Видовое понятие. Род и вид (родовые и видовые понятия) Родовое и видовое понятие примеры

Математические понятия могут находиться в разных отноше­ниях.

Понятия находятся в отношении рода и вида, если объем одного понятия включает объем другого понятия, но не совпадает с ним.

1)Квадрат и прямоугольник находятся в отношении рода и вида, где прямоугольник - родовое понятие, а квадрат - видовое поня­тие, так как все квадраты являются прямоугольниками, но не все прямоугольники являются квадратами.

2) Отрезок и прямая не находятся в отношении рода и вида, так как отрезок - это часть прямой, а не ее разновидность. Они нахо­дятся в отношении части и целого .

Уже в дошкольном возрасте дети рано начинают понимать ро­довидовые отношения, не называя их явно. Например, выполняя задание: «Назови одним словом» (рис. 4), они подразумевают, что понятия «квадрат», «прямоугольник», «трапеция», «ромб»,

«параллелограмм» являются видовыми по отношению к понятию «четырехугольника.

Если объемы понятий совпадают, то эти понятия тождественны.

Например, понятия «равносторонний треугольник» и «равно­угольный треугольник» тождественны. В школе на уроках русского языка дети изучают понятие «синонимы» - слова, различные по звучанию, но тождественные по смыслу.

Некоторые особенности родовидовых отношений между понятиями

1) Понятия рода и вида относительны. Одно и то же понятие мо­жет быть родовым по отношению к одному понятию и видовым по отношению к другому. Например: понятие «прямоугольник» - ро­довое к понятию «квадрат», но видовое к понятию «четырехуголь­ник».

2) Для данного понятия часто можно указать несколько родовых понятий. Например, для понятия «квадрате родовыми являются по­нятия «прямоугольник», «ромб», «четырехугольник», «многоуголь­ник», «геометрическая фигура».

3) Видовое понятие обладает всеми свойствами родового понятия. Например: квадрат обладает всеми свойствами прямоугольника.

4) Если два понятия находятся в отношении рода и вида, то между их объемами и содержаниями существует взаимосвязь: если объем больше, то содержание меньше, и наоборот. Например, объем понятия «прямоугольник» больше, чем объем понятия «квадрат», так как все объекты второго понятия являются и объектами первого понятия. Содержание понятия «прямоугольник» меньше, чем содер­жание понятия «квадрат», так как квадрат обладает всеми свойства­ми прямоугольника и еще другими свойствами, присущими только ему.

Задание 2

Назовите, какие из перечисленных понятий находятся в отношении рода и вида: круг, ломаная, треугольник, отрезок, многоугольник, радиус, окружность.

Определение понятий

Для распознавания объекта необязательно проверять у него существенные свойства, достаточно лишь некоторых. Этим полются, когда понятию дают определение.

Определение понятия - это логическая операция, которая укрывает содержание понятия либо устанавливает значение терм

Определение понятия позволяет отличать определяемые проекты от других объектов. Так, например, определение понятий «прямоугольный треугольник» позволяет отличить его от др: треугольников.

Существуют различные виды определений. Различают явные и неявные определения (рис. 5).


Явные определения имеют форму равенства двух понятий. С из них называют определяемым , другое - определяющим.

Например: «Прямоугольный треугольник - это треугольна которого есть прямой угол». Здесь определяемое понятие - «примоугольный треугольник», а определяющее - «треугольник, у кого есть прямой угол».

Самый распространенный вид явных определений - это о деление через род и видовое отличие. Приведенное выше определение прямоугольного треугольника относится к таким определяем. Понятие «треугольник», содержащееся в определяющем птиц, является ближайшим родовым понятием по отношению понятию «прямоугольный треугольник», а свойство «иметь пругол» позволяет из всех треугольников выделить один из вид прямоугольный треугольник.

Видовое отличие - существенное свойство, которое отличае видовое понятие от всего рода.

Структура определения через род и видовое отличие изобра; схематично на рисунке 6. По данной схеме можно строить ощления понятий не только в математике, но и в других науках.

Урок русского языка в 5 классе

по УМК С.И. Львовой, В.В.Львова

Л.И. Устюгова, учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ с.Дуван,

РМО учителей русского языка и литературы,

Родовые и видовые понятия

Цель урока:

образовательная

Дать представление о родовых и видовых понятиях и научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»; совершенствовать умение пользоваться различными способами объяснения лексического значения слова; формировать умение использовать родовые понятия для толкования значения слов;

развивающая

Развивать ассоциативное мышление учащихся за счёт расширения словарного запаса;

воспитательная

Привлечь внимание детей к красоте слова, вызвать стремление к выразительности собственной речи.

Оборудование: карточки с заданием, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Слово учителя:

Прозвенел уже звонок.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… (хором – «5»!)

Учитель: Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости, и мы, радушные хозяева, должны принимать и угощать гостей, то есть показывать всё, что знаем и умеем. Улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Обратимся к д/з (упр.116):

Ребята, кто испытал затруднение при выполнении домашней работы?

Какие знания и умения следовало применить, чтобы выполнить это упражнение? (Умение объяснять лексическое значение слова разными способами).

Какими способами можно истолковать лексическое значение слова?

А каким способом вы не воспользовались? (рисунок или фото).

Назовите раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка, - ___________________.

Что такое словарный состав языка? – это его ______________.

В каких специальных книгах объясняется значение слов? - _________________.

Какая фамилия принадлежит лингвисту – автору самого известного толкового словаря русского языка?

Молодцы, ребята.

3. Определение темы и постановка целей урока.

Сегодня мы продолжаем работу по Лексикологии. Запишите в тетрадях число и оставьте строчку для записи темы урока, её вы позже сами сформулируете и запишете.

А теперь обратимся к Презентации “Тематические группы слов”. На первом слайде внимательно прочитайте задание. (Слайд № 2)

Итак, запишите через запятую слова, увиденные на слайде (Слайды № 3 - 5). Поставив тире, назовите их одним словом (учитель показывает указкой слова, учащиеся называют и записывают).

Работа в парах: сверьте записанные слова с эталоном. (Слайд № 6).

Как можно назвать одним словом каждую группу слов? (проверка – слайд № 7)

Прочитайте параграф 12 в учебнике на стр.53-54 и, обсудив в группах, сформулируйте тему урока (“Родовые и видовые понятия”). Запишите тему урока.

(Слайд № 8)

А каковы задачи нашего урока? Что мы должны будем узнать на уроке и чему научиться? (ответы учащихся). (Слайд № 9)

Вернитесь к своим записям и, обсудив в группах, определите, что является родовым понятием, а что видовым. (Слайд № 10)

Проверим, что у вас получилось. (Слайд № 11)

4. Первичное закрепление.

Итак, что обозначают родовые понятия? (обобщённые, широкие понятия)

Что обозначают видовые понятия? (частные конкретные понятия)

Какое понятие помогает объяснить лексическое значение слова? (родовое).

Например, что такое сосна? (это хвойное дерево) (Слайд № 12)

Прослушайте стихотворение Александра Шибаева “Кто кем становится”, заполняя паузы. Выпишите слова одной тематической группы (к а к о й?), выделите в этих словах суффиксы. Работа в группах. (Слайд № 13)

Кто кем становится?

Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая …

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал …

Бык, могучий великан,

В детстве был … .

Толстый увалень баран –

Маленьким …

Этот важный кот Пушок –

Маленьким … ,

А отважный петушок –

Кро-о-охотным … .

А из маленьких гусят

Вырастают … -

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

Александр Шибаев

Учитель:

Заслушиваем ребят, у которых записано 7 слов и указано родовое понятие.

Сверьтесь с образцом ответа (слайд № 14).

Что обозначают суффиксы –ОК, - ЁНОК? (уменьшительно-ласкательные)

5. Динамическая пауза:

Учитель:

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью).

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова! (Вращение головой).

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (садятся).

6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Упр.118 (разобрать 1 предложение, остальные – на доске по 1 предложению 1 человек, называя родовое и видовое понятия).

А сейчас попробуйте самостоятельно подобрать видовые и родовые понятия к словам, расположенным у вас на карточках.

Работа по карточкам.

1) Подберите родовое понятие к данным словам: автобус, троллейбус, метро, такси -______________________

2) К данному родовому понятию подберите 3 видовых:

Ягоды: ______________________________________________________

3) Подберите родовое понятие к данным словам:

люстра, ночник, прожектор, торшер______________________________

4) К данному родовому понятию подберите 3 видовых:

Школьные уроки:_____________________________________________

5) К данному родовому понятию подберите 3 видовых..

Садовые цветы:_________________________________________________

7. Домашнее задание. (Слайд № 15)

Повторить правила по разделу «Лексикология».

На выбор:

1) упр.119: распределить слова по тематическим группам;

2) упр. 121. (задание №2).

8. Рефлексия.

Что нового мы узнали на уроке?

Чему мы научились?

Как бы вы продолжили такие фразы:

«Я узнал новое….»

«Урок заставил задуматься над…»

«Я могу….»

Ещё раз скажите: как отличить видовое и родовое понятие? (Слайд № 16)

Оценивание.

9. Игра «Буриме»

Ребята, а какому поэту посвящается эта Неделя в школе? (М.Ю.Лермонтову)

Почему? (Ему исполняется 200 лет со дня рождения)

Чем он знаменит? (Поэт, написал «Бородино»)

Сейчас мы с вами попробуем поиграть в игру «Буриме».

Это игра на заданные рифмы. Ею увлекались поэты 17-19 века. Попробуйте и вы свои силы. Напишите стихотворение по заданным рифмам.

Ветер,

Листопад.

Светит,

Стоят.

Снежок,

Осень.

Дружок,

Просим.

2. Сравните четверостишие, написанное вами, с первыми опытами ваших сверстников.

Не гуди ты, сильный ветер, Берёзоньку качает ветер,

Не крутись ты, листопад. Пронёсся с шумом листопад,

Фонари, как звёзды светят, Уныло солнце с неба светит,

Липы голые стоят. И дни прохладные стоят.

(Миша Чибисов) (Вова Рябоконь)

На этом наш урок закончен. Дома вы можете продолжить работу над составлением буриме.

В обучении дошкольников основное место занимает развитие речи, коммуникации. Эта деятельность тесно связана с формированием личности ребёнка и способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Один из основных элементов в системе образовательной деятельности по развитию речи – формирование словарного запаса дошкольников.

Важной частью словарной работы является усвоение родовых понятий, т.е. понятий, обозначающих группу предметов, объединённых общими признаками (например, овощи, мебель, животные).

В норме эти понятия начинают усваиваться с 3,4 – 4 лет. Для этого необходим не только богатый словарный запас и понимание семантических взаимосвязей между лексическими единицами языка, но и хорошо развитое мышление, процессы классификации и обобщения.

Наиболее сложно родовые понятия усваивают дети с общим недоразвитием речи. Специалисты выделяют ряд специфических трудностей и ошибок в этом процессе. Они связаны как с бедностью словарного запаса, так и с особенностями формирования семантических языковых связей у дошкольников с ОНР.

Один из самых эффективных методов словарной работы – дидактическая игра.

Рассмотрим, как разные виды дидактических игр способствуют формированию родовых понятий у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение комбинированного вида №2360 Г.Москвы

«Дидактические игры на усвоение родовых понятий у детей дошкольного возраста»

подготовила

учитель-логопед

Андреева Мария Владимировна

г. Москва

2012

В обучении дошкольников основное место занимает развитие речи, коммуникации. Эта деятельность тесно связана с формированием личности ребёнка и способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Один из основных элементов в системе образовательной деятельности по развитию речи – формирование словарного запаса дошкольников.

Важной частью словарной работы является усвоение родовых понятий, т.е. понятий, обозначающих группу предметов, объединённых общими признаками (например, овощи, мебель, животные).

В норме эти понятия начинают усваиваться с 3,4 – 4 лет. Для этого необходим не только богатый словарный запас и понимание семантических взаимосвязей между лексическими единицами языка, но и хорошо развитое мышление, процессы классификации и обобщения.

Наиболее сложно родовые понятия усваивают дети с общим недоразвитием речи. Специалисты выделяют ряд специфических трудностей и ошибок в этом процессе. Они связаны как с бедностью словарного запаса, так и с особенностями формирования семантических языковых связей у дошкольников с ОНР.

Один из самых эффективных методов словарной работы – дидактическая игра.

Рассмотрим, как разные виды дидактических игр способствуют формированию родовых понятий у детей.

В дошкольной педагогике все дидактические игры традиционно делят на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Вид дидактической игры

Цели и содержание дидактической игры

Роль в формировании родовых понятий

Игра с предметами

Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов, знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Подготовительный этап, эмпирический, накопление знаний и представлений об окружающем мире

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Создание основы для формирования процессов классификации и обобщения.

По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Начало формирования классификации и обобщение, появление родовых понятий, усвоение родовых понятий на основе наглядного материала (предметов)

Настольно-печатные игры (разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и пр.)

Нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется обобщение, установление связи между предметами. Запоминание состава, количества и расположения картинок. Эти игры направлены на развитие памяти, внимания, мышления и воображения.

Формирование родовых понятий на основе наглядного материала (изображения предметов).

Словесные игры (построены на словах и действиях играющих)

Дети решают разнообразные мыслительные задачи:

  • описывают предметы и явления, выделяя характерные, существенные их признаки, а также отгадывают по описанию ("Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет")
  • находят признаки сходства и различия, сравнивают и сопоставляют предметы и явления; находят алогизмы в суждениях ("Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?")
  • группируют предметы по различным свойствам, признакам, обобщают их и классифицируют ("Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом")
  • развитие сообразительности, быстроты мышления, чувства юмора ("Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает")

Формирования родовых понятий без наглядной опоры, на основе вербального материала.

Дидактические игры на усвоение родовых понятий.

Дидактические игры с предметами.

«Дом куклы Даши»

Цели:

Знакомить детей с родовыми понятиями «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Посуда», «Электроприборы», «Мебель»; закреплять знания детей по этим родовым понятиям, учить употреблять их в собственной речи, учить детей дифференцировать данные родовые понятия.

Оборудование:

Кукольный дом с наполнением.

Педагог предлагает детям различные сюжеты, которые требуют называния предметов обстановки кукольного дома и объединение их по родовым признакам.

Например, Даше нужно навести порядок в доме. Достаньте мебель, протрите её тряпочкой. А посуду уберите в коробку. И т.д.

«Сбор урожая»

Цели:

Знакомить детей с родовыми понятиями «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы»; закреплять знания детей по этим родовым понятиям, учить употреблять их в собственной речи, учить детей дифференцировать данные родовые понятия.

Оборудование:

Две корзины, столик.

Данная игра может носить соревновательный характер – дети делятся на команды. Но на начальных этапах обучения предпочтительнее не торопить детей, дать им время разобраться в правилах, подумать над правильным ответом.

На столике раскладываются муляжи овощей и фруктов (фруктов и ягод; грибов и ягод), даётся задание разложить все предметы по корзинкам – в одну фрукты, в другую - овощи.

«Чудо – дерево»

Цели:

Закреплять знания детей о различных родовых понятиях («Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Продукты»), учить детей дифференцировать родовые понятия.

Оборудование:

Игрушка – «Чудо-дерево», муляжи овощей, фруктов, ягод, продуктов.

На чудо-дерево педагог вешает муляжи двух и более групп предметов, объединённых родовыми понятиями. Произнося «волшебные» слова: «Вереницей мы пойдём, в сад волшёбный попадём, что с него мы соберём?», взявшись за руки, дети подходят и снимают с дерева любой предмет, называя его, относя к определённой группе родовых понятий. Второй вариант: педагог просит собрать предметы, относящиеся к одному родовому понятию. Возможна командная игра.

«Оденем куклу по сезону»

Цели:

Знакомить детей с родовыми понятиями «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Времена года»; закреплять знания детей по этим родовым понятиям, учить употреблять их в собственной речи, учить детей дифференцировать данные родовые понятия.

Оборудование:

Куклы, кукольные принадлежности (одежда, обувь, головные уборы).

Педагог предлагает детям выбрать и назвать одежду (обувь, головной убор) для куклы в соответствии с выбранным временем года. Игра может носить соревновательный характер.

«Соберём Незнайку в школу»

Цели:

Учить детей различать родовые понятия «Школьные принадлежности», «Игрушки»»; учить употреблять их в собственной речи, обосновывать свой выбор.

Оборудование:

Кукла Незнайка, школьный портфель, школьные принадлежности, игрушки.

Педагог показывает детям портфель, собранный Незнайкой для школы, и просит проверить, всё ли он сделал правильно – не взял ли лишние, ненужные в школе предметы, не забыл ли школьные принадлежности. Дети помогают Незнайке, объясняя свой выбор.

Настольно печатные дидактические игры.

«Идём в магазин»

Цели:

Закреплять знания детей о различных родовых понятиях («Мебель», «Посуда», «Музыкальные инструменты», «Продукты», «Одежда, обувь, головные уборы», «Игрушки», «Фрукты и овощи»).

Оборудование:

Игра – лото «Магазин» (большие карточки с изображением магазинов и маленькие – с различными предметами)

Дети подбирают «товары» к «магазину», относя предметы к тому или иному родовому понятию.

“Назови одним словом”

Цели:

Учить детей выделять существенные признаки родовых понятий, закреплять их названия.

Оборудование:

Картинки с изображением предметов, соответствующих родовым понятиям.

Необходимо назвать одним словом серию картинок. Подобрать ещё 2-3 подходящие картинки (или назвать слова).

«Таблицы»

Цели:

Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении предметов, закреплять знания детей о родовых понятиях.

Оборудование:

Таблицы, разделенные на 9 клеток (наполнение зависит от задач занятия)

Дети рассматривают таблицу и отвечают на вопросы педагога.

Например:

Таблица№1

Вопросы к таблице №1:

  1. Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
  2. Сколько всего птиц на таблице? (Четыре.) Назовите их.

(Воробей, голубь, дятел, снегирь.)

  1. Кого больше, зверей или насекомых? (Больше насекомых, а не зверей.)
  2. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован на таблице? (На три.)
  3. Посмотрите на рисунки в третьем столбике. (Не путать столбик с рядом!)

Что общего у всех, кто там нарисован? (Все летают.)

  1. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего? (В каждом столбике изображены птица, зверь, насекомое)

Таблица№2

Словесные дидактические игры.

«Да или нет»

Цели: учить детей на слух определять принадлежность предмета к определённой группе родовых понятий, развитие внимания и памяти.

Оборудование:

Нет

Педагог предлагает детям говорить «да», когда они услышат названия одной группы предметов (например, одежды, животных, цветов и т.д.), и говорить «нет», если слово не относится к данной группе.

«Загадай-ка»

Цели:

Учить детей выделять существенные признаки родового понятия.

Оборудование:

Нет

Первый вариант – педагог загадывает родовое понятие и сообщает его существенные признаки, дети отгадывают. Второй вариант – дети сами загадывают родовое понятие.

«Назови три предмета»

Цели:

Закреплять знания детей о родовых понятиях, развивать речеслуховую память.

Оборудование:

Мяч

Первый вариант – подобрать родовое понятие к трём предметам. Второй вариант – назвать три предмета, подходящих к определённому родовому понятию.

«Внимательные ушки»

Цели:

Учить детей дифференцировать родовые понятия, развивать речеслуховое внимание и память.

Оборудование:

Нет

Для объяснения правил используется рифмовка:

«Если слышишь …(фрукты) – прыгай!

Ну а …(ягоды) – сиди, никуда не уходи!»

Действия могут варьироваться по желанию педагога. В подготовительной группе возможна дифференциация 3 понятий.

«Повторяйка»

Цели:

Закреплять знания детей о родовых понятиях, развивать речеслуховое внимание и память.

Оборудование:

Мяч

Педагог называет детям несколько слов, они повторяют слова, относящиеся к одному родовому понятию. Используется рифмовка:

«Повторяй-ка за мной, не зевай!

Только …(овощи, транспорт и.т.д.) ты выбирай!»

Список использованной литературы:

1. Артемова Л.В. « Окружающий мир в дидактических играх».

«Просвещение», Москва, 1992.

2.Богуславская З.М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»,Москва Просвещение, 1991

3. Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми».

«Владос», Москва, 1994.

4.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду».

«Мозаика – Синтез», 2007.

Список источников иллюстраций:

1.Клипы и рисунки из коллекции Microsoft Office Word 2007

Называется родом, а тот, что содержится,- видом. Родовидовое частично упорядочивает классификац. системы. Класс, который содержит все др. классы этой системы, называется высшим родом (sumrnum ) , или макс. классом родо-видового порядка. Класс, который содержится во всех классах, лежащих на одном пути к высшему роду, наз. низшим видом (infima ) , или миним. классом родовидового порядка. И и вид, как правило, определяются признаками - соответственно родовыми и видовыми, причём каждая видовая характеристика объекта классификации влечёт его родовую характеристику, но не наоборот. В отношении В. и р. выделяются два аспекта - понятийный (интенсиональный) и объёмный (экстенсиональный) . Классифицируя, можно обращать или на связи понятий (признаков) , или на связи объёмов (родо-видовые отношения) этих понятий, но при этом действует обратного отношения - чем шире объём понятия, тем уже, беднее его .

Ч е л п а н о в Г. И., Учебник логики, М., 1946 ; В о й ш в и л л о Е. К., Понятие, М., 1967.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


Смотреть что такое "ВИД И РОД" в других словарях:

    Вид и род - категории, выражающие в теории познания (точнее в ее разделе систематике науке, помогающей оперировать большими объемами информации) отношения между классами (объемами понятий). Вид и род абстракции, имеющие большее отношение к живой природе, чем … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    ВИД И РОД - – классификационные единицы в систематике. В. – разряд предметов, явлений и т. п. с одинаковыми признаками. В. входит в состав более общего разряда – Р. – наряду с др. В. Понятия В. и Р. используются в классификации конфликтов. Напр.: В. –… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Микококки кокковые формы микроорганизмов, родственпые актиномицетам; занимают промежуточное положение между микобактериями и микрококками, отличаются от микобактерии отсутствием палочковидной стадии развития, а от микрококков… … Биологическая энциклопедия

    Небольшой род цистодерма имеет около 15 видов. Очень близок к нему род лепиота, отличаясь только тем, что у цистодермы в зрелом состоянии ножки и шляпки плодовых тел покрыты особым кроющим слоем, состоящим из вздутых клеток, часто… … Биологическая энциклопедия

    - (Genus) вторая главная категория, следующая за категорией вид (см.). Род обнимает сумму видов наиболее близких между собой, и в наиболее употребительной двойной номенклатуре каждое растение и животное означается названиями родовым и видовым; так … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    РОД - группа существ или объектов, обладающих общими свойствами. Род обозначает биологическую группу, большую, чем вид. Так, род собаки (полат. сиз) включает различные виды: волк, лиса и собственно собака. Для Аристотеля понятие рода не основано на… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    РОД - группа существ или объектов, обладающих общими свойствами. Род обозначает биологическую группу, большую, чем вид. Так, род собаки (по лат. canis) включает различные виды: волк, лиса и собственно собака. Для Аристотеля понятие рода не основано на… … Философский словарь

    ВИД - 1. В биологии – раздел классификации, идущий непосредственно перед родом (1). Это самая меньшая категория, которая часто используется и обычно идентифицируется на основаниях общности или взаимного сходства организмов. Когда это, возможно,… … Толковый словарь по психологии

    Латинское название Equisetum впервые употребил для одного хвоща древнеримский естествоиспытатель Плиний Старший, имея в виду, очевидно, сходство ветвистых побегов хвоща с хвостом лошади (от лат. equius лошадь и saeta, seta щетина, жесткие … Биологическая энциклопедия

Книги

  • Определители по фауне СССР , Г.У. Линдберг. Книга является продолжением определителя, вышедшего в 1959 г. Во второй части рассмотрены представители 17 отрядов класса Teleostomi. эти отряды представленыв Японском море 59 семействами.…

Понятие рода и вида.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие рода и вида.
Рубрика (тематическая категория) Логика
Операции обобщения и ограничения тесно связаны с важными для логики понятиями рода и вида . Понятие А является родом по отношению к понятию В, в случае если А должна быть получено в результате обобщения В. Понятие В является видом понятия А, в случае если В должна быть получено в результате ограничения А.

Совершать операции обобщения и ограничения понятий можно только с теми понятиями, которые связаны родо-видовыми отношениями.

Нельзя совершать данные операции с понятиями, которые представляют между собой связь части и целого.

К примеру: факультет – университет; звезда – созвездие и т.д.

2.6. Упражнения

1. Укажите, какие группы слов выражают понятия, а какие – нет.

Студент, светает, человек смеется; человек, который смеется, действие или бездействие; деяние есть действие или бездействие.

2. Определите, какие операции произведены с понятиями и правильно ли они произведены:

парламентская республика → республика → форма правления;

общество → классовое общество → интеллигенция;

юридический факультет – факультет → университет;

море → Балтийское море → Финский залив;

Полярная звезда → созвездие Малой Медведицы → созвездие.

3. Обобщите и ограничьте понятия:

кража, ВУЗ, планет, школа, Уголовный кодекс, воспитание, судья.

4. Укажите ближайший род для следующих понятий:

автократия, клевета͵ студент, преступление, коллектив, понятие.

5. Укажите ближайший вид для следующих понятий:

деяние, коллектив, преступление, дивизия, коллектив МГУ, демократия.

3.Виды понятий

Все понятия можно разделить по следующим признакам:

I. По характеру признаков.

II. По числу элементов объёма понятий.

III. По характеру элементов объёма.

3.1.По характеру признаков.

а) Положительные и отрицательные.

Положительным принято называть понятие, в основном содержании которого встречаются только положительные признаки.

Отрицательным принято называть понятие, в основном содержании которого встречается хотя бы один отрицательный признак.

Понятие "преступление" является положительным, так как в его содержание входят только положительные признаки: "предусмотренность уголовным законом", "быть деянием" и "быть общественно "опасным"; понятие "человек" – положительное, так как признаки: "обладать разумом, речью, способностью к орудийной, целœесообразной деятельности" - ϶ᴛᴏ положительные признаки.

Понятие "автократия" – отрицательное, так как будучи разновидностью монархии, при этой форме правления отсутствуют подлинно представительные учреждения, ᴛ.ᴇ. наличествует отрицательный признак.

б) Относительные и абсолютные.

Абсолютным принято называть понятие, в основном содержании которого встречаются только признаки – свойства. К примеру, квадрат - ϶ᴛᴏ прямоугольный равносторонний четырехугольник.

Относительным принято называть понятие, в основном содержании которого встречается хотя бы один признак – отношение.

К примеру: должник – кредитор, истец – ответчик, мать – ребенок и т.п.

3.2. По числу элементов объёма.

а) пустые

б) единичные

Пустым принято называть понятие, объём которого представляет собой пустое множество, ᴛ.ᴇ. не содержит в себе ни одного предмета.

Это – вечный двигатель, круглый квадрат, русалка и др.

Единичным принято называть понятие, в объём которого входит ровно один элемент. Это – "Луна", "первый космонавт", "нынешний президент России".

Общим принято называть понятие, в объём которого входит более одного элемента. Это – "спутник Земли", "президент", "космонавт" и т.д.

3.3. По характеру элементов объёма

а) Собирательные и разделительные.

Собирательным принято называть понятие, элементы объёма которого сами составляют множества однородных объектов.

К примеру, понятие "толпа" является собирательным, поскольку элементами объёма являются отдельные толпы, которые, в свою очередь, состоят из однородных предметов – людей.

Понятие "библиотека" – собирательное, поскольку элементы объёма этого понятия состоят из однородных предметов – книᴦ.

Разделительным принято называть понятие, элементы объёма которых не представляют из себямножеств однородных объектов.

К примеру, человек, студент, стул, логика, преступление и т.п.

б) Абстрактные и конкретные.

Абстрактными называются понятия, элементами объёма которых являются свойства или отношения.

Примеры: "Справедливость", "белизна", "преступность", "отцовство" – всœе это абстрактные понятия.

Конкретными называются понятия, элементами объёма которых являются сами предметы.

Примеры: "Стул", "стол", "тень", "преступление", "музыка" – всœе это конкретные понятия.

Понятие рода и вида. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие рода и вида." 2017, 2018.

Похожие статьи