточное побережье полуострова. Можно разглядеть столицу Афона - город Карьес, а также монастырь . Ближайшее сооружение с большим куполом - это келья монастыря святых Петра и Онуфрия, древний скит Магула. Севернее монастыря располагается старая водяная мельница.

Главный вход в монастырь находится в восточном крыле. Над входом располагается икона Благовещения Богородицы, перед который горит неугасимая лампада. Врата главного входа поддерживают двухэтажное сооружение с куполом, относящимся к часовне Святых 5 Мучеников. Небольшой проход с двумя железными дверями ведёт во внутренний двор. Просторный внутренний двор обязан своим размером ремонтным работам северного крыла, произведенным после пожара 1871 года. Крыло было перенесено севернее, чтобы существовало необходимое безопасное расстояние от главного храма, который на данный момент занимает центральную, главенствующую позицию.

Главный храм обители также довольно просторный. Он был построен в 1746 году иеромонахом Митрофаном, на фундаменте более древнего храма, построенного, вероятно, еще до середины XVI столетия, в виде базилики с фресками . Храм посвящен Благовещению Богородицы.

Фрески внешнего притвора были созданы в 1765 году и изображают сцены из Апокалипсиса и святых. Слева от входа изображаются основатели монастыря: святой Симеон и святой Филофей. Также стоит обратить внимание на изображение Богородицы, сидящей на троне. Левая часть внешнего притвора прячет верхнюю зону фресок под деревянным потолком.

Северная часовня Рождества Честного Иоанна Предтечи обладает великолепным резным позолоченным иконостасом, расписанным иеромонахами Гавриилом и Неофитом в 1776 году.

Южная часовня Собора Архангелов расписана чудесами Архангела Михаила. Здесь стоит обратить внимание на изображение сцены спасения архангелом Михаилом Константинополя от персов, а также на фреску святого Георгия, облаченного в одеяния эпохи.

Расположение часовен внутри монастырских стен характерно также и для других монастырей, так как не является случайным, но отражает линию жизни монаха: от часовни честного Иоанна Предтечи, предводителя монашеского войска, где происходил постриг монаха, к главному храму, где проходила монашеская жизнь, к часовне Собора Архангелов, где происходила заупокойная служба.

Фрески притвора, созданные в 1765 году, также как фрески главного храма, являются работой двух братьев Константина и Афанасия, которые также расписали главный храм монастыря в 1783 году, главный храм скита Благовещения Богородицы монастыря в 1768 году, а также Скит Святой Анны в 1757 году.

Здесь можно увидеть удивительное и редкое изображение святого Христофора с головой собаки, на южной стене, рядом со святым Варваром (бывшим грабителем Рахаем) и святым Моисеем из Эфиопии, который ранее также был грабителем. На северной стене выделяется изображение распятого монаха, сражающегося с демонами и соблазнами.

Мраморные инкрустации в полу главного храма были созданы в 1848 году. Фрески 1752 года служат великолепным примером изменений, которые принёс с собой XVIII век в искусство иконописи: ограничение цветовой палитры, а также богословских отсылок, которые присутствовали в более ранних периодах.

В сцене Рождества Христова Богородица и Иосиф изображаются рядом с Божественным Младенцем, напоминая изображение Святой Семьи, присущие более Западной культуре и искусству.

В проскинитарии у левой восточной колонны находится главная икона монастыря, . Это двусторонняя икона, на обратной стороне которой изображается распятие. Согласно преданию, она была брошена в море, чтобы найти свое спасение во время иконоборчества (726-840). В вертикальном положении, в окружении божественного света, икона пристала к берегу, в районе причала монастыря. В этом месте тут же забил источник пресной воды, омывший икону. Игумену монастыря было видение о прибытии иконы, с особым почетом ее перенесли в монастырь.

Другая особо почитаемая икона - это , также прибывшая чудесным образом в монастырь. Название иконы обуславливается ее положением внутри храма, рядом со стасидиями, где обычно стоят молодые монахи под неусыпным взором старцев.

Иконостас храма происходит из предыдущего кафедрального собора обители. Четыре крупные иконы: Иисус Христос, Богородица, Благовещение и святой Георгий датируются 1777 годом, но в некоторых местах покрыты более поздним слоем изображений.

Особо впечатляют иконы 12 праздников XVI-XVII века, необычайно крупных размеров. Икона Рождества удивительно напоминает соответствующую икону монастыря Ставроникита, Что свидетельствует о продолжении традиции, начатой Феофаном Критским. На южной стене находится икона святого мученика Космы Этолийского.

В колокольне, построенной в 1764 году, как пристройка внешнего притвора, располагается часовня Святой Марины. Также в крылах зданий располагаются часовни Святого Иоанна Златоуста и Святого Николая. За стенами монастыря построены часовни 3 Иерархов и Святого Трифона, пристройка к дому садовника, а также часовня Рождества Богородицы (Панагуда).

Кладбищенский храм Всех Святых, постройка 1809 года, примечателен великолепным позолоченным иконостасом, с изображением сцены под названием Корень Иессеев.

Трапезная расположилась на первом этаже западного крыла, прямо напротив входа в главный храм. Помещение расписано великолепными фресками Критской Школы. Соответствующая надпись повествует о том, что здесь были произведены ремонтные работы в 1540 году на средства правителя Грузии Леонтия и его сына Александра.

Купель располагается между главным храмом и трапезной. Она украшена мраморными колоннами и плитами. На куполе изображаются пророки и сцены, связанные с водой: Крещение, Животворящий Источник, Переход через Красное море.

Библиотека находится на первом этаже относительно недавно построенного северо-западного крыла. Здесь хранятся 370 рукописей. Самая древняя из них датируется VIII веком. Величайшей важностью обладает Евангелие, одно из древнейших, которые хранятся на сегодняшний день на Святой Горе Афон. В нём можно увидеть изображение Евангелиста Марка, как философа.

Частицы Мощей

Достоянием монастыря является Частица Честного и Животворящего Креста Господня, подарок Сербского императора Стефана Дусана (1347), Десница (правая рука) Иоанна Златоуста, сложенная в виде Благословения.

Честные Главы, Преподобного Луки Стириотиса, Дионисия Олимпийского.

Частицы Мощей Святых, Исидора Ремесленника, Космы Этолийского, Харалампия, Параскевы, Целителя Пантелеимона, Марины, останки 40-ка мучеников Севастийских, Димитрия Мироточивого Солунского.

Монастырь Филофей (греч. «Ιερά Μονή Φιλοθέου»), 12-ый в афонской иерархии, посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Располагается в юго-восточной части Святой Горы Афон.

Согласно преданию, Филофей был основан во второй половине Х века сподвижником и учеником преподобного Афанасия Афонского святым монахом Филофеем. В честь которого монастырь и получил своё название.

Впервые название этого монастыря упоминается в меморандуме Прота Никифора от 1015 года. На протяжении многих веков сведения о монастыре не упоминаются ни в одном документе. Филофей начал восстанавливаться в последние века османского владычества в 18 веке, когда греческие правители Валахии и Молдовы пожертвовали в монастырь крупные суммы денег.

Одним из наиболее известных иноков монастыря Филофей был святой Косьма Этолийский , который жил в восемнадцатом веке. Он много путешествовал по оккупированной турками Греции в один из тяжелых периодов ее истории. Филофей постоянно призывал народ не поддаваться чрезмерному влиянию турецкой культуры и стараться сохранить Православие путем строительства храмов и школ. Святой Косьма был достаточно влиятельным человеком, как в церковных, так и в светских делах. В 1779 году он принял мученическую кончину от рук турок. В Карее имеется келия, посвящена святому Косьме Этолийскому, которая принадлежит монастырю Филофей.

Главный соборный храм монастыря посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Согласно надписи в стене у окна правого хора для певчих, храм был построен в 1746 году поверх остатков другого монастыря, который к тому времени был разрушен. Фресковая живопись создавалась постоянно в течение многих лет и была завершена в 1752 году в главном храме, а в 1765 году в литийном притворе и наружном нартексе. Во внутреннем и внешном притворах (νάρθηκας) выделяются фрески от Апокалипсиса и Александра македонского. Кроме того, в 1848 году была завершена мраморная облицовка, а в 1853 году – раскраска и полировка иконостаса. Башня звонницы является постройкой 1764 года.
Вторым соборным храмом монастыря является храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В левом киоте соборного храма находится чудотворная двусторонняя икона Божьей Матери «Гликофилуса» ("Сладкое лобзание (целование)", греч. «Γλυκοφιλούσα»). На одной стороне изображена Богородица, нежно целующая младенца Иисуса, на другой – Распятие. По преданию, это одна из семидесяти икон, написанных евангелистом Лукой. Образ принадлежал супруге патриция Симеона Виктории, которая спасла икону от уничтожения иконоборцами, пустив ее по морю. Игумен Филофея был чудесным образом предупрежден о прибытии образа на Афон. На месте обретения иконы появился святой источник, на который каждый год в понедельник Святой Седмицы совершается крестный ход.
Еще одно чудо произошло во время немецкой оккупации. В монастыре закончились съестные припасы, в том числе пшеница. Было принято решение не принимать паломников, хотя многие монахи говорили, что тогда обитель покинет Божье благословение и благодать. В тот самый момент, когда подошли к концу последние зерна, и хлеба больше не осталось, в Филофей прибыл корабль из Каваллы, с трюмами полными зерна.
Икона «Сладкое лобзание» являет множество чудес, помогая в исцелении болезней, рождении детей, утешая и принося радость.

Святыни : Паломники могут приклониться к частям мощей одного из учеников Иисуса апостола Андрея Первозданного, частицу Животворящего Креста, мощи великомученика Феодора Стратилата, святых Космы и Дамиана, часть щита святого Меркурия и других святых.

Престольный праздник монастыря: 25 марта (7 апреля), в день Благовещения Пресвятой Богородицы.
Другие праздники: 24/1 (11/1) в день Преподобного Феодосия.

Паломничество на Афон Филофеев Монастырь
Чтобы посетить монастырь Филофей Святой Горы, паломнику необходимо получить разрешение, визу на въезд на Афон – так называемый диамонитирион , который нужно предварительно заказывать заранее с помощью нашего сервиса.
«ГЕНИКО » диамонитирион (общее разрешение на 20 монастырей) - дает право оставаться на ночлег в любом монастыре Святой Горы (при наличии свободных мест). Можем оказать содействие в организации размещения в монастыре и забронировать места для ночлега.
Паломники могут добраться до Филофей а)на маршрутке из Кареи(административная столица Афона); б)пешком от м. Каракал 40мин ходьбы, или от м. Ивирон 1час 40мин ходьбы

25 марта (7 апреля) - Благовещение Пресвятой Богородицы - престольный праздник.

Монастырь Филофей расположен в двух с половиной часах ходьбы от Кареи и в получасе от монастыря Каракал. Он стоит на возвышенности в северовосточной части полуострова в окружении садов и огородов.
Обитель была основана в конце X века преподобным Филофеем, современником св. Афанасия Афонского. Но ещё в 323 - 327 годах на этом месте находилась епископская резиденция, построенная Константином Великим. Впервые о монастыре упоминается в меморандуме Прота Никифора в 1015 году.

Среди византийских императоров, делавших пожертвования монастырю известны: Никифор Вотанит, Андроник II и Андроник III, Иоанн V. Сербский государь Стефан Душан также оказывал монастырю всяческую помощь.

В течение первых лет турецкого ига, в начале XVI века, игумен Дионисий расширил монастырь, изменил его статус с особножительного на общежительный и ввёл в качестве богослужебного языка греческий вместо церковнославянского. Это вызвало недовольство братии и ему пришлось покинуть Святую Гору. Он поселился на горе Олимп, где основал монастырь, до сегодняшнего дня называемый его именем. Впоследствии он был причислен к лику святых и теперь известен нам как преподобный Дионисий Олимпийский.

В середине XVII века российский государь Алексей Михайлович дал разрешение филофейским монахам каждые семь лет собирать милостыню на территории России. Молдо-валахский господарь Григорий Гика был также одним из наиболее известных благотворителей монастыря.

Одним из наиболее известных и почитаемых греками святых - инок монастыря Филофей - Косма Этолийский, живший в восемнадцатом веке. Он много путешествовал по оккупированной турками Греции в один из тяжелейших периодов её истории, призывая народ не поддаваться влиянию турецкой культуры и стараться сохранить Православие путём строительства храмов и школ. Известны множества его предсказаний о судьбах Греции и мира. Он принял мученическую смерть в 1779 году от рук турок.

Разрушительный пожар 1871 года оставил невредимым новый собор, построенный в 1746 году на основании старой церкви. К монастырю относятся 9 небольших храмов и часовен и 13 келлий, одна их них находится в Карее и посвящена святому Косме Этолийскому.

Среди святынь, хранимых в монастырской ризнице: десница Иоанна Златоуста, частица Животворящего Креста Господня, мощи святого великомученика Пантелеимона, Дмитрия Солунского, священномученика Харалампия , святой Параскевы и мученика Исидора Хиосского. Здесь также хранятся чудотворные иконы: «Гликофилуса» - Сладкое Лобзание, на которой изображена Богородица, целующая Божественного Младенца. По преданию, эта икона как и «Портаитиса» приплыла на Афон по морю. И ещё одна чудотворная икона принадлежит монастырю - «Герондиса» - «Старица». В настоящее время обитель насчитывает приблизительно 60 монахов.

Слава Богу, я бывал на святой горе уже трижды, и мне очень полюбился монастырь Филофей. Я решил выложить некоторые фотографии, которые были сделаны мною и моими друзьями во время поездки летом 2007 года. Тем, у кого позволяет интернет, рекомендую смотреть картинки в полный размер. Мне кажется, оно того стоит. На превьюшках вообще ничего толком не видно.

1. Напротив входа в монастырь Филофей стоит эта огромная липа. Под ней расположено несколько скамеечек, и до чего же хорошо на них сидеть, спасаясь от дневного зноя! Да и в вечернюю прохладу тоже очень хорошо. Вечером сюда выходит вместе с паломниками монастырский духовник отец Лука, и беседует с ними, отвечает на вопросы.



2. Если сесть на скамеечку под этой липой, то взгляду откроется вот такой вид. Очень располагает к созерцательному настрою. Слева видна церковка ближайшей келии, а справа, вдалеке, монастырь Ставроникита.




3. Если же отойти от липы чуть вправо, то мы найдём источник, где можно попить воды. Такие есть у входа в каждый афонский монастырь и скит, да и по дороге иногда встречаются. Очень актуально для тех, кто ходит пешком, да ещё и летним днём, под палящим солнцем. Красными кирпичами по обе стороны источника выложены древнехристианские символы – «хрисма» (соединённые вместе первые две буквы слова Христос) и буквы альфа и омега, указывающие на Его слова: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр 1:8). Справа склонилась оливка, за ней виднеется монастырский огород, в 2004-м я там собирал фасоль.




4. Если же повернуться к этой оливке спиной и пройти несколько шагов, то мы как раз войдём в монастырские ворота:




5. А войдя, увидим такую картину. Справа братский корпус. На первом этаже библиотека, там же есть небольшой монастырский музей, где представлены средневековые манускрипты, переписанные насельниками Филофейской обители, и прочие древности.




6. Можно посмотреть налево, тут у стен главного храма обители (кафоликона) радует глаз вот такой цветочек:



7. Если же нам вдруг вздумается посмотреть назад, нашему взгляду предстанет следующий вид. Кстати, справа от ворот находится магазинчик, где продаются иконки, аудиокассеты и книжки, а также принимаются записки. Там трудится отец Георгий, - старый монах с большой белой бородой. Всё время дарит посетителям что-нибудь, а также обильно угощает конфетами. Работает лавочка только пару часов в день, уже после ужина, когда есть свободное время.




8. А пройдя чуть дальше, можно разглядеть кафоликон обители во всей его красе. Обратите внимание на лестицу справа, увитую зеленью.



Филофеев монастырь , расположенный на плато на восточной стороне Афонского полуострова, на расстоянии примерно получаса ходьбы от Каракалова монастыря, занимает двенадцатое место в иерархии Святой Горы. Основание его датируется концом X века, по той причине, что уже в документе 1015 года имеется подпись «Георгия монаха» в качестве настоятеля Филофеева монастыря. Исторические источники и традиция сходятся в том, что основателем обители был преподобный Филофей, живший в то же время, что и преподобный Афанасий Афонский. Другими названиями монастыря в старину были «Птеры», «Пресвятой Богородицы» и «Гликофилусы» («Сладкое лобзание»).

Первым благодетелем обители был византийский император Никифор Вотаниат (XI век), хотя, согласно источникам, Филофеев монастырь, как минимум, до XIII века включительно не давал особенно о себе знать. С конца XIII века обитель приобрела новых благодетелей в лице византийских императоров из династии Палеологов, таких как Андроник II и Иоанн V, в то время как в XIV веке значительным благотворителем монастыря был сербский правитель Стефан Душан, который способствовал тому, чтобы в обители обосновались сербские и болгарские иноки. В XIV веке служил настоятелем монастыря и преподобный Феодосий, брат преподобного Дионисия, основателя Дионисиата. Преподобный Феодосий позже, пережив множество испытаний, стал в 1370 году митрополитом Трапезунда.

В начале XVI века игуменом Филофеева монастыря был преподобный Дионисий Олимпийский. Дионисий обратился ко многим правителям с просьбой оказать помощь обители, что внесло свой вклад в её восстановление. Также он способствовал переходу монастыря от идиоритмического уклада жизни к общежительному. Пещеру, в которой подвизался преподобный Дионисий, можно посетить и сегодня, она находится к юго-западу от обители.

Среди святых, которые подвизались в Филофеевом монастыре , особое место занимают преподобный Симеон Босой (1500-1594), одно время бывший игуменом обители, и преподобномученик Дамиан Филофейский (почил в 1568 году), ученик преподобного Дометия Афонского, жившего аскетом недалеко от монастыря.

В Филофеевом монастыре подвизался в XVIII веке и святой равноапостольный Косма Этолийский. Косма Этолийский остался известен в истории как “просветитель греческой нации” во времена турецкого владычества, однако суть его духовного послания миру находится, в полном соответствии со святогорским духом, которым был проникнут Косма, в учениях о Любви, которые можно обобщить одной его фразой: “ Поэтому, братья, если вы обманули христиан, турок, иудеев или франков, — верните полученное неправдой, оно проклято и не может принести никакой пользы” (см. Поучения Космы Этолийского, Слово третье), напоминающей знаменитое изречение апостола Павла:

“Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе” [Послание к Галатам, 3:28], согласно котором)» перед Богом не может быть никакой дискриминации, так как Бог “повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” [Евангелие от Матфея, 5:45].

В XVII веке благодетелями Филофеева монастыря были и русские цари, разрешившие инокам обители раз в семь лет странствовать по России, собирая добровольные пожертвования. Кроме того, в XVIII веке экономическую поддержку монастырю оказывали и правители дунайских княжеств, в частности Григорий II Гика и Константин III Маврокордат. К сожалению, обитель в 1871 году подверглась испытанию пожаром, что существенно осложнило нормальное её развитие. Как и многие другие монастыри, Филофеев монастырь, с течением времени, полным разными невзгодами, снова прибегнул к идиоритмическому устроению. Только лишь в 1973 году обитель смогла вернуться к общежительной системе.

Монастырский кафоликон, посвящённый Благовещению Богородицы (престольный праздник отмечается 25 марта), был построен в 1746 году на фундаменте старого разрушенного собора. Роспись фресками была завершена в 1752 году, в то время как резной деревянный иконостас сохранился от прежнего храма. Особую ценность представляют иконы XVII века критской школы иконописи, посвящённые двунадесятым
праздникам. В кафоликоне пребывает также и чудотворная икона Богородицы “Гликофилусы” (“Сладкое Лобзание”), которая, по Преданию, спаслась от иконоборчества и чудесным образом прибыла на Афонский полуостров , как и икона Божией Матери “Портаитиссы” (“Вратарницы”), находящаяся в Иверском монастыре.

Фиал водосвятия, расположенный между кафоликоном и трапезной, сделан полностью из белого мрамора. Колокольня представляет собой строение 1764 года.

Трапезная находится в западном корпусе обители и, согласно надписи на ней, была реставрирована и расписана фресками в 1540 году, благодаря пожертвованиям монастырю от царей Кахетии Левана и его сына Александра II. Кухня обители находится на её юго-восточной стороне.

Монашеские кельи расположены в западном и южном корпусах монастыря, в западном корпусе находится и архондарик. Филофеев монастырь имеет аптеку, больницу, приют для престарелых и стоматологический кабинет, свечное производство, мастерские по пошиву одежды и обуви, а также мастерскую, занимающуюся восстановлением реликвий.

Монастырю принадлежит 9 пареклисов. Из шести, которые находятся на территории самой обители, часовня святых Архангелов имеет фрески 1752 года, в то’время как часовня святого Иоанна Предтечи (Продрома) была расписана иеромонахами Гавриилом и Неофитом в 1776 году. За пределами монастыря расположены три остальных пареклиса, святого Трифона (или Трёх Святителей), Всех Святых и Рождения Богородицы (или Панагуды, малой Панагии — Богородицы).

К обители относится 12 келлий, некоторые их них заселены, в то время как келлия святого Космы Этолийского является представительством монастыря в Кареях. Филофеев монастырь обладает и одной кафизмой, представляющей собой в сущности вышеназванную впечатляющую пещеру преподобного Дионисия Олимпийского, расположенную к юго-западу от обители.

В ризнице монастыря хранится множество реликвий, таких как церковная утварь, облачения, кресты, священные евангелия, а также мощи святых, среди которых выделяются десница святителя Иоанна Златоуста , и частица Древа Животворящего Креста Господня .

Монастырская библиотека насчитывает более 300 рукописей, 54 из которых написаны на пергаменте. Некоторые рукописи иллюстрированы, в то время как самой редкой из них является Четверное Евангелие, одно из самых древних, сохранившихся на Святой Горе. Особую ценность представляют два пергаментных свитка XIV века с Божественной Литургией святителя Василия Великого.

Недалеко от пристани монастыря находится святой источник (агиазма) Богородицы “Гликофилусы”, согласно преданию — на месте обретения одноимённой иконы, где сейчас беспрестанно струится вода.

Филофеев монастырь насчитывает в настоящее время всего 80 братьев, как проживающих в самом монастыре, так и живущих в его экзартимах.

    Кикладская цивилизация - бабушка античности

    В южной части Эгейского моря располагается архипелаг Кикладских островов. В переводе с Греческого языка «Киклады» значит «лежащие крУгом». В древние времена Киклады были покрыты густыми лесами. Наиболее крупные из них – Наксос, Парос, Андрос и Тенос населяли ионийцы, а Мелос, Феру и Антипарос – дорийцы.

    Кносский дворец.Крит

    Кносский дворец, или правильнее Кнос, самая известная греческая достопримечательность, которой больше четырех тысяч лет. Находится она недалеко от столицы острова Крит Ираклиона. Это кажется невероятным, но легендарный дворец с мифическим существом Минотавром был открыт всего сто лет назад, а до этого момента были лишь только подозрения о существовании на этом месте античного памятника архитектуры.

    Афон – святое пристанище

    Афон является одним из трех мысов полуострова Халкидики на севере полуострова Греции. Он известен как святая гора и в современном греческом языке это слово произносят с особым почтением и уважением. Афон - полуавтономная республика греческой православной церкви. Больше двух тысяч монахов обитают в 20 больших монастырях, в небольших монашеских домах и отдельных пещерах в горах,

    Олимпиада в Древней Греции и в наши дни

    «Citius, Altius, Fortius» - девиз Олимпийских игр, означающий в переводе с латыни «Быстрее, выше, сильнее». Именно этот дух честного соревнования издревле привлекал внимание к спортивным играм, снискавшим любовь людей со всего мира. Борьба в спорте вместо войн – вот в чем преимущество спортивных соревнований. Олимпийские игры зародились в Древней Греции еще в восьмом веке до нашей эры. Конечно, те соревнования по своей форме значительно отличались от современных, но дух спортивного соперничества остался точно таким же.

    Детский лагерь "Sintrivanis"

Похожие статьи