Презентация на тему "политический статус личности". Открытый урок по обществознанию Политический статус личности Презентация на тему политический статус личности

Политический статус личности

Политический статус личности - положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.

Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод:

правом избирать и быть избранными

свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов

правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти

принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через двоих представителей.

Он является активным субъектом политического процесса.

Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и политические функции, роли .

Политические роли личности - политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе.

Ее политическими ролями могут быть роли:

рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;

человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;

гражданина, состоящего на выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно по своей воле включенного в политическую жизнь общества, лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации.

профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источники существования, но и составляет смысл жизни;

политического лидера — человека, способного изменять политических событий и направленность политических процессом

Но личность не рождается с ранее усвоенным политические опытом, они приобретаются на продолжении всей жизни человека.

Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль

Этапы политической социализации:

1-й этап — детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;

2-й этап — период обучения старших классах школы, когда формируется информационная структура существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап — начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного объекта политики;

4-й этап — вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает политическую культуру.

В соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию .

1)Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества.

2)Вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе школы), общественными организациями, средствами массовой информации. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).

Типы участия личности в политике:

1) бессознательное (поведение человека в толпе)

2) полусознательное (политический конформизм) — понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней.

3) с ознательное участие в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение

2 вар. Политический статус личности

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.

Статус— совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность — мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

В политологии выделяют следующие основные типы личности:

аполитичная личность—отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;

пассивная личность — с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;

гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;

гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;

общественно-политический деятель;

профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;

политический руководитель — лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.

При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:

наличие системы политических ценностей;

относительная стабильность политических мотивов;

способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.

* Политическая социализация — процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.








Вспомним основные термины и понятия Политическая деятельность. Политическая деятельность. Статус. Статус. Роль. Роль. Демократическая политическая культура. Демократическая политическая культура. Политическое участие и его виды. Политическое участие и его виды.


Задание1 Проверим свои знания 1.Партия парламентского типа 2.Политический плюрализм 3.Гражданская ответственность 4.Тоталитарный режим. 5.Популизм. 6.Охлократия. 7.Гражданское общество. 8.Демократическая политическая культура. 9.Права человека. 10.Правовое социальное государство. 11.Демократия. 12.Авторитаризм. 13.Толерантность. 14.Консенсус. I.Общество, в котором господствуют: общественная собственность, плановое регулирование экономики, сильная исполнительная власть, одна партия, единая идеология, человек является средством реализации важнейших политических задач. II. Общество, в котором господствуют: крупная частная собственность, свободный рынок, двухпартийная политическая система, человек обладает экономической свободой, всеми естественными и неотчуждаемыми правами, государство не ставит цели социального обеспечения безработных и малоимущих. III.Общество, в котором господствуют разнообразные формы собственности, сочетание плановых и рыночных элементов регулирования экономики, социальная защищённость граждан, разделение властей, верховенство права, человек является высшей ценностью этого общества.






Политический статус личности ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС- МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА, СОВОКУПНОСТЬ ЕГО НЕОТЪЕМЛЕМЫХ ПРАВ И СВОБОД, ОБЯЗАННОСТЕЙ, ВОЗМОЖНОСТЬ ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ Политические роли-функции, которые человек выполняет в соответствии со своим статусом. Многообразие политических ролей личности: избиратель, депутат, мэр, губернатор, сенатор, член партии, президент.












Избиратели












Задание 4. Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик? а) Избранный в городскую Думу, он приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов. б) Однажды он принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности в) Всякий раз с приближением президентских выборов он переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал.












Все статьи главы 2 Конституции Российской Федерации « Права человека и свободы человека и гражданина» последовательно проводят различие прав и свобод в зависимости от наличия или отсутствия гражданства. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где идет речь о правах человека, в Конституции используются формулировки: « каждый имеет право»,» каждый может»,»каждому гарантируется и т.д. Такими формулировками подчеркивается признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того является ли он гражданином РФ, иностранцем или апатридом. Наряду с этим в статьях 31,32,33,36 Конституции РФ сформулированы права, принадлежащие только гражданам РФ. Вывод: объем прав и обязанностей зависит, прежде всего, от того, является ли человек гражданином какого либо государства или нет. Особенностью правового статуса гражданина является, прежде всего то, что гражданину помимо личных,экономических, социальных и иных прав принадлежат политические права в полном объеме.


Политические права и свободы личности Политические права и свободы личности Право на участие в управлении делами государства. Право на участие в управлении делами государства. Право избирать и быть избранным в государственные представительные органы и органы местного самоуправления. Право избирать и быть избранным в государственные представительные органы и органы местного самоуправления. Право участия в референдуме. Право участия в референдуме. Право на равный доступ к государственной службе. Право на равный доступ к государственной службе. Право участвовать в осуществлении правосудия. Право участвовать в осуществлении правосудия. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право собираться, мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Право собираться, мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.


Запомним - -Мало иметь избирательное право, необходимо еще быть подготовленным к роли избирателя внутренне, по своим личностным качествам. Недостаточно быть гражданином в юридическом смысле, потребно быть гражданином в широком смысле этого слова. Гражданин обладает теми свойствами личности, которые делают его способным к сознательному,инициативному и квалифицированному участию в управлении страной, посильному решению встающих перед ней проблем. Для демократического государства крайне существенно, чтобы исправно работал механизм избирательной системы. Если он не будет функционировать, демократия лишится своей важнейшей основы- подлинной выборности государственных органов власти.


Это надо знать Это надо знать Гражданин Российской Федерации,достигший 18-летнего возраста, обретает статус избирателя. Участие в выборах является проявлением ответственности, совести, политической и правовой зрелости и культуры каждого гражданина. Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя. Избирательные права граждан -это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.(ст.3,23,Конституции Р.Ф.). При демократическом режиме избиратель участвует в выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах добровольное. Честное выполнение обязанностей избирателя - один из важных признаков гражданственности. От результатов выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления многое зависит в жизни как страны, так и региона.




Также каким-либо образом препятствовать гражданину свободно выражать свою волю в ходе голосования. Оказывать какое- либо воздействие на гражданина для того, чтобы заставить его участвовать или не участвовать в выборах запрещено. Запрещено также каким- либо образом препятствовать гражданину свободно выражать свою волю в голосовании.




Запомним -При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. -В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата(списка кандидатов). Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. -Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. (Из федерального закона РФ» Об основных гарантиях Избирательных прав граждан Российской Федерации.)




Знакомы с программой Встречались ли кандидатов? с кандидатом? кандидатов? с кандидатом? да нет да нет нет да нет да Уверены ли, что кандидаты выполнят свои обещания? 29чел. (72.5%) 11чел (27.5%) 9чел. (77.5%) 9чел. (22.5%) Нет 37чел. (92.5%) Да. 3 чел.(7.5%)


ВозрастОбразование Кандидат Партия До 30 лет Высшее-4 (66,7%) Среднее-2 (33,3%) Дьяченко-2 (33,3%) Бобров-1 (16,7%) Фрадков-1 (16,7%) Тархов-1 (16,7%) Един.Россия-1 (16,7%) Спроавед.Россия-1 (16,7%) КПРФ-1 (16,7%) Парт.Зелёных-1 (16,7%) От лет Высшее-20(67%) Ср.специальное-6 (20%) Среднее-3 (10%) Тучин-8 (27%) Дьяченко-10 (33,3%) Матвеев-3 (10%) Сучков-2 (7%) Ильин-1 (3,3%) Бобров-1 (3,3%) Фрадков-1 (3,3%) Сазонов -1 (3,3%) Един.Россия-11 (37%) Спроавед.Россия-10 (33,3%) КПРФ-2 (7%) Парт.Зелёных-2 (7%) Союз правых сил-1 (3,3%) Патриоты России-1 (3,3%) От лет Ср.специал-1 (50%) Среднее-1 (50%) Бобров-1 (33,3%) Борисов-1 (33,3%) КПРФ- 1 (33,3%) Един.Россия- 1 (33,3%) ЛДПР- 1 (33,3%) От 60 летВысшее-1 (33,3%) Ср.специа-2 (66,%) Бобров-1 (50%) Тучин-1 (50%) Един.Россия-2 (100%)





Имеет право (можно) Имеет право (можно) 1) Достигнув 18 лет имеет право избирать. 2) Не участвовать в выборах или голосовать против всех (по принципу добровольности участия). 3)Требовать и получать информацию о кандидатах. 4) В случае ненахождения себя в списках избирателей, выяснить и устранить причину. 5) Обращаться в инстанции, контролирующие выборы, в случае если замечены нарушения их организации


Не имеет права(нельзя) 1) Избирать, если: а) не достиг совершеннолетия, б)признан судом недееспособным, б)признан судом недееспособным, в) осужден и отбывает наказание. в) осужден и отбывает наказание. 2) Брать взятки со стороны кандидата. 3) Голосовать от чужого лица (например, за родственников) 4)Навязывать свое мнение другим голосующим. голосующим. 5) Портить бюллетень. 6) Нарушать нормы общественного порядка на выборном участке.



Открытый урок по обществознанию 9 класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Лопатинский Дмитрий Владимирович

Место работы

МОБУ СОШ № г. Сочи, Краснодарского края

Должность

Учитель Истории и Обществознания

Предмет

Обществознание

Класс

9

Конспект урока

Тема урока : Политический статус личности.

Тип урока : урок-практикум.

Форма урока : ролевая игра «Избирательная кампания»

Цель : закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения; способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, а также воспитанию таких качеств личности, как гуманистичность, толерантность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей, гражданская ответственность.

Оборудование : учебники, тетради, агитационные плакаты и листовки, избирательные бюллетени, список класса для счетной комиссии, памятка «Правила публичной полемики», бланки для самооценки и оценки каждого участника игры.

Предварительная подготовка :

1. Участниками игры являются все учащиеся класса. Они делятся на две группы:

I группа: политические партии или движения, которые представлены:

«кандидатами» на выборную должность (3 человека) и их «активными сторонниками» или помощниками (по 3-4 помощника у каждого «кандидата»)

II группа: «избиратели».

2. Выбор проблемы, определение названия своей политической партии или движения, выбор лидера.

  1. Разработка учащимися предвыборных программ

    Подготовка «кандидатом» и его сторонниками выступления – знакомства с избирателями.

    Выпуск агитационных плакатов и листовок

Ход урока

    1. Вводное слово учителя.

Объявление темы урока, цели и структуры урока.

Ребята, мы с вами заканчиваем изучение большого блока вопросов, связанных с политической сферой жизни общества.

Тема сегодняшнего урока «Политический статус личности».

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей, способностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль (или роли). Не все могут пойти на митинг или станут, к примеру, участниками женского движения. Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Тем не менее, существует необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. К нему относятся демократические выборы. Участие в них – дело ответственное. Ведь голосуя за кандидата в депутаты, человек делегирует ему право выражать и защищать свои интересы на государственном уровне. Как же предотвратить или хотя бы умерить ошибку своего выбора? С этой целью сегодня, мы проводим урок-практикум в форме ролевой игры «Избирательная кампания», где мы должны закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения, смоделировать ситуацию свободного обмена мнениями, позволяющую освоить искусство аргументации и культуры публичной речи и овладеть практически способами деятельности, отражающими роли избирателя и кандидата в депутаты на выборный представительный пост.

С этой целью была проведена большая подготовительная работа. В первую очередь класс определился с выбором проблемы и уровнем проведения избирательной кампании. Весь класс был поделен на две группы: первую составили политические партии и движения, которые представлены «кандидатами» на выборную должность (3 человека) и их «активными сторонниками» или помощниками (по 4-5 помощника у каждого кандидата); вторую – «избиратели».

Каждая группа получила опережающие задания.

Первая группа - «Кандидаты» определилась с названием своей политической партии, подготовила выступление-знакомство с избирателями, разработала проект предвыборной программы по обозначенной проблеме, выпустила агитационную листовку и плакат.

Вторая группа – «Избиратели» продумала вопросы к «кандидатам», опираясь на изученные критерии оценки предвыборных программ.

II . Ролевая игра «Избирательная кампания».

    Вступительное слово учителя: объявление условий игры.

Сегодня мы проводим избирательную кампанию кандидатов в депутаты органов местного самоуправления города Нижнекамска Республики Татарстан.

На протяжении всей игры работает счетная комиссия, которая будет учитывать степень участия каждого игрока и в конце произведет подсчет голосов по избирательным бюллетеням. После подсчета голосов счетная комиссия объявит победителя. Все участники победившей политической партии получают отличные оценки.

Остальные участники политических партий и их избиратели также будут оценены в зависимости от данных, представленных счетной комиссией и тех данных, которые представит каждая политическая партия в конце игры по самооценке и оценке каждого участника команды по степени участия в процессе подготовки и проведения ролевой игры.

В процессе игры каждый участник обязан соблюдать элементарные правила публичной полемики (обращение к плакату - памятке на доске «Правила публичной полемики»).

Я должен:

Прислушиваться к суждениям оппонента;

Находить в них близкие моей позиции мысли;

Уточнять и развивать его аргументы;

Четко формулировать собственную позицию;

Уметь обосновать ее фактами;

Ясно видеть суть наших разногласий

Я не могу:

- «переходить на личность» оппонента;

Пытаться «перекричать» его;

Бездоказательно отвергать его взгляды;

Использовать непроверенные или недостоверные факты

Также в процессе игры каждая политическая партия должна четко соблюдать объявленный регламент игры.

За нарушение правил публичной полемики и несоблюдения регламента присваиваются штрафные очки, которые будут учтены в конце игры при подсчете голосов.

Итак, объявлены основные правила игры. Можно начинать.

    Представление политических партий (движений) и их лидеров.

Позвольте представить политические партии и движения, а также их кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления города Нижнекамска.

Это:

    Политическая партия «Союз прогрессивной молодежи»

    Молодежное движение: «Реализация»

    Политическая партия «Феникс»

Слово для выступления-знакомства с избирателями предоставляется поочередно каждой политической партии (движению). Каждой команде для представления отводится 2-3 минуты. Очередность определяется по жребию.

    Защита предвыборных программ политических партий (движений).

Каждая политическая партия (движение) разработала свою предвыборную программу.

При разработке программы следовало учесть тему для обсуждения, выбранную классом предварительно. Эта тема «Проблемы и перспективы развития города Нижнекамска».

Также в программах должны быть отражены следующие аспекты:

    Оценка существующей в городе ситуации. Покажите сильные стороны и недостатки.

    Сформулируйте основные направления совершенствования работы в городе Нижнекамске (в экономической; политической; культурной и социальной сферах жизни)

    Определите цели каждого из этих направлений и средства их достижений.

    Приведите аргументы (доводы) в пользу предложенных Вами мер.

Тексты предвыборных программ политических партий (движений)

(см. Приложение)

Для защиты предвыборной программы каждой партии дается 5 минут.

    Вопросы «избирателей».

После выступления каждой политической партии (движения) со своей предвыборной программой организуется полемика.

«Избиратели» задают вопросы, выступают в поддержку программы положений или с критическими замечаниями и предложениями по ее совершенствованию либо отвергают ее, приведя аргументы и доказательства ее несостоятельности (неэффективности или нереалистичности)

«Избиратели» могут задать по 3 вопроса каждой политической партии (движению).

Примерные вопросы для полемики .

    Бесплатная медицинская помощь и образование в будущем – это реальность или миф?

    Замена льгот денежными компенсациями – нужно ли это? Ваши предложения для решения этой проблемы.

    Какие дополнительные льготы вы можете предложить нижнекамцам?

    Будут ли понижены платежи за коммунальные услуги?

    Какое место занимает в вашей программе трудоустройство молодежи?

    Какими путями ваша партия будет бороться с преступностью несовершеннолетних?

    Какие меры вы планируйте провести в городе по его благоустройству?

    Как вы предлагаете решить экологическую проблему в городе Нижнекамске?

    Есть ли в вашей программе пункты о повышении социального статуса учительства города Нижнекамска.

    Кто должен контролировать распространение наркотических веществ? Какие пути решения этой проблемы в нашем городе вы видите?

«Избиратели» получают заранее подготовленные бюллетени и проводят Тайное голосование. Пока счетная комиссия ведет подсчет голосов, участники игры заполняют бланки по самооценке и оценке каждого представителя политической партии (движения).

III . Подведение итогов.

Выясняется, была ли достигнута поставленная цель; отмечаются активные участники игры; продумываются вопросы практического внедрения разработанных в ходе игры предложений.

IV . Домашнее задание:

Написать эссе на любую из предложенных тем:

    Сложна ли роль избирателя?

    Демократический тип политической культуры, ее значимость для личности и общества.

    В каком соотношении находятся понятия «мораль», «законность», «политика»? Может ли быть политика законна, но не моральна? Может ли политика быть моральна, но незаконна?

(выбор темы определяет учащийся в зависимости от уровня своей подготовки)

Примерное распределение учебного времени на уроке

(регламент ролевой игры)

    1. Вступительное слово учителя (5 мин.)

      Представление политической партии (движения) перед избирателями 2-3 мин. (9 мин.)

      Защита предвыборных программ политическими партиями (движениями) 5 мин. (15 мин.)

      Вопросы избирателей политическим партиям (10 мин.)

      Подведение итогов (5-6 мин.)

Тема : Политический статус личности.

Повторительно-обобщаюшее 2-х часовое занятие по разделу "Политика"

Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с требованиями современности.

Задачи учителя :

  1. Создать условия для усвоения знаний о политическом статусе личности, о формах политического участия и политической культуре;
  2. Активизация гражданской позиции учащихся;
  3. Способствовать формированию стремления и готовности утверждать в своей практической деятельности демократические ценности и нормы;

Задачи учащихся:

  1. Усвоение основных понятий и терминов темы;
  2. Осознание роли активной гражданской позиции человека в демократическом обществе.

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы (политические ценности, политический статус, политические роли, демократическая политическая культура, популизм, политическое участие);

б) называть и перечислять социально-политические явления и объекты, их существенные свойства;

в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления.

институтов и механизмов демократической власти в России.

: урок усвоения новых знаний

Урок с разнообразными видами занятий.

групповая

Технология проведения урока: проблемное обучение.

Средства обучения: ИКТ (презентация Power Point), дидактические материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Двухчасовое занятие для 11 класса

Тема : Политический статус личности.

Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с требованиями современности.

Задачи учителя :

  1. Создать условия для усвоения знаний о политическом статусе личности, о формах политического участия и политической культуре;
  2. Активизация гражданской позиции учащихся;
  3. Способствовать формированию стремления и готовности утверждать в своей практической деятельности демократические ценности и нормы;

Задачи учащихся:

  1. Усвоение основных понятий и терминов темы;
  2. Осознание роли активной гражданской позиции человека в демократическом обществе.

В соответствии с новыми подходами в образовании, основанными на необходимости формирования компетенций современного человека, работника, гражданина, и, в то же время, не отступая от общепринятой схемы целеполагания, считаю целесообразном на данном уроке выделить следующие группы целей, формирующих :

1. Когнитивные компетенции (познавательные):

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы (политические ценности, политический статус, политические роли, демократическая политическая культура, популизм, политическое участие);

б) называть и перечислять социально-политические явления и объекты, их существенные свойства;

в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления.

2. Операционные компетенции (развивающие):

Операционные компетенции (развивающие):

а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);

б) систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, подготовка и презентация проектов, анализ и обобщение данных);

в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);

г) проявлять коммуникативные умения работы в команде, создание коллективных проектов.

3.Ценностные компетенции (воспитательные):

а) продолжить выработку активной гражданской позиции;

б) формировать чувство ответственности за будущее своей страны;

в) формировать потребность высказывать свои суждения о ценности, уровне и значении социально-политических институтов и механизмов демократической власти в России.

Тип урока по образовательной цели : урок усвоения новых знаний

Тип урока по способу проведения: урок с разнообразными видами занятий.

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая

Технология проведения урока: проблемное обучение.

Средства обучения: ИКТ (презентация Power Point), дидактические материалы.

План урока:

  1. Политические роли.

Формы и виды политического участия.

Политический статус личности.

  1. Роль избирателя.

Ход урока:

I. Орг.момент:

Здравствуйте, уважаемые молодые люди – ученики 11 класса, коллеги и гости урока.

Меня зовут Ирина Дашиевна и прежде чем, перейти к уроку, несколько слов о том, что мы будем делать на этом занятии.

ЧТО мы будем делать? /СЛАЙД 2/

  • Узнаем о имеющихся в нашем обществе условиях и формах политического участия граждан;
  • Индивидуализируем вопрос о политическом статусе личности, определим для себя свою гражданскую ответственность в деле демократизации общества.

КАК мы будем это делать? /СЛАЙД 3/

  • Всё это мы будем делать в командах, разделившись на группы.
  • Творчески подходя к заданиям, мы будем решать задания, дискутировать и заявлять свою позицию.

И, наконец, зачем нам всё это? /СЛАЙД 4/

  • Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от вас, граждан России, сегодня многое зависит в нашей стране.

Итак, начнем , тема, по поводу которой мы с вами встретились – бесспорно, одна из самых актуальных тем сегодняшнего дня. Давайте запишем ее в тетрадь:

ТЕМА: Политический статус личности

Учитель : Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы. В сфере политики у личности появляются права и обязанности, выраженные в правовых актах и характеризующие правовое положение личности в обществе.

  1. Проблемная беседа.

Цель: выяснить место и роль личности в системе политико- властных отношений, формы участия личности в политическом процессе .

Перечислите политические права и свободы гражданина?

Предполагаемые ответы учеников: СЛАЙД 5

  • право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
  • объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии;
  • проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей;
  • направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.

В связи с этими правами у человека появляются политические роли, назовите их?

Предполагаемые ответы учеников:

Избиратель, депутат, член партии, участник митинга и т.д.

СЛАЙД 6

Для общей характеристики всех этих политических ролей используется понятие

«политическое участие».

Политическое участие- это степень вовлечения личности в политические отношения.

СЛАЙД 7

Перед вами классификация М. Вебера, который в 20-е гг. ХХ в. определил три степени вовлечения в политику:

  1. Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п.
  2. Политики «по совместительству» - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни.
  3. Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования

У вас есть рабочие листы, выполним задание № 1 – 30 сек.

  1. Практикум – заполнение таблицы (задание 1).

Цель задания: применить знания и навыки в новой ситуации.

СЛАЙД 8

Формы политического

Участия

Виды политического участия

Прямое

участие/

представительное

По количеству участвующих

Периодичность участия

Участие в выборах

Обсудим: называйте форму политического участия и виды, в которых участие может осуществляться.

Ответы учеников: 1и 3, 2 и 4, 3 и 6 группы

Молодцы, самостоятельно раскрыли виды, роли и формы политического участия

/Автономные и мобилизационные виды/

  1. Практическая работа – задачи, работа с текстом.

Цель практической работы : формировать навыки групповой работы, закрепить полученные знания через решение познавательных задач, применить знания, полученные ранее, для дальнейшего обобщения и систематизации.

Сейчас мы обобщим наши выводы и возможно дополним, выполняя практическую работу в группах.

Рабочий лист, задание № 2 – 40 сек. СЛАЙД 9 (Вебер для 5 гр.)

ОБСУЖДЕНИЕ СЛАЙД 10

1 группа

Задание

(В процессе обсуждения учащиеся приходят к ответу - в первом описании речь идёт о постоянном, во втором - о разовом, в третьем - об эпизодическом политическом участии.)

2 группа СЛАЙД 11

  1. Участник фестиваля искусств.
  2. Участник мирной демонстрации

Ответы: 1,3,5,

3 группа СЛАЙД 12

Задание : Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения? (государственный служащий, автор коллективного обращения в государственные органы, избиратель, организатор и участник митинга, член политической партии)

4 группа: СЛАЙД 13

≪ ≫ .

Задание:

5 группа: СЛАЙД 14

Задание:

СЛАЙД 15

6 группа:

Задание: На основании изложенных фактов сделайте вывод о причинах абсентеизма -уклонения от участия в политике.

Ответы учеников

  1. Определение термина.

Цель задания : активизировать восприятие учебной информации, стимулировать самостоятельность умственной деятельности учащихся.

Итак, осмысливая все сказанное, давайте определим понятие «политический статус личности» - это….

Предполагаемый ответ:

Запись в тетрадь : СЛАЙД 16

Политический статус – место человека в политической системе общества, совокупность его прав, свобод и обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.

СЛАЙД 17

  1. Учебная дискуссия

Цель: стимулировать познавательную деятельность учащихся, оценить эффективность усвоения учениками предшествующего материала.

Давайте подискутируем, перед вами два тезиса от каждой группы приведите несколько аргументов подтверждающих или опровергающих ту или иную точку зрения:

  1. Образованный человек всегда отличается высокой политической культурой.
  2. Политическая культура не нужна, так как при любом политическом режиме все решает властвующая элита.

Аргументы детей

Завершение:

Мы все хотим жить хорошо. Никто из нас не хочет жить плохо. Человек рожден для счастья, как птица для полета. О чем мечтает каждый из нас? Что в этой жизни вам нужно больше всего?

Вывод: Мы все очень разные, но желания у нас общие. Мы все стремимся к счастливой и благополучной жизни.

От кого и от чего зависит наша счастливая и благополучная жизнь? (От нас самих, от общества, в котором мы живем, от государства, от той власти, которая управляет государством).

Учитель: Проблема абсентеизма – это не только Российская проблема. Разные страны по-разному пытаются решить ее.

Касаемо избирательного права, как основного нашего политического права, например, в ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф.

В других странах поднимают возрастной ценз, считая молодежь неспособной к принятию важных решений.

  1. Прием: «Поле идей». СЛАЙД 18

Цель: активизация гражданской позиции

А теперь я попрошу вас подумать и ответить на такой вопрос: что лично я могу сделать для развития демократической политической культуры?

Запишите ответ на цветные листы и приклейте пожалуйста свой ответ на этот ватман.

Ну что ж, прекрасно, как много светлых идей. Всех их объединяет одно – любовь к Родине, уже осознаваемая вами ответственность каждого из нас за то, как развивается наша страна и наше общество.

Домашнее задание:

  1. составить схему «Политическая культура».
  2. * На основе социологического исследования, проведённого учёными в середине 90-х годов, выявлены группы населения, различающиеся по отношению к политике.

Интерес к политике постоянен, пользуются различными источниками информации, чтобы быть в курсе происходящих событий.

18,5%

Давно выбрали политические силы и лидеров, которым доверяют, и следят в основном за их деятельностью

4,8%

Политикой интересуются от случая к случаю, в основном заняты собственными делами.

44,5%

Политикой не интересуются, участия в политической жизни не принимают и не собираются принимать.

15,8%

Затрудняются определить свою позицию.

4,6%

На основе своего социологического исследования подготовьте ответы на вопросы:

  1. Изменилось ли отношение к политике в наше время?
  2. Возросло или уменьшилось количество людей, интересующихся политикой?
  3. Определите позиции каждой из групп на начало нынешнего столетия.
  4. Аргументируйте свою точку зрения.

Социологическое исследование можно провести как индивидуально, так и группой

7.Подведение итогов урока.

Цель: оценить работу учащихся на уроке.

Благодарю за работу.

Предварительный просмотр:

ГРУППА 1

Рабочий лист учащегося

Задание № 1

Заполните таблицу поставив любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

Прямое

участие

Представительное

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Участие в выборах

Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях

Задание № 2

а) Избранный в городскую думу, он приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов.

б) Однажды он принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности.

в) Всякий раз с приближением президентских выборов он переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал.

Задание . Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик?

ГРУППА 2

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/по количеству участвующих/

Массовое

Групповое

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Участие в выборах

Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях

Задание № 2

Укажите, какие из ниже перечисленных положений характеризуют политический статус личности:

  1. Депутат Государственной Думы.
  2. Владелец частного Дома моделей.
  3. Руководитель политической партии.
  4. Участник фестиваля искусств.
  5. Участник мирной демонстрации

ГРУППА 3

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/периодичность участия/

Разовое участие

Периодическое

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Участие в выборах

Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях

Задание № 2

Некий двадцатидвухлетний россиянин, известный как автор обращения коллектива государственных служащих в вышестоящий государственный орган с предложениями по реорганизации своего учреждения, во время избирательной компании мэра города организовал митинг и выступил на нём в защиту предвыборной программы одного из кандидатов, члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем на избирательном участке проголосовал за него.

Задание : Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения?

ГРУППА 4

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу поставив любой знак правильно ответа

(Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

Прямое

участие

Представительное

Обращения граждан, встречи с политическим лидером

Участие в митингах, пикетах и т.д.

Деятельность политических лидеров

Задание № 2

Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, называется автономным участием. Его противоположностью является участие мобилизованное, имеющее принудительный характер. Например, в СССР под угрозой каких-либо санкций граждане были обязаны участвовать в праздничных демонстрациях, чтобы показать всенародное единство и одобрение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных политических режимах, а автономное -в режимах демократических. ≪ Только в условиях демократии, -подчеркивает современный американский политолог С. Верба, -политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована ≫ .

Задание: Охарактеризуйте автономное и мобилизационное политическое участие. Опираясь на обществоведческие знания и свой личный опыт подтвердите или опровергните мнение американского политолога С.Верба

ГРУППА 5

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/по количеству участвующих/

Массовое

Групповое

Обращения граждан, встречи с политическим лидером

Участие в митингах, пикетах и т.д.

Деятельность политических лидеров

Задание № 2

Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному вовлекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности:

1. Личность активиста / характерна высокая политическая активность, постоянный интерес к политическим проблемам и информированность о них/.

2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике /проявляет интерес к политике, хорошо информирована, но в силу определенных личных обстоятельств

(отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует лишь в выборах и отдельных политических акциях/.

3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней.

4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике.

политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность не является субъектом политики.

Задание: Сравните современную классификацию с классификацией М.Вебера. Находите ли вы сходство и различие?

ГРУППА 6

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/периодичность участия/

Разовое участие

Периодическое

Обращения граждан, встречи с политическим лидером

Участие в митингах, пикетах и т.д.

Деятельность политических лидеров

Задание № 2

Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень доходов или профессия.

Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются социально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), социальной и политической идентичности (отождествлении себя с определенной социальной группой). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации).

В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности человека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовлетворенными социально-экономическими потребностями и

потребностью в правовой защищенности. Не случайно включение в политику большинства российских граждан происходит под лозунгами повышения жизненного уровня, социальной защиты, борьбы с преступностью.

Творчески подходя к заданиям, будем решать задания, дискутировать и заявлять свою позицию.

Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАНИНА право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии; проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей; направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам. 5

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РОЛИ ИЗБИРАТЕЛЬ ДЕПУТАТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР ЧЛЕН ПАРТИИ УЧАСТНИК МИТИНГА Политическое участие- это степень вовлечения личности в политические отношения

Формы политического участия Виды политического участия По количеству участвующих Периодичность участия Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы Участие в выборах Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях Обращения граждан, встречи с политическим лидером Участие в митингах, пикетах и т.д. Деятельность политических лидеров

КЛАССИФИКАЦИЯ М. ВЕБЕРА Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п. Политики «по совместительству » - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни. Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.

1 ГРУППА а) Избранный в городскую думу, К. приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов. б) Однажды И. принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности. в) Всякий раз с приближением президентских выборов В. переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал. Задание. Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик?

2 ГРУППА Укажите, какие из ниже перечисленных положений характеризуют политический статус личности: 1. Депутат Государственной Думы. 2. Владелец частного Дома моделей. 3. Руководитель политической партии. 4. Участник фестиваля искусств. 5. Участник мирной демонстрации

3 ГРУППА Некий двадцатидвухлетний россиянин, известный как автор обращения коллектива государственных служащих в вышестоящий государственный орган с предложениями по реорганизации своего учреждения, во время избирательной компании мэра города организовал митинг и выступил на нём в защиту предвыборной программы одного из кандидатов, члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем на избирательном участке проголосовал за него. Задание: Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения?

4 ГРУППА: ≪ Только в условиях демократии, -подчеркивает современный американский политолог С. Верба, -политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована≫. Задание: Охарактеризуйте автономное и мобилизационное политическое участие. Опираясь на обществоведческие знания и свой личный опыт подтвердите или опровергните мнение американского политолога С.Верба

5 ГРУППА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО М.Веберу 1. Личность активиста Политики «по случаю» 2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике Политики «по совместительству 3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней. Профессиональные политики 4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая.

Абсентеизм – уклонение от участия в политике

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС – ЭТО место человека в политической системе общества; совокупность его прав, свобод и обязанностей; возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.

Образованный человек всегда отличается высокой политической культурой. Политическая культура не нужна, так как при любом политическом режиме все решает властвующая элита.

Что лично Я могу сделать для развития демократической политической культуры в России?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1) Составить схему «Политическая культура». 2) Творческое задание. Социологическое исследование. Основной вопрос: возросло или уменьшилось число граждан, интересующихся политикой (по сравнению с результатами исследования ученых в 90-е гг.).


Политический статус личности

Политический статус личности - положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.

Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод:

    правом избирать и быть избранными

    свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов

    пра­вом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти

    принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через двоих представителей.

Он является активным субъектом политического процесса.

Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая ре­альность, в которую она включена, но и политические функции, ро ли .

П олитические роли личности - политические функции, нормативно одобренные образы по­литического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе.

Ее политическими роля ми могут быть роли:

    рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;

    человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;

    гражданина, состоящего на выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно по своей воле включенного в политическую жизнь общества, лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации.

    профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источники существования, но и составляет смысл жизни;

    политического лидера - человека, способного изменять политических событий и направленность политических процессом

Но личность не рождается с ранее усвоенным политические опытом, они приобретаются на продолжении всей жизни человека.

Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль

Этапы политической социализации:

1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;

2-й этап - период обучения старших классах школы, когда формируется информационная структура существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного объекта политики;

4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает политическую культуру.

В соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторич ную социализацию .

1)Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества.

2)Вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с поли­тической системой на основе полученных ранее ценностных установоки ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе школы), общественными организациями, средствами массовой информации. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).

Типы участия личности в политике:

1) бессознательное (поведение человека в толпе)

2) полусознательное (политиче­ский конформизм) - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней.

3) с ознательное участие в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение

2 вар. Политический статус личности

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.

Статус- совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

В политологии выделяют следующие основные типы личности:

    аполитичная личность-отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;

    пассивная личность - с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;

    гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;

    гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;

    общественно-политический деятель;

    профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;

    политический руководитель - лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.

При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:

    наличие системы политических ценностей;

    относительная стабильность политических мотивов;

    способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.

* Политическая социализация - процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

Похожие статьи