Кому принадлежит земля общего пользования в снт. Налог на землю в СНТ: правила расчёта за земли общего пользования и возможные льготы Как рассчитать земельный налог снт

Консультация юриста

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Садовое некоммерческое товарищество (СНТ) - это специальное некоммерческое объединение, которое может создаваться гражданами РФ на добровольных началах для того, чтобы члены этой организации могли вместе решать определенные хозяйственные задачи в садоводстве. Следует понимать, что фактически любое СНТ является юридическим лицом, которое обязано платить налоги на общих основаниях, а для уплаты этих налогов обычно используются членские взносы участников СНТ. Но какие налоги платит СНТ в 2018 году? Любое садовое некоммерческое товарищество обязано платить 4 видов налогов:

  • Платит ли СНТ налог на имущество? Да, СНТ обязано уплачивать налог на все имущество, которым оно владеет. Следует понимать, что налог на имущество является региональным налогом, поэтому его размер устанавливается региональным законодательством. Также следует помнить, что налог не может быть выше 2,2%.
  • Земельный налог. Каждый владелец земельного участка также обязан платить налог на землю. Этот налог также является региональным. В среднем его размер составляет 0,1 - 0,5%, а налоговой базой в таком случае является кадастровая стоимость участка. В некоторых регионах налог может состоять из двух частей - какие-то объекты облагаются одним налогом, а другие объекты - другим налогом.
  • Налог на земли общего пользования в СНТ. Этот налог фактически является разновидностью земельного налога. Объектом налогообложения является земля, которая находится в коллективной собственности и не используется для садоводства (это могут быть дороги, парки, детские площадки и так далее). Правила тут все те же - налог является региональным, средний размер налога составляет 0,1 - 0,5% и так далее. Следует помнить, что в 2019 году вступит в силу закон, согласно которому коллективную собственность можно будет переводить в долевую. После перевода общей земли в личную собственность необходимо будет платить налог на эту землю на общих основаниях
  • НДФЛ. Если СНТ заключается с кем-либо трудовой договор, то после получения денег такой человек обязан заплатить НДФЛ на общих основаниях.
  • В некоторых случаях также придется заплатить водный налог. Впрочем, в большинстве случаев СНТ не платят налог на воду, поскольку использование воды для полива огородов и садовых участков не облагается налогом.

Подача деклараций

Теперь вы знаете о том, какие налоги должно платить СНТ в РФ и как устроено налогообложение СНТ. Узнаем, как СНТ должны подавать налоговые декларации:

  • СНТ в конце каждого налогового периода заполняет налоговую декларацию на общих основаниях. После этого декларации передается в ФНС России по месту регистрации. Если декларация не содержит ошибок, то ФНС подписывает ее и ставит печать. После этого председателю СНТ приходит оповещение о том, что Федеральная налоговая служба приняла декларацию. После этого нужно заплатить все налоги согласно данным, которые указаны в декларации.
  • Если в течение налогового периода у СНТ не возникает обязательств по уплате некоторых налогов, то СНТ должна отразить этот факт в налоговой декларации. Если этого не сделать, то СНТ может быть оштрафована.
  • Для покрытия налогов обычно используются целевые и членские взносы, которые делают участники СНТ.

stroitelstvo-pravo.ru

ФНС России разъяснила особенности налогообложения земель общего пользования СНТ | ФНС

77 город Москва

Дата публикации: 28.06.2018 10:00

В разгар дачного сезона ФНС России обобщила вопросы граждан о налогообложении земель общего пользования садоводческих некоммерческих товариществ. Таковыми являются земли под дорогами, спортплощадками, объектами электро-, газо-, водоснабжения, общей инфраструктуры и т. п.

Земельный налог уплачивают лица, которые владеют участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ). Плательщики налога определяются в зависимости от вида прав на земельные участки СНТ, которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ.

Так, члены СНТ должны оплачивать земельный налог за участки, приобретенные в совместную собственность за счет целевых взносов СНТ. Налоговая база определяется для каждого из владельцев в равных долях (ст. 392 НК РФ). СНТ как юридическое лицо оплачивает налог за участки, приобретенные за счет средств специального фонда СНТ, либо за участки, предоставленные (приобретенные) им в собственность, в том числе согласно статье 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ в редакции до 01.03.2015.

Для земель общего пользования СНТ, права на которые удостоверены документами, выданными до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, плательщиками налога являются лица, указанные в этих документах. При этом если по данным Росреестра участки общего пользования были предоставлены в коллективно-совместную собственность СНТ без распределения между его членами, а свидетельство о праве коллективно-совместной собственности на них выдано СНТ как юридическому лицу по форме, предусмотренной ранее действовавшем постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 № 177, то налогоплательщиком является СНТ как юридическое лицо.

С 01.01.2019 вступает в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ. Согласно ему, земельный участок общего пользования, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства, может предоставляться в долевую собственность владельцам садовых участков. В этом случае земельный налог будут уплачивать физлица, участвующие в долевой собственности.

www.nalog.ru

Как узнать размер земельного налога на земли общего пользования | sotki.ru

Земельный налог оплачивают не только садоводы за свои личные земельные участки, но и садоводческие и дачные товарищества за земли общего пользования.

Земельный налог, который подлежит уплате садоводческим некоммерческим товариществом, включается в состав членских взносов. В связи с тем, что членские взносы состоят из текущих платежей, которые могут быть направлены на разнообразные нужды товарищества, размер земельного налога многие садоводы просто не знают.

Как узнать размер земельного налога на земли общего пользования?

Самое простое – это обратиться к председателю, ведь именно председатель СНТ или бухгалтер товарищества, ежегодно собирают с садоводов деньги на уплату земельного налога и перечисляют эти денежные средства по назначению.

Для получения необходимой информации от председателя садоводческого некоммерческого товарищества, надо обратиться к нему с заявлением. Но можно рассчитать земельный налог и самостоятельно.

Для расчета земельного налога нужно выяснить его кадастровую стоимость. Эту информацию можно узнать на официальном сайте Росреестра в публичной кадастровой карте.

Размер земельного налога устанавливается органами местного самоуправления каждого поселения Московской области и других регионов России, так как в соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам.

Ознакомиться с решением об установлении земельного налога можно на сайте местной администрации.

Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам имеется также на сайте Федеральной налоговой службы, где можно узнать реквизиты решения об установлении земельного налога, срок уплаты налога, размер налога, а также установленные льготы по налогу.

Земельный налог рассчитывается следующим образом: кадастровую стоимость земельного участка надо умножить на ставку налога, утвержденную органом местного самоуправления, и разделить на 100.

Таким образом, узнать на каком основании взимается земельный налог, в каком размере, и рассчитать сумму, подлежащую уплате, можно не выходя из дома.

sotki.ru

Какие сроки оплы налога по земле снт

Местные муниципалитеты уполномочены назначать размер налоговых ставок в рамках, продиктованных гл. №31 НК РФ, регламентировать порядок и срок уплаты (для учреждений), а также вводить льготы и освобождать отдельные категории граждан от уплаты налога. Ранее величина налога на землю просчитывалась, опираясь на балансовую стоимость участка, которая была довольно низкой. Сумма, ставшая итогом этого подсчета, не являлась обременительной для плательщиков. В шестнадцатом году второго тысячелетия все кардинально изменилось. Теперь земельный налог (далее как ЗН) будет начисляться с учетом кадастровой стоимости, приравненной к рыночной, что предвещает увеличение суммы в несколько раз.

Земельный налог 2017: сроки уплаты и налоговый период

Каждый период отчетности в этом виде налогообложения приравнивается к одному календарному году. В бумажном варианте отчетный документ представляется в инспекцию плательщиком лично, его представителями или отправляется по почте заказным письмом (не забыв про опись вложения). Электронные документы – с помощью электронной почты.

В заключение стоит напомнить землевладельцам о том, что размер данного платежа практически не зависит от результатов деятельности и получения прибыли, на него влияет кадастровая стоимость и площадь объекта. Границы участков определяет межевание и каждый владелец должен точно знать и соблюдать «свои рубежи», чтобы избежать лишних споров с соседями и не платить лишних налогов. Надо ли платить земельный налог собственникам квартир в многоквартирном доме узнайте из видео.

Земельный налог: изменения расчета в 2017-2018 году

С этого момента они являются собственниками, а потому обязаны уплачивать земельный налог в бюджет государства. Налогооблагаемой базой признается кадастровая стоимость участка на 1 января года, за который производится расчет. Для некоторых категорий граждан применяется система льготных вычетов, уменьшающих налогооблагаемую базу.

Важно

Процентная ставка при этом составляет не более 0,3%, а налог рассчитывается как произведение процентной ставки на кадастровую стоимость участка. Налог на имущество юридических лиц Объектами налогообложения признаются какие-либо объекты недвижимости (кроме земельных участков и объектов природопользования), которые находятся на балансе СНТ. Налог рассчитывается исходя из остаточной стоимости объекта налогообложения.

Читайте также статью: → «Налог на имущество организаций. Формула расчета, ставка, основные аспекты».

Налоги на земли общего пользования в садовом некоммерческом товариществе (снт)

Инфо

Земельный налог: сроки уплаты для юридических лиц Организации должны самостоятельно рассчитать налог по истечении календарного года (налогового периода). Далее они должны заплатить налог в сроки, установленные местными властями. Причем такой срок не может быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим.

Это следует из пункта 1 статьи 397 и пункта 3 статьи 398. Например, по итогам 2016 года срок уплаты не может быть установлен ранее 01.02.2017. С учетом этого правила муниципальные образования определяют сроки уплаты земельного налога на своих территориях. Например, в Москве организации должны уплатить земельный налог за 2016 год не позднее 01.02.2017. В Санкт-Петербурге налог за 2016 год должен быть уплачен юридическим лицом не позднее 10.02.2017. Кроме того, местные власти (власти Санкт-Петербурга, Севастополя, Москвы) вправе определять периодичность уплаты аванса по налогу. Внимание

Для этого нужно засвидетельствовать свои права предъявлением в налоговые органы необходимых документов. Перечень освобожденных от земельного налога организаций федеральными властями указан в ст.№395 НК РФ. Остальные льготы утверждаются и распределяются органами местного муниципалитета.

Решения властей доводятся до населения путем публикаций в газетах и на стендах администрации. Сроки и порядок уплаты налога в 2018 году Оплачивать ЗН надлежит в регионе расположения объекта. Плательщики налога на землю - это физ. лица и объединения, ставшие собственниками или бессрочными владельцами участков земли. Сроки уплаты назначаются муниципалитетами и, как правило, различны для физ. лиц и юридических. Физические лица и ИП, причисленные к таковым, получают налоговое уведомление с указанным размером суммы и сроком уплаты.

Земельныйэксперт

Могу ли я прописаться на своем садоводческом участке в СНТ, если являюсь собственником? Да, вы можете прописаться на садовом участке. Ранее такая процедура была запрещена, но на данный момент любой собственник имеет право оформить регистрацию на своем садоводческом участке. Однако необходимо помнить, что для этого должно быть соблюдено обязательное условие: здание на участке должно быть признано жилым объектом, приемлемым для проживания в нем людей. Иными словами, строение должно обладать прочной конструкцией, оснащенной всеми коммуникациями, и в нем можно проживать в течение не менее одного года, то есть на протяжении всех годовых сезонов. Оцените качество статьи.

Налогообложение снт. какие процентные ставки и порядок уплаты?

  • онлайн - через сервис по перечислению налогов на сайте ФНС;
  • с мобильного телефона или из электронного кошелька;
  • в онлайн-режиме через сервисы oplatagosuslug.ru или муниципальный сервис «Заплати налоги»;
  • при помощи интернет-банкинга, подключенного обслуживающим личный счет физлица банком.

Для юрлиц способ один: перечисление денег через банк посредством платежного поручения. Порядок заполнения платежного поручения и пример его оформления для уплаты земельного налога в Москве см. здесь. Когда уплачивается земельный налог Сроки оплаты земельного налогапо итогам года для юрлиц - с 1 февраля года, следующего за отчетным, до даты, установленной местными актами. Срок перечисления авансовых платежей устанавливается нормативными актами субъектов РФ. Например, в Москве они уплачиваются до конца месяца, который следует за отчетным кварталом. Подробности см.

Порядок и сроки уплаты земельного налога

Для льготной категории населения сумма будет уменьшена с учетом льготного коэффициента. Для граждан, вступивших в права собственности в середине календарного года, являвшегося отчетным периодом для налога на землю, сумма будет делиться на двенадцать, и умножаться на число месяцев официального владения участком. Для долевой собственности сумма будет распределена по налогоплательщикам согласно их долям.

То есть владельцу 1/3 участка придется заплатить 1/3 от общей величины налога. Для вычисления нужно будет уточнить кадастровую стоимость своего объекта. Сделать это можно обратившись с запросом в Кадастровую палату или Росреестр, либо на их официальном сайте, также можно воспользоваться информационным порталом, следуя по ссылке: http://kadastr.ktotam.pro/.

Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2016-2017 годах

Также необходимо отметить, поскольку СНТ - некоммерческая организация, ее целью не является извлечение экономической выгоды в виде прибыли. В соответствии с такой постановкой вопроса следует выделить основные цели, для достижения которых формируется СНТ, а именно:

  • решение общих социально-экономических вопросов, которые возникают перед собственниками садоводческих участков;
  • защита интересов членов СНТ перед государственными органами или коммерческими организациями;
  • организация расчетов с предприятиями, оказывающими услуги садоводческому товариществу.

Указанные цели достигаются только в том случае, если все члены садоводческого некоммерческого товарищества участвуют в финансово-хозяйственной деятельности организации.В члены правления СНТ могут выдвигаться только те физические лица, которые являются собственниками садоводческого участка и членами СНТ. Вопрос №4. Нужно ли собственнику садового участка платить водный налог в государственный бюджет, если на территории имеется скважина для добычи воды в сельскохозяйственных целях? Данная обязанность существовала ранее - до принятия и официального опубликования гл. 25.2 «Водный налог» НК РФ. До этого момента все собственники обязаны были уплачивать водный налог в бюджет государства, а в настоящее время такая обязанность отменена - еще с 1 января 2005 года. Таким образом, каждый собственник может использовать скважину и при этом не переживать, что за данное мероприятие налоговые органы потребуют вносить плату или установят штрафные санкции. Вопрос №5.За последние несколько лет значительная часть россиян предпочла перебраться из благоустроенных квартир в частные домовладения. Основным плюсом в пользу такого решения была возможность сэкономить на питании за счет приусадебного хозяйства и на оплате счетов от управляющих компаний за недобросовестную, а порой и вовсе не выполненную работу. С середины прошлого года средства массовой информации стали публиковать пугающие прогнозы, согласно которым земельный налог будет увеличен в несколько раз. Следовательно, еще больше опустеет кошелек россиянина. Действительно ли все так плохо и что ждет отечественных землевладельцев? Новый земельный налог 2018: об изменениях и порядках начисления Налог на землю учрежден российским Налоговым Кодексом (НК РФ), а регулируется местными властями городов и регионов. Этот вид платежа является прерогативой органов местной власти и пополняет бюджет регионов.

law-uradres.ru

Кое-что про земельный налог - СНТ "Рябинушка"

«А вот наше СНТ не платит налоги

и вообще не сдает балансы или как их там.. И расчетного счета нет. И бухгалтера.Сорри, я совершенно в бухгалтерии не разбираюсь, но мне кажется, что если у нас есть энергохоз-во (2трансформатора и столбы-провода),сторожка, общие земли, то, наверно, мы за них как-то платить налоги должны гос-ву? Ну, хотя бы за общие земли..А если у нас электрики, сторож и председатель на зарплате-то это тоже как-то должно законно оформляться?И если собираются (причем, жестко, с отключением эл-ва) взносы, собираются деньги за электричество и покупается имущество (тот же трансформатор, сторожка, забор)-то должен быть отчет по финансовой деятельности? Например, построенный забор числится на имя казначея. Ну, она - покупатель, лично. И деньги от взносов все хранятся на её сберкнижке, личной (правда, с доверенностью на председателя и еще кого-то, кого не называют). Мы спрашивали, а кто же покупатель нового трансформатора, или сторожки, например? Ответ «Какая разница? Что я это в карман что ли, положу?»Кстати, р/с у нас нет, «потому что казначей сказала, что это глупо, его могут арестовать»)))Кстати, «казначей» - это народное. По документам она просто член правления, помощник председателя на общественных началах, иногда получает «вознаграждение». Ну, может быть, с точки зрения сермяжной правды, это разумно, но стремно как-то…

Есть надежда, что после нашей бучи, поднятой этим летом, председатель озадачится тем, чтобы разобраться с документами, правами и обязанностями своими, но..Ну и буча эта исходила от тройки «самых умных», которых затретировали уже… иной раз хочется плюнуть и не делать ничего…

Ладно, допустим, мы закрыли глаза на наемных работников (сторож, электрики), а председатель и казначей «просто получают вознаграждение время от времени». Нет их и зарплат нет))Но если не сдаются финансовые отчеты - это криминально?Если не платятся налоги за общие земли-это криминально?Кажется, и документов никаких нет толком. Единственно, что удалось посмотреть с трудом у правления-это копию Устава, зарегистрированного в налоговой в 2002м.

Я почему спрашиваю..Знакомые, которые бухгалтерами работают, говорят, что нас, наше СНТ, могут ждать большие неприятности и штрафы, когда на нас гос-во обратит внимание.

На собрании инициативная группа из 3х человек призывала навести порядок с документами, нанять бухгалтера, но с подачи казначея (она у нас серый кардинал) народ стал кричать, что «сами и нанимайте, если такие богатые, а у нас нет денег платить ему, и вообще все СТ в округе так живут, и никаких бухгалтеров не держат»Скажите, мы близки к краху или как? Может, во Владимирской губернии можно и так, «без всяких бумажек» жить?))

ОТВЕТ:Только если у вас имеется свидетельство о государственной регистрации права на эти земли. Если оно выдано на СНТ, то платить будет СНТ (юрлицо), если «коллективно-совместная» собственность граждан - то платят граждане (члены СНТ).

Да, штрафы обеспечены, если до вас доберётся налоговая. А вы проконсультируйтесь у них. Они вам свою позицию объяснят. Могут потребовать на проверку документы. А налоги на ЗОП ваши руководители платят обязательно - у налоговой наверняка есть сведения о земле. Но как правило, на всё остальное глаза закрывают.Вопрос в том, что попытки трех человек навести порядок могут плачевно кончиться именно для них при таком отношении большинства к личной экономии.Затребуйте отчет о расходах. Если дадут, и в отчёте числятся суммы выплат наёмным работникам, то для налоговой это - сказка. Обдерут товарищество штрафами, а эти штрафы СНТ распределит на всех членов. И виновных ждет негативное к ним отношение (виновных в том, что довели до налоговой истинное положение вещей).

А по всем вопросам - да, нарушение законодательства. Не только во Владимирской губернии, повсеместно.Кстати а налог на землю граждане платят по налоговым уведомлениям? или участки не оформлены в собственность?

Обдерут товарищество штрафами, а эти штрафы СНТ распределит на всех членов

С какой стати на членов?

А на кого же ещё? В смете штрафы не заложены, нужно брать из других статей. А компенсировать как? Можно, конечно, не компенсировать, но и сидеть либо без зарплат, либо без ремонта чего-либо. Или без электричества. Вариантов масса.

В конце концов, высший орган управления СНТ - общее собрание (собрание уполномоченных) членов. В сложившейся ситуации виноваты все.У этого замечательного СНТ имеются земли общего пользования + земли, выделенные конкретным пользователям. Та часть земель, которые приватизированы, уже не принадлежат этому СНТ: их владельцы - те, кому принадлежат теперь участки.СНТ - сам по себе, как юридическое лицо, обязан платить земельный налог (или арендную плату) . Естественно, за те земли, которые им принадлежат (взяты в аренду) . Оплату этого налога товарищество имеет право компенсировать путём его включения в сумму взноса за членство в СНТ.Получается следующее:- собственники приватизированных участков налог на землю своих участков уплачивают самостоятельно;- владельцы неприватизированных участков земельный налог с земель участков не платят, его оплачивает собственник - СНТ;- и те, и другие пользуются землями общего пользования, выделенными этому СНТ, за которые земельный налог не платят, так как его оплачивает СНТ.Значит, по закону:- земельный налог за земли общего пользования компенсируется взносами членов СНТ - этот расход правомерно включается в сумму членских взносов и тех, чьи участки приватизированы, и тех, чьи участки не приватизированы;- земельный налог за неприватизированные участки компенсируют своими взносами те, кто пользуется такими участками.Следовательно, членские взносы владельцев приватизированных участков должны быть меньше - они компенсируют СНТ только оплату земель общего пользования. Оплачивать расходы в виде земельного налога (или арендной платы) за земли, которые выделены под участки и которые не приватизированы, они не должны.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.За земельные участки, используемые физическими лицами – членами садоводческих объединений, при наличии у них права собственности или постоянного (бессрочного) пользования (возникшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации) и пожизненного наследуемого владения на земельные участки, и документов, их удостоверяющих, в том числе актов, изданных органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков, земельный налог должен взиматься с физических лиц посредством направления им налоговых уведомлений на уплату налога, исчисленного по сведениям, представляемым налоговым органам от органов, осуществляющих ведение земельного кадастра, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов местного самоуправления.Данный налог оплачивает лично собственник, землевладелец или пользователь земельного участка после получения по месту регистрации уведомления из налоговой инспекции на уплату налога.У садоводческого объединения имеется имущество общего пользования, в том числе земельные участки.Ст. 1 Федерального закона № 66 от 15.04. 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» раскрывает понятие имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Имуществом общего пользования признается имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).Садоводческое объединение является некоммерческой организацией, прибыли иметь не может. Основным источником поступления денежных средств являются вступительные, членские и целевые взносы граждан, которые имеют земельные участки в границах данного садоводческого объединения и пользуются имуществом общего пользования.Следовательно, члены садоводческого объединения должны платить также земельный налог на земли общего пользования.До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования участками членам садоводческих объединений, налогоплательщиками являются организации в лице садоводческих объединений, которые представляют налоговые декларации в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся участки указанных объединений.В соответствии со ст. 392 Налогового кодекса РФ:1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.В любом случае, при наличии свидетельства о праве собственности вне зависимости от того, в каком году оно выдавалось, земельный налог платит собственник. Вам необходимо обратиться в налоговую инспекцию района для проведения соответствующего перерасчета. За участки, на которые не выдавались свидетельства, земельный налог выплачивает садоводство.Н. Уваров,юрисконсульт Союза садоводов,Газета «САДОВОД» №21, 2010г.

Как распределять земельный налог за земли общего пользования между членами садоводческого товарищества и освобождаются ли при этом от уплаты те, кто имеет льготы?

Льготные категории граждан освобождаются от уплаты земельного налога за свой индивидуальный участок. В связи с тем, что земли общего пользования не поделены между участниками товарищества в натуре и не могут быть поделены, и плательщиком земельного налога является не индивидуальный пользователь, а товарищество как юридическое лицо, то сумма налога на земли общего пользования должна быть поделена между всеми участниками товарищества поровну. Само СНТ льготами по налогообложению земель общего пользования не пользуется. Однако следует учитывать тот момент, что если каждому собственнику участка выделен размер его доли в земле общего пользования, то и плата за пользование этой долей логически должна предъявляться налоговыми органами каждому конкретному собственнику.

Прежде всего надо разобраться с собственностью в СНТ, а точнее, как и каким образом передана земля в собственность гражданам. К примеру, в СНТ «Пищевик» земля передана гражданам - членам СНТ Постановлением мэрии г. Калининграда № 334 от 07.03.1995 г. В этом же постановлении земля общего пользования передана СНТ. 15.04.1998 г. выходит ФЗ-66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», к-й определяет механизм передачи земель в собственность гражданам в СНТ. ПоэтомуПостановлением мэрии г. Калининграда № 2232 от 07.08.2002 г. в Постановление № 334 внесено важное изменение. А именно, земля общего пользования перераспределена от СНТ (юридического лица) к гражданам - членам СНТ и др. собственникам участков в границах СНТ «Пищевик». Т.о. вся земля СНТ принадлежит гражданам: личные участки, а также земля общего пользования в равных долях без выделения в натуре. Соответственно этому факту собственник участка должен сам платить налог на землю за свой участок и налог за свою долю земли общего пользования после представления каждому собственнику письменного уведомления из налогового органа. Данный порядок подтверждён Арбитражным судом Московской области, установившем, что Федеральная налоговая служба не имеет права взимать налог на земли общего пользования с СНТ, поскольку собственниками такой земли признаются граждане (решение от 22.08.2006 по делу № А41-К2- 20983/05). Суд обосновал свое решение тем, что органы местной власти предоставляли в собственность гражданам земельные участки и не допускали передачи земель, в том числе предназначенных для садоводства, в собственность юридическом лицам. Это означает, что у СНТ фактически земли нет - оно занимается исключительно организационно-распорядительной деятельностью, как это и установил Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ.Следует добавить к этому то, что Письмом Министерства финансов РФ от 29 декабря 2006 г. № 03-02-07/1-365 (Д) установлен порядок уплаты налога за землю общего пользования для СНТ в двух вариантах. Т.е., каждый собственник уплачивает налог самостоятельно, или этот налог уплачивает председатель СНТ, выступая в роли доверенного собственников (садоводов), в полном соответствии с решением общего собрания садоводов.

О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ЗА ЗЕМЛИ

ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ОБЩЕЙ СОВМЕСТНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ ЧЛЕНОВ САДОВОДЧЕСКОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО

ТОВАРИЩЕСТВА (СНТ), В ТОМ ЧИСЛЕ ЧЕРЕЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ -

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СНТ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

N 03-02-07/1-365

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел

письмо и сообщает следующее.

Исчисление и уплата земельного налога осуществляется в порядке,

установленном гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -

Кодекс) и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами

муниципальных образований.

земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие

земельными участками на праве собственности, праве постоянного

(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого

владения.

Налоговая база земельного налога в отношении земельных участков,

находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого

из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного

являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по

налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым

Следовательно, земельный налог за земли общего пользования,

находящиеся в общей совместной собственности членов товарищества,

подлежит уплате физическими лицами - членами этого товарищества.

Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и

сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах

и сборах.

законодательством Российской Федерации, налогоплательщики или

налоговые агенты, являющиеся организациями, уплату налогов обязаны

производить в безналичном порядке. Обязанность по уплате налога

считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк

поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного

денежного остатка на счете налогоплательщика.

исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога

осуществляется за счет его собственных денежных средств.

от 27.07.2006 N 137-ФЗ) исполнение обязанности по уплате налога в

наличной денежной форме предусматривается только для

налогоплательщиков - физических лиц.

Таким образом, обязанность по уплате налогов (сборов) СНТ должна

быть исполнена налогоплательщиком за счет его собственных средств в

безналичном порядке.

Статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и

банковской деятельности» предусмотрено, что в рамках проведения

банковских операций допускается осуществление переводов денежных

средств без открытия банковских счетов только по поручению физических

лиц. При этом согласно указанной статье осуществление расчетов по

поручению юридических лиц производится по их банковским счетам.

В соответствии с Положением Банка России от 01.04.2003 N 222-П «О

порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в

Российской Федерации» наличные денежные средства в уплату налоговых

платежей принимаются кредитными организациями только от физических

Совместным Письмом Банка России и МНС России от 12.11.2002 N

151-Т/ФС-18-10/2 «Об отдельных вопросах, связанных с уплатой

организациями налогов и сборов» предусмотрено, что

налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе

вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на

счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские

отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично и

(или) через законного или уполномоченного представителя, если иное не

предусмотрено Кодексом. Полномочия представителя должны быть

документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными

федеральными законами.

В силу пп. 7 п. 2 ст. 23 Федерального закона от 15.04.1998 N

66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих

объединениях граждан» председатель правления садоводческого

некоммерческого объединения действует по доверенности от имени такого

объединения, в том числе осуществляет представительство от имени

такого объединения в органах государственной власти, органах местного

самоуправления, а также в организациях.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда

Российской Федерации, выраженной в Определении от 22.01.2004 N 41-О,

представительство в налоговых правоотношениях означает совершение

представителем действий от имени и за счет собственных средств

налогоплательщика - представляемого лица. Важно, чтобы из

представленных платежных документов можно было четко установить, что

соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и

именно за счет его собственных денежных средств.

Заместитель директора

Наше СНТ организовано в 1988 г., тогда завод «Курск¬Химволокно» выкупил и приватизировал земельный массив в бессрочное и бесплатное пользование для своих работников под садоводство и огородничество. Заводской профком распределил участки между работниками, выдал свидетельства на право собственности, скрепленные печатью и подписями администрации района, на чьей территории находится СНТ.
Имеется Государственный акт на право пользования землей. Земельный налог СНТ с 2007 г. платит в налоговый орган по декларации за всю площадь. С 2010 г. этот налог повысился почти в 3,3 раза, в Земельной кадастровой палате сообщили, что за СНТ земля не числится, и что СНТ не должно платить земельный налог, а платить его должны физические лица по квитанциям, как собственники.
На сегодняшний день в Земельной кадастровой палате зарегистрирована треть участков, третья часть участков брошена и остальные еще не зарегистрированы.
Обязано ли СНТ платить земельный налог за брошенные участки и за тех, кто их еще не зарегистрировал в кадастровой палате?
Р. Прошина, г. Курск

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
За земельные участки, используемые физическими лицами – членами садоводческих объединений, при наличии у них права собственности или постоянного (бессрочного) пользования (возникшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации) и пожизненного наследуемого владения на земельные участки, и документов, их удостоверяющих, в том числе актов, изданных органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков, земельный налог должен взиматься с физических лиц посредством направления им налоговых уведомлений на уплату налога, исчисленного по сведениям, представляемым налоговым органам от органов, осуществляющих ведение земельного кадастра, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов местного самоуправления.
Данный налог оплачивает лично собственник, землевладелец или пользователь земельного участка после получения по месту регистрации уведомления из налоговой инспекции на уплату налога.
У садоводческого объединения имеется имущество общего пользования, в том числе земельные участки.
Ст. 1 Федерального закона № 66 от 15.04. 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» раскрывает понятие имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Имуществом общего пользования признается имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Садоводческое объединение является некоммерческой организацией, прибыли иметь не может. Основным источником поступления денежных средств являются вступительные, членские и целевые взносы граждан, которые имеют земельные участки в границах данного садоводческого объединения и пользуются имуществом общего пользования.
Следовательно, члены садоводческого объединения должны платить также земельный налог на земли общего пользования.
До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования участками членам садоводческих объединений, налогоплательщиками являются организации в лице садоводческих объединений, которые представляют налоговые декларации в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся участки указанных объединений.
В соответствии со ст. 392 Налогового кодекса РФ:
1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
В любом случае, при наличии свидетельства о праве собственности вне зависимости от того, в каком году оно выдавалось, земельный налог платит собственник. Вам необходимо обратиться в налоговую инспекцию района для проведения соответствующего перерасчета. За участки, на которые не выдавались свидетельства, земельный налог выплачивает садоводство.
Н. Уваров,
юрисконсульт Союза садоводов,
Газета "САДОВОД" №21, 2010г.

«А вот наше СНТ не платит налоги

и вообще не сдает балансы или как их там.. И расчетного счета нет. И бухгалтера.
Сорри, я совершенно в бухгалтерии не разбираюсь, но мне кажется, что если у нас есть энергохоз-во (2трансформатора и столбы-провода),сторожка, общие земли, то, наверно, мы за них как-то платить налоги должны гос-ву? Ну, хотя бы за общие земли..
А если у нас электрики, сторож и председатель на зарплате-то это тоже как-то должно законно оформляться?
И если собираются (причем, жестко, с отключением эл-ва) взносы, собираются деньги за электричество и покупается имущество (тот же трансформатор, сторожка, забор)-то должен быть отчет по финансовой деятельности? Например, построенный забор числится на имя казначея. Ну, она — покупатель, лично. И деньги от взносов все хранятся на её сберкнижке, личной (правда, с доверенностью на председателя и еще кого-то, кого не называют). Мы спрашивали, а кто же покупатель нового трансформатора, или сторожки, например? Ответ «Какая разница? Что я это в карман что ли, положу?»
Кстати, р/с у нас нет, «потому что казначей сказала, что это глупо, его могут арестовать»)))
Кстати, «казначей» — это народное. По документам она просто член правления, помощник председателя на общественных началах, иногда получает «вознаграждение». Ну, может быть, с точки зрения сермяжной правды, это разумно, но стремно как-то…

Есть надежда, что после нашей бучи, поднятой этим летом, председатель озадачится тем, чтобы разобраться с документами, правами и обязанностями своими, но..
Ну и буча эта исходила от тройки «самых умных», которых затретировали уже… иной раз хочется плюнуть и не делать ничего…

Ладно, допустим, мы закрыли глаза на наемных работников (сторож, электрики), а председатель и казначей «просто получают вознаграждение время от времени». Нет их и зарплат нет))
Но если не сдаются финансовые отчеты — это криминально?
Если не платятся налоги за общие земли-это криминально?
Кажется, и документов никаких нет толком. Единственно, что удалось посмотреть с трудом у правления-это копию Устава, зарегистрированного в налоговой в 2002м.

Я почему спрашиваю..
Знакомые, которые бухгалтерами работают, говорят, что нас, наше СНТ, могут ждать большие неприятности и штрафы, когда на нас гос-во обратит внимание.

На собрании инициативная группа из 3х человек призывала навести порядок с документами, нанять бухгалтера, но с подачи казначея (она у нас серый кардинал) народ стал кричать, что «сами и нанимайте, если такие богатые, а у нас нет денег платить ему, и вообще все СТ в округе так живут, и никаких бухгалтеров не держат»
Скажите, мы близки к краху или как? Может, во Владимирской губернии можно и так, «без всяких бумажек» жить?))

ОТВЕТ:Только если у вас имеется свидетельство о государственной регистрации права на эти земли. Если оно выдано на СНТ, то платить будет СНТ (юрлицо), если «коллективно-совместная» собственность граждан - то платят граждане (члены СНТ).

Да, штрафы обеспечены, если до вас доберётся налоговая. А вы проконсультируйтесь у них. Они вам свою позицию объяснят. Могут потребовать на проверку документы. А налоги на ЗОП ваши руководители платят обязательно — у налоговой наверняка есть сведения о земле. Но как правило, на всё остальное глаза закрывают.
Вопрос в том, что попытки трех человек навести порядок могут плачевно кончиться именно для них при таком отношении большинства к личной экономии.
Затребуйте отчет о расходах. Если дадут, и в отчёте числятся суммы выплат наёмным работникам, то для налоговой это — сказка. Обдерут товарищество штрафами, а эти штрафы СНТ распределит на всех членов. И виновных ждет негативное к ним отношение (виновных в том, что довели до налоговой истинное положение вещей).

А по всем вопросам — да, нарушение законодательства. Не только во Владимирской губернии, повсеместно.
Кстати а налог на землю граждане платят по налоговым уведомлениям? или участки не оформлены в собственность?

Обдерут товарищество штрафами, а эти штрафы СНТ распределит на всех членов

С какой стати на членов?

А на кого же ещё? В смете штрафы не заложены, нужно брать из других статей. А компенсировать как? Можно, конечно, не компенсировать, но и сидеть либо без зарплат, либо без ремонта чего-либо. Или без электричества. Вариантов масса.

В конце концов, высший орган управления СНТ - общее собрание (собрание уполномоченных) членов. В сложившейся ситуации виноваты все.
У этого замечательного СНТ имеются земли общего пользования + земли, выделенные конкретным пользователям. Та часть земель, которые приватизированы, уже не принадлежат этому СНТ: их владельцы — те, кому принадлежат теперь участки.
СНТ — сам по себе, как юридическое лицо, обязан платить земельный налог (или арендную плату) . Естественно, за те земли, которые им принадлежат (взяты в аренду) . Оплату этого налога товарищество имеет право компенсировать путём его включения в сумму взноса за членство в СНТ.
Получается следующее:
— собственники приватизированных участков налог на землю своих участков уплачивают самостоятельно;
— владельцы неприватизированных участков земельный налог с земель участков не платят, его оплачивает собственник — СНТ;
— и те, и другие пользуются землями общего пользования, выделенными этому СНТ, за которые земельный налог не платят, так как его оплачивает СНТ.
Значит, по закону:
— земельный налог за земли общего пользования компенсируется взносами членов СНТ — этот расход правомерно включается в сумму членских взносов и тех, чьи участки приватизированы, и тех, чьи участки не приватизированы;
— земельный налог за неприватизированные участки компенсируют своими взносами те, кто пользуется такими участками.
Следовательно, членские взносы владельцев приватизированных участков должны быть меньше — они компенсируют СНТ только оплату земель общего пользования. Оплачивать расходы в виде земельного налога (или арендной платы) за земли, которые выделены под участки и которые не приватизированы, они не должны.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
За земельные участки, используемые физическими лицами – членами садоводческих объединений, при наличии у них права собственности или постоянного (бессрочного) пользования (возникшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации) и пожизненного наследуемого владения на земельные участки, и документов, их удостоверяющих, в том числе актов, изданных органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков, земельный налог должен взиматься с физических лиц посредством направления им налоговых уведомлений на уплату налога, исчисленного по сведениям, представляемым налоговым органам от органов, осуществляющих ведение земельного кадастра, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов местного самоуправления.
Данный налог оплачивает лично собственник, землевладелец или пользователь земельного участка после получения по месту регистрации уведомления из налоговой инспекции на уплату налога.
У садоводческого объединения имеется имущество общего пользования, в том числе земельные участки.
Ст. 1 Федерального закона № 66 от 15.04. 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» раскрывает понятие имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Имуществом общего пользования признается имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Садоводческое объединение является некоммерческой организацией, прибыли иметь не может. Основным источником поступления денежных средств являются вступительные, членские и целевые взносы граждан, которые имеют земельные участки в границах данного садоводческого объединения и пользуются имуществом общего пользования.
Следовательно, члены садоводческого объединения должны платить также земельный налог на земли общего пользования.
До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования участками членам садоводческих объединений, налогоплательщиками являются организации в лице садоводческих объединений, которые представляют налоговые декларации в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся участки указанных объединений.
В соответствии со ст. 392 Налогового кодекса РФ:
1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
В любом случае, при наличии свидетельства о праве собственности вне зависимости от того, в каком году оно выдавалось, земельный налог платит собственник. Вам необходимо обратиться в налоговую инспекцию района для проведения соответствующего перерасчета. За участки, на которые не выдавались свидетельства, земельный налог выплачивает садоводство.
Н. Уваров,
юрисконсульт Союза садоводов,
Газета «САДОВОД» №21, 2010г.

. Как распределять земельный налог за земли общего пользования между членами садоводческого товарищества и освобождаются ли при этом от уплаты те, кто имеет льготы?

Льготные категории граждан освобождаются от уплаты земельного налога за свой индивидуальный участок. В связи с тем, что земли общего пользования не поделены между участниками товарищества в натуре и не могут быть поделены, и плательщиком земельного налога является не индивидуальный пользователь, а товарищество как юридическое лицо, то сумма налога на земли общего пользования должна быть поделена между всеми участниками товарищества поровну. Само СНТ льготами по налогообложению земель общего пользования не пользуется. Однако следует учитывать тот момент, что если каждому собственнику участка выделен размер его доли в земле общего пользования, то и плата за пользование этой долей логически должна предъявляться налоговыми органами каждому конкретному собственнику.

Прежде всего надо разобраться с собственностью в СНТ, а точнее, как и каким образом передана земля в собственность гражданам. К примеру, в СНТ «Пищевик» земля передана гражданам — членам СНТ Постановлением мэрии г. Калининграда № 334 от 07.03.1995 г. В этом же постановлении земля общего пользования передана СНТ. 15.04.1998 г. выходит ФЗ-66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», к-й определяет механизм передачи земель в собственность гражданам в СНТ. ПоэтомуПостановлением мэрии г. Калининграда № 2232 от 07.08.2002 г. в Постановление № 334 внесено важное изменение. А именно, земля общего пользования перераспределена от СНТ (юридического лица) к гражданам — членам СНТ и др. собственникам участков в границах СНТ «Пищевик». Т.о. вся земля СНТ принадлежит гражданам: личные участки, а также земля общего пользования в равных долях без выделения в натуре. Соответственно этому факту собственник участка должен сам платить налог на землю за свой участок и налог за свою долю земли общего пользования после представления каждому собственнику письменного уведомления из налогового органа. Данный порядок подтверждён Арбитражным судом Московской области, установившем, что Федеральная налоговая служба не имеет права взимать налог на земли общего пользования с СНТ, поскольку собственниками такой земли признаются граждане (решение от 22.08.2006 по делу № А41-К2- 20983/05). Суд обосновал свое решение тем, что органы местной власти предоставляли в собственность гражданам земельные участки и не допускали передачи земель, в том числе предназначенных для садоводства, в собственность юридическом лицам. Это означает, что у СНТ фактически земли нет — оно занимается исключительно организационно-распорядительной деятельностью, как это и установил Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ.
Следует добавить к этому то, что Письмом Министерства финансов РФ от 29 декабря 2006 г. № 03-02-07/1-365 (Д) установлен порядок уплаты налога за землю общего пользования для СНТ в двух вариантах. Т.е., каждый собственник уплачивает налог самостоятельно, или этот налог уплачивает председатель СНТ, выступая в роли доверенного собственников (садоводов), в полном соответствии с решением общего собрания садоводов.

О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ЗА ЗЕМЛИ

ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ОБЩЕЙ СОВМЕСТНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ ЧЛЕНОВ САДОВОДЧЕСКОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО

ТОВАРИЩЕСТВА (СНТ), В ТОМ ЧИСЛЕ ЧЕРЕЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ —

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СНТ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

N 03-02-07/1-365

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел

письмо и сообщает следующее.

Исчисление и уплата земельного налога осуществляется в порядке,

установленном гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее —

Кодекс) и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами

муниципальных образований.

земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие

земельными участками на праве собственности, праве постоянного

(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого

владения.

Налоговая база земельного налога в отношении земельных участков,

находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого

из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного

являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по

налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым

Следовательно, земельный налог за земли общего пользования,

находящиеся в общей совместной собственности членов товарищества,

подлежит уплате физическими лицами — членами этого товарищества.

Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и

сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах

и сборах.

законодательством Российской Федерации, налогоплательщики или

налоговые агенты, являющиеся организациями, уплату налогов обязаны

производить в безналичном порядке. Обязанность по уплате налога

считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк

поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного

денежного остатка на счете налогоплательщика.

исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога

осуществляется за счет его собственных денежных средств.

от 27.07.2006 N 137-ФЗ) исполнение обязанности по уплате налога в

наличной денежной форме предусматривается только для

налогоплательщиков — физических лиц.

Таким образом, обязанность по уплате налогов (сборов) СНТ должна

быть исполнена налогоплательщиком за счет его собственных средств в

безналичном порядке.

Статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и

банковской деятельности» предусмотрено, что в рамках проведения

банковских операций допускается осуществление переводов денежных

средств без открытия банковских счетов только по поручению физических

лиц. При этом согласно указанной статье осуществление расчетов по

поручению юридических лиц производится по их банковским счетам.

В соответствии с Положением Банка России от 01.04.2003 N 222-П «О

порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в

Российской Федерации» наличные денежные средства в уплату налоговых

платежей принимаются кредитными организациями только от физических

Совместным Письмом Банка России и МНС России от 12.11.2002 N

151-Т/ФС-18-10/2 «Об отдельных вопросах, связанных с уплатой

организациями налогов и сборов» предусмотрено, что

налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе

вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на

счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские

отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично и

(или) через законного или уполномоченного представителя, если иное не

предусмотрено Кодексом. Полномочия представителя должны быть

документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными

федеральными законами.

В силу пп. 7 п. 2 ст. 23 Федерального закона от 15.04.1998 N

66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих

объединениях граждан» председатель правления садоводческого

некоммерческого объединения действует по доверенности от имени такого

объединения, в том числе осуществляет представительство от имени

такого объединения в органах государственной власти, органах местного

самоуправления, а также в организациях.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда

Российской Федерации, выраженной в Определении от 22.01.2004 N 41-О,

представительство в налоговых правоотношениях означает совершение

представителем действий от имени и за счет собственных средств

налогоплательщика — представляемого лица. Важно, чтобы из

представленных платежных документов можно было четко установить, что

соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и

именно за счет его собственных денежных средств.

Заместитель директора

Минфин России разъяснил, что если земельные участки общего пользования были предоставлены в собственность СНТ как юрлицу, то налогоплательщиком в отношении этих земельных участков является СНТ. Граждане в данном случае оплачивают расходы СНТ за пользование общим имуществом ().

Напомним, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физлица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со , на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения ().

Взимается ли земельный налог с граждан и организаций, владеющих участками на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды, узнайте из материала "Земельный налог " в " Домашней правовой энциклопедии " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Вместе с тем налоговая база для исчисления земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях ().

В свою очередь имуществом общего пользования является имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ " н"; далее – Закон № 66-ФЗ).

При этом установлено, что в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. В то же время имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юрлица ().

Таким образом, в отношении имущества общего пользования, приобретенного или созданного СНТ за счет целевых взносов, налогоплательщиками по земельному налогу являются члены СНТ, а в отношении имущества общего пользования, приобретенного или созданного за счет средств специального фонда, налогоплательщиком по земельному налогу является СНТ (юрлицо).

Финансисты также обратили внимание на то, что, земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, до марта 2015 года предоставлялись в собственность садоводческому, огородническому и дачному некоммерческому объединению как юрлицу ( в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года).

Федеральная налоговая служба <...> по вопросам, связанным с исчислением земельного налога садоводческими некоммерческими товариществами, сообщает следующее.

Согласно статье 388 Налогового кодекса РФ (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на основании статьи 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 12 ст. 396 НК РФ).

Если земельные участки общего пользования предоставлены в коллективно-совместную собственность садоводческому некоммерческому товариществу (далее - СНТ) как юридическому лицу, свидетельство о праве коллективно-совместной собственности на эти участки выдано СНТ и согласно сведениям, предоставляемым в налоговые органы территориальными органами Росреестра, правообладателем участков является СНТ, то налогоплательщиком в отношении земельных участков общего пользования признается это товарищество.

В обращении предлагается правлениям СНТ сообщать в налоговые органы размер доли площади земель общего пользования, приходящейся на каждый садовый участок.

Данное предложение не может быть признано целесообразным по следующим основаниям.

Исчисление земельного налога физическим лицам налоговыми органами производится только на основании сведений, предоставленных соответствующими территориальными органами Росреестра, осуществляющими функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки (постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии").

Кроме того, члены СНТ не обладают землями общего пользования на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения и, соответственно, не могут являться налогоплательщиками земельного налога за указанные земли общего пользования.

Вместе с тем ФНС России понимает озабоченность правления СНТ в части необходимости оплаты земельного налога, в том числе за "брошенные" и неприватизированные земли.

В этой связи ФНС России сообщает следующее.

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Согласно пункту 3 указанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

С учетом изложенного для решения вопроса, связанного с "брошенными" земельными участками, следует обращаться в органы местного самоуправления.


Государственный советник Российской Федерации III класса С.Л.БОНДАРЧУК

Похожие статьи